Лекция 7. Русская философская культура
1. Проблема возникновения русской философии. 2. Основные проблемы в русской религиозной философии. 3. Понятие соборности в русской философской культуре.
В 1751 году вышел первый русский учебник по философии - " Знания, касающиеся вообще философии, для пользы тех, которые о сей материи чужестранных книг читать не могут" Григория Николаевича Теплова (1717-1779). Однако развитие русской философии в XVIII - первой половине XIX века во многом носило подражательный характер, вследствие господства идеалов европеизма, просветительства и сциентизма. Просветительские тенденции проявляются в том, что существенной чертой русской философии становится обращение к социальной проблематике, анализ и критика форм правления и политического строя, рассуждения о ценности и значения личности для общества. Поднимаются проблемы взаимоотношения России и Европы, критика древности. Споры о нравах и дискуссия по норманнскому вопросу задают то полемическое направление, в рамках которого уже в 19 веке ставится вопрос о выработке самостоятельного любомудрия. Профессионализация любомудрия приводит к его институционализации. Активизируется издательская и переводческая деятельность в сфере философии, возникают журналы, вокруг которых группируются единомышленники. Складываются литературные общества и салоны, возникают философские кружки. Все это говорит о том, что к середине 19 века философия отделяется от других видов деятельности и становится самостоятельной творческой, идеологической силой, подрывающей монополию церкви и государства в этой сфере. Волна европейских революций, война 1812 года, декабристы оказали серьезное влияние на развитие философии. Этих событий было достаточно, чтобы философия оказалась во вражде с властью. Николай I начал поход против философов, а с 1850 года он запрещает преподавание философии в университетах. Из студенческих аудиторий философия перекочевала на страницы журналов и газет, срастаясь с идеологией и программами формирующихся партий, с литературными (художественными) образами. Русская философия начинает свое существование с 19 века23. В 40-50 е годы 19 века по ряду общефилософских вопросов русская общественная и философская мысль разделилась на 2 направления - западничество и славянофильство. Идеологию западников поддерживали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др. Их работы во многом близки идеям Гегеля, Фейербаха, французских материалистов. Славянофильство является оригинальным русским философско-идеалистическим течением. Во 2 половине 19 века оформились 2 направления в русской философии: 1) революционно-демократическое (Чернышевский, Плеханов). Н.Г. Чернышевский (1828-1889) был сторонником крестьянского, общинного социализма, который, по его мнению, может возникнуть, миновав стадию капитализма. В этике он разработал теорию " разумного эгоизма". Г.В. Плеханов (1856-1918) - основоположник русского марксизма. Он не допускал мысли, что в России свершится революция, пока капитализм не наберет полной силы и пролетариат не составит большинства населения. В дальнейшем марксизм стал все больше сближаться с народничеством и получил свое окончательное завершение в большевизме. 2) религиозно-идеалистическое направление (В. Соловьев и его последователи), на идеях которого мы остановимся ниже. Временем расцвета русской философии стал рубеж 19-20 века. 1917 год провозгласил конец всякому инакомыслию. В 1922 году оппозиционная интеллигенция высылается из советской России. Русская философия уходит в подполье и в диаспору. В эмиграции оказались Франк, Ильин, Лосский, Булгаков, Бердяев, Вышеславцев, Карсавин, Н.С. Арсеньев. До этого эвакуировались Зеньковский, Трубецкой, К.В. Мочульский, Н.Н. Алексеев, С.С. Безобразов (епископ Кассиан), А.В. Ельчанинов и др. Через некоторое время к ним присоединились Г.П. Федотов и Г.В. Флоровский24.
23 По другим данным философская мысль начала развиваться еще в древнерусской культуре. См.: книги А.Ф. Замалеева. 24 Летопись русской философии. 862-2002 / Редактор-составитель А.Ф. Замалеев. Спб.: Изд.-торговый дом " Летний сад", 2003. 352 с. Основы русской религиозной (идеалистической) философии заложил В.С. Соловьев. Русская религиозная философия - оригинальная философская традиция, выросшая на основе многовекового духовного опыта русского народа. Ее предпосылки обнаруживаются во всей предшествующей культуре, это прежде всего древнерусская культура, писания и предания святых отцов, славянофильские учения, русская литература XIX века, православная религиозность в целом. Все это оказало глубокое влияние на философские изыскания русских мыслителей. Однако русскую религиозную философию нельзя рассматривать в отрыве от западной философской традиции. Русская религиозная философия является продолжательницей традиций западной философии и представляет собой один из вариантов постклассической философской мысли. Еще в середине XIX века Иван Киреевский в работе «О необходимости новых начал для философии» (1856) писал об отвлеченности западной рациональной философии, пытающейся заменить религиозную веру. Западная философия, как и древнегреческая философия, возникла из внутреннего разногласия веры. Человек раздробил свои духовные способности на части и возвысил рассудок, который стал притязать на полноту знания истины. Человек в глубине оторвался от всякой связи с действительностью и сам явился на земле отвлеченным существом, «как зритель в театре, равно способный всему сочувствовать, все одинаково любить, ко всему стремиться под условием только, чтобы физическая личность его ни от чего не страдала и не беспокоилась». Затем В. Соловьев в диссертации «Кризис западной философии» критикует односторонность и отвлеченность западной философии, ее оторванность от практических задач, от влияния на народную жизнь. Он пишет: философия возникает тогда, когда у человека вера становится предметом мышления, а не внутренним безотчетным убеждением, началом жизни. По Соловьеву, внешнее раздвоение между верой и знанием вылилось на деле в раздвоение между наукой и жизнью. Познание общих форм бытия, условий действительности отодвинули на задний план познание самой действительности. Знание перестало быть живым и действенным. Соловьев видит свою задачу в восстановлении внутреннего единства умственного мира. Соловьев выступает в этой работе как против отвлеченной философии, так и против отвлеченного догматизма, то есть богословия. Отвлеченная философия, отвечая на теоретический вопрос «что есть?», не отвечает на практические вопросы: что должно быть? Что человеку хотеть? Что делать? Во что верить? Из-за чего жить? Отвлеченное богословие определяет истину как только догмат веры и являет собой отвлеченный догматизм. В его рамках невозможно свободное развитие человеческого разума, свободное отношение разума к религиозному содержанию, свободное усвоение и развитие разумом этого содержания, а также богатого знания материальной природы, через которое осуществлялось бы религиозное содержание знания. Соловьев пытается освободить традиционную теологию от отвлеченного догматизма, ввести религиозную истину в форму свободно-разумного мышления и реализовать ее в данных опытной науки, связать ее с философией и наукой. Так у Соловьева получилась система свободной и научной теософии, концепция цельного знания. Философская система Соловьева должна была представлять высшее состояние всей философии, связующей мистицизм, рационализм и эмпиризм, а также философию, науку и теологию. Русская религиозная философия, таким образом, возникает на почве кризиса западной философии и кризиса русской церкви, вызвавшего потребность в обновлении ее социально- политического и идеологического курса. Этот тип философствования знаменует собой начало зарождения нового типа знания – единого, целостного и цельного знания, объединяющего науку, религию и искусство, как типичной черты всей последующей философии, стремящейся к мировоззренческим синтезам. Неслучайно, первая философская система, которая открывает русскую религиозную философию, получила название «философия всеединства». Русские философы вернули философии ее первоначальный смысл – любовь к мудрости. Н. Бердяев писал: «Как ужасно, что философия перестала быть объяснением в любви, утеряла Эрос и потому превратилась в спор о словах. Религиозная философия всегда есть объяснение в любви, и слова ее не рационализированы, значение ее слов не номинальное. Какая ложь, что познание исчерпывается рациональными суждениями! Выражение любви есть изречение высшего и подлинного познания. Любовь к Богу и есть познание Бога, любовь к миру и есть познание мира, любовь к человеку и есть познание человека»25. Центральная тема размышлений русских философов – тема России, ее судьба, осмысление русской истории и культуры. Проблема судьбы России, философия русской истории и культуры определяется своеобразным термином - «русская идея». Содержание данного термина неоднозначно и в разных учениях оно различно. Если кратко резюмировать суть и основной смысл русской идеи философов серебряного века, то можно сказать, что это идея о сохранении, преображении и спасении России и русского человека. Эта идея имеет универсальное содержание, поскольку в русской культуре многие мыслители как отечественные, так и западные, видят духовный центр мира.
25 Цит. по: Сабиров В.Ш. Философия в конспективном изложении. Ч.1. История философии. Новосибирск, 2003. С. 69. Кроме того, русская идея – это своеобразный ответ на вопросы, поставленные в западной философской культуре. Это специфически «русское видение и решение фундаментальных вопросов бытия»26. Одним из таких вопросов является вопрос смерти и ее преодоления. Исследователь Л. Карасев в работе «Русская идея (символика и смысл)» заметил, что «нет проблемы России, есть проблема преодоления смерти»27. Действительно, все философы серебряного века так или иначе подходят к осмыслению этой проблемы, создавая иногда фантастические планы продления человеческой жизни («русский космизм»). Вопрос о смерти соединяется русскими философами с рядом серьезных проблем – проблема добра и зла, свободы, проблема человека в целом, соотношение божественного и человеческого в мире и самом человеке, вопрос об истине, о любви и многие другие. При этом решение всех перечисленных проблем русские религиозные мыслители видят на путях всеединства (целостности). Всеединство – ключевое понятие русской религиозной философии, определяющее специфику русского видения и решения фундаментальных вопросов бытия. Это понятие впервые употребляется у В. Соловьева. Оно включает в себя единство истины, добра и красоты, которое постигается цельным знанием (органическим единством теологии, философии и науки), предполагающим единство всех духовных способностей и видов опыта в познании сущего. Всеединство – родовое понятие, объединяющее ряд важных понятий и раскрывающее свое содержание в них. Приведем некоторые из них28: 1) проблема теодицеи (теодицея - богооправдание) или оправдания Бога за зло, царящее в мире. В решении этого вопроса философы придерживаются позиции, что человек ответственен за зло, поскольку он создан Богом свободным. В человеческом сердце соединены добро и зло, и от воли человека зависит, быть или не быть злу. 2) Соборность (от слова «собор») выражает идею собрания, существующего не в каком-то месте, а потенциально без внешнего соединения. Понятие, отражающее единство свободы личности и коллектива, стремящегося её себе подчинить; это «единство во множестве», по выражению А.С. Хомякова. 3) Богочеловечество – это концепция развития мира, истории, человека как устремленности, восхождения к Богу в солидарности всех частей человеческого рода.
26 Цит. по: Сабиров В.Ш. Философия в конспективном изложении. Часть1. История философии. Новосибирск, 2003. С. 74. 27 Карасев Л. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии. 1992. №8. 28 Цит. по: Сабиров В.Ш. Философия в конспективном изложении. Часть1. История философии. Новосибирск, 2003. С. 73-75. 4) Софиология или учение о Софии как душе мира, отражающей связь мировой души с Логосом. 5) Русский космизм – понятие, отражающее идею неразрывной связи человека с космосом, Земли с вселенной. Скрепляющей основой всеединства является любовь. Особенностью трактовки философии любви русскими религиозными мыслителями является сочетание человечности и духовности, тела и духа, человека и Бога. Таким образом, мы видим, что философская проблематика мыслителей серебряного века проникнута единым стержнем – верой в Бога.
Соборность анализируется исследователем В.Н. Засухиной как нравственный идеал [8]. В качестве источника идеала соборности она рассматривает патристику, в которой сформулированы основные догматические положения ортодоксального христианства, являющимися соборными по своей сути. Теоретические положения патристики в сжатом виде представлены в главном документе христианства - Никео-Константинопольском Символе Веры. С этим документом напрямую связано само происхождение термина " соборность", который был образован А.С. Хомяковым от прилагательного " соборный", как одним из атрибутов Церкви. Но у славянофилов соборная как вселенская, кафолическая, единая - это не количественное понятие, а качественное, так как данная характеристика Церкви определяется не количеством ее членов, а их углубленностью в истину. Церковь с их точки зрения, с одной стороны противоположна тоталитаризму, коллективизму, отсутствию свободы, а с другой - индивидуализму, отсутствию единства, так как она является свободным единством, " единством во множестве". У славянофилов соборность - это и этико-онтологическая категория. Соборность, с одной стороны, - это идеал в межличностных отношениях, а с другой стороны - всеобщий сверхприродный принцип бытия. Они разработали историософский и гносеологический аспекты соборности. Исторический процесс они рассматривали через призму соборности, а именно как решается проблема свободы и необходимости. Гносеологический аспект соборности связан с концепцией " живознания". Итак, у славянофилов соборность связана прежде всего с церковным единством, также это цельное знание цельной истины. На учение о соборности оказали влияние следующие идеи патристики: 1) триединые Бог как начало и причина мирового единства. Это идеал для человека и идеал и план для всего мира; 2) идея о том, что человеческое начало промыслительно и предназначено к воссоединению Божественного и природного в мире; 3) идея церковного единства, где Церковь подобна живому организму, в котором все члены связаны между собой. Она есть земной образ Совершенного Единства Троицы и Богочеловеческого единства. Святые отцы уверены, что вне Церкви достижение нравственного идеала невозможно; 4) эсхатологическая идея всеобщего объединения в конце времен и всеобщего воскресения; 5) идея литургического единства всех верующих христиан; 6) идея об объединяющей силе любви и смирения, которое является наиважнейшей общежительной добродетелью. В патристике выработано особое понимание проблемы соотношения единого и многого, всеобщего и частного, свободы и необходимости, свободы и единства. Данная проблема решается славянофилами на основе определения соборности как единства во множестве. Процесс появления в русском религиозном сознании идеи соборности связан с проникновением исихазма на Русь. В исихазме изначально заложены идеи, являющиеся соборными по своему характеру, а также заключены методы, способные помочь человеку в его стремлении к реализации идеала соборности. Из всех западноевропейских мыслителей более других на русских философов, занимавшихся названной проблемой, повлиял Шеллинг. В своем развитии идея соборности прошла несколько этапов: 1. учение славянофилов, где данная идея получила статус философской категории и объекта философских исследований. 2. Почвенничество (Достоевский). 3. Всеединство. Хотя В. Соловьев не употребляет этот термин и некоторые его идеи далеки от идеала соборности, например идеи пантеизма и экуменизма (идея теократии), тем не менее изыскания в области идеи универсализма способствовали открытию новых перспектив в разработке учения о соборности. 4. Философские построения последователей Соловьева, так называемая " школа всеединства", например С.Н. и Е.Н.Трубецкие, П.А. Флоренский, В.Ф. Эрн. 5. Философское творчество Н.Ф. Федорова, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, продолжавших развитие учения о соборности29. В русской религиозной философии соборность - нравственный идеал. Это одновременно критерий различения добра и зла в поведении человека, это альтернатива существующему 29 Засухина В.Н. Соборность как нравственный идеал в русской религиозной философии конца XIX-начала XX века: автореф. дис... канд. филос. наук. СПб., 2000. С. 7-8. порядку вещей. В этой идее воплощена мечта людей о братстве, единстве людей и соответствующее этому требование безусловной человечности в отношениях между ними. Соборность - уникальное явление русской культуры, противоположное западноевропейскому индивидуализму и рационализму. Соборность у Н.Ф. Федорова интерпретирована как идея " всеобщего родства", всеобщего синтеза, супраморализма. Достижение идеала предполагает акт всеобщего воскрешения предков и преображение мира по образу храма. Это и есть цель " всеобщего дела". Достижение идеала всеобщего родства возможно только при условии, если человек преодолеет всеобщую отчужденность, порожденную грехом хамитизма. Хамитизм философ определяет как грех попрания сыновней и братской любви, это грех Каина и Хама. Воплотить идеал " всеобщего синтеза", соборности может только человек, близкий земле, в которой покоится прах его предков. Городская культура, культура " обезземеления" или " экспатриации" порождает и культивирует антиидеал, так как она отлучает детей от праха их отцов, лишает человека ОТЕЧества. Город приучает человека к деятельности, нацеленной на достижение сиюминутных эгоистических прихотей, а не на достижение всеобщей благой цели. Детищем городской культуры является антисоборное общество, общество " по типу организма", которое Федоров противопоставляет обществу " по типу Троицы", в которой воплощается идеал соборности. В.В. Розанов понимает соборность натуралистически, а именно как семейное единство, как единство мужа и жены, а также как размножение, которое вносит в мировое единство разнообразие. Нравственный идеал соборности - это " домострой". Семья, по Розанову, главный критерий оценки и Церкви, и религии, и государства, и человека. Семья является идеальным воплощением соборности. Только верный своему дому человек застрахован от нравственной деградации. Соборность - это и единство супругов. Брак - начало всечеловеческого единства, которое осуществляется через пол. Пол - это теистическое и космологическое жизнеполагающее начало. Продолжение рода мыслитель рассматривает как священную обязанность. Религия должна культивировать брак и чадородие, только тогда она имеет право на существование. Безбрачие - это антиидеал, это оторванность от Бога и мира, искажение своего естества. В то же самое время мыслитель развивает и традиционное понимание соборности как церковного единства. Он, противореча себе, пишет, что идеал домостроя можно найти только в православии. С.Н. Булгаков соборность представляет в русле софиологии. Соборность из философской идеи превращается в богословско-философскую идею. Единящим центром мира является у Булгакова София. В основе всечеловеческого единства лежит общая для всех задача - преодоление греха. Грех ведет к атомизации общества, к разделению, к розни, к борьбе за существование вследствие господства эгоизма. Эгоизм и есть утрата софийности, соборности, результат грехопадения. Собрать человечество можно только на основе любви. Чувство соборности человек переживает как любовь. Соборность открывается только способным любить. Любовь основывается на осознании своего " я" как многоединства. Высшее воплощение любви - Троица, так как Она - идеал истинного отцовства и сыновства. Истинная любовь - это жертвенная любовь. В соборности соединяются свобода и необходимость. И свобода, и необходимость - это проявление софийности. Свобода - это онтологическая характеристика человека и внутренняя нравственная сила. Благодаря свободе человек занимает исключительное место в иерархии мирового порядка: человеческий уровень выше ангельского, так как ангелам свобода не дана. Всякий акт свободы - это преодоление внешней необходимости, но есть другая необходимость - метафизическая, высший промысел, которую нельзя преодолеть. Взаимодействие свободы и необходимости ярко выражено во всемирной истории, которая, с одной стороны, является процессом провиденциальным, а с другой стороны, в него включена как необходимое условие человеческая свобода. Конечной целью исторического развития, к которой должны быть устремлены все нравственные усилия человечества - достижение идеала соборности. Вопросы для самопроверки: 1. Выделите специфические черты, присущие русской философской традиции. Что принципиально отличает русскую философскую проблематику? 2. Что означает понятие «всеединство»? 3. Раскройте содержание понятия «соборность»? 4. Подумайте, каково отношение русских мыслителей к религии (православию)? 5. Повторение пройденного. Выберите лишнее и обоснуйте свой ответ: Эпикур, Платон, Аристотель, Беркли, Кант, Гегель.
|