Лекция 10. Понятие диалектики. Детерминизм и индетерминизм
1. Диалектика как метод познания и как учение о развитии. 2. Детерминизм и индетерминизм.
Диалектика – это учение о всеобщей, универсальной связи предметов и процессов действительности и их развитии, а также метод познавательной деятельности. Первоначально диалектика (с греческого языка – «веду беседу, рассуждаю») обозначала искусство вести спор посредством вопросов и ответов. В философии Гегеля диалектика предстала как учение о развитии. Им была разработана система законов диалектики. При этом в гегелевской философии сочетались законы развития бытия, мышления и познания, в основе которых лежала идея противоречия. Противоречие – это наличие в объекте противоположных сторон, свойств, тенденций, которые в то же время предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют в единстве. Противоречие раскрывает движущую силу и источник всякого развития. Альтернативами диалектики являются метафизика, отрицающая взаимосвязь и взаимозависимость вещей и предметов, внутренний источник развития, и релятивизм, абсолютизирующий момент изменчивости. Например, Кратил в противовес Гераклиту говорил, что «в одну и ту же реку нельзя вступить и единожды». Особой формой выражения метафизики является эклектика, т.е. соединение различных, часто противоположных взглядов, которое характеризуется отсутствием подлинной взаимосвязи. Что же такое развитие? Развитие – необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества. Основные черты развития: связь с движением, необратимость, направленность. Процесс развития имеет 2 стороны – прогрессивная (переход от низшего к высшему) и регрессивная (переход от высшего к низшему). Прогресс тесно связан с регрессом. Когда деградирует система в целом, это не значит, что все ее элементы подвергаются распаду. Целое может разлагаться, а отдельные элементы прогрессировать и наоборот. Что позволяет говорить о прогрессивной форме развития? В чем заключается критерий прогресса? Сложно выделить универсальный критерий прогресса, вероятно, что он состоит в расширении возможностей дальнейшего развития. В истории философии существовало несколько концепций развития: § логико-гносеологическая теория (И. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель); § антропологическая модель развития (Ж.П. Сартр); § теория конфликта (Дж. Тернер, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.); § диалектико-материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Среди концепций диалектики, сложившихся в русской философии, наиболее значительными являются: ¨ «диалектика теокосмического Всеединства» (В. Соловьева), ¨ «парадоксальная диалектика» (Н.А. Бердяев), ¨ «антиномическая диалектика» (о.П. Флоренский). Развитие, по Гегелю, осуществляется по определенным законам. К основным законам диалектики относятся: 1) закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающийся через категории «тождество», «различие», «противоположность». Категории тождество и различие характеризуют отношение объекта к самому себе и другим. Вещи различны и внутри себя, и между собой. Нет ничего абсолютно тождественного ни другому, ни даже самому себе; 2) закон перехода количественных изменений в качественные изменения, раскрывающийся через категории «качество», «количество», «мера». Мера – это соразмерность. Категория меры выражает единство качества и количества, своего рода граница перехода; 3) закон отрицания отрицания. Процесс развития невозможен без отрицания старого и рождения нового. Возникшее новое явление содержит в себе свои противоречия. Борьба противоположностей завязывается на новой основе и неизбежно приводит к новому отрицанию, при этом, однако, сохраняется преемственность в развитии. Диалектика, как было отмечено выше, учение об универсальной взаимосвязи предметов, явлений действительности. Это закономерные связи, в основе которых лежит принцип причинности. Всякое изменение (развитие) имеет свою причину и следствие. При этом причина и следствие – разные стороны процесса взаимодействия, поскольку не только причина влияет на следствие, но и следствие на причину. Для того чтобы причина вызвала следствие, требуются необходимые условия. Сами условия не могут вызвать следствия. Причина – то явление, которое при наличии определенных условий порождает новое явление. Следствие – это результат действия причины; то явление, которое вызывается, порождается причиной. Причину необходимо отличать от повода – внешнего толчка, способствующего проявлению причины. Например, ситуация: гибель больного из-за отсутствия медицинской помощи. Здесь причина – это заболевание больного, следствие – его смерть, условия – отсутствие медицинской помощи, повод – простуда, обнажившая серьезное заболевание. Причинность является ядром принципа детерминизма. Детерминизм – философский принцип, согласно которому все явления природы, общества, сознания связаны друг с другом и взаимообусловлены. Детерминизм нельзя отождествлять с причинностью, так как детерминизм включает в себя представление об относительной и абсолютной необходимости, случайности и вероятности, возможности и действительности. Сегодня выделяют непричинные виды детерминации: § функциональная связь, например: день – ночь, времена года, Е=mc²; § связь состояний; § структурная детерминация, например: часть и целое, содержание и форма; § целевая; § вероятностная детерминация показывает, что не всякая возможность обязательно осуществляется, но любая возможность содержит в себе определенную степень необходимости и, вследствие этого, определенный шанс стать действительностью. Вероятность – это количественная мера возможности. § телеономная детерминация – это детерминация, сложившаяся в живой природе в форме органической целесообразности, и целевая детерминация, характерная для человеческой деятельности39. Однако нельзя забывать о том, что в основании формирования всех типов непричинной детерминации лежит причинная детерминация.
39 Философия / под ред. П.В. Алексеева П.В., А.В. Панина. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. Альтернативной позицией детерминизму является индетерминизм, основанный на отрицании принципа причинности и объективности детерминации. Индетерминисты трактуют принцип объективной необходимости как фатализм. Например, И. Кант и Д. Юм считали, что регулярность и обусловленность явлений присущи нашему восприятию мира, но не миру самому. Немецкий философ Г. Риккерт полагал, что причинное объяснение применимо лишь к наукам о природе, но не к наукам о духе. Детерминизму противостоит и телеологизм (telos - цель) как учение об особом, целевом виде причинности. Это представление о том, что вселенная в целом осуществляет некоторый план, движется к определенной цели, заранее заданной, отсюда связь данного воззрения с теологией. Напротив, целесообразность и совершенство мира в диалектическом материализме объясняются через естественный отбор. Вопросы для самопроверки: 1. Перечислите известные вам учения о диалектике, вспомните их авторов. 2. Приведите примеры детерминизма и индетерминизма. В чем разница между детерминизмом и фатализмом? 3. Какие из указанных ниже процессов можно отнести к развитию? Аргументируйте свой ответ: а) Качание маятника; б) старение человека; в) сборка машины на конвейере; г) тренировка спортсмена; д) контрреволюционный переворот; е) взаимопревращение элементарных частиц; ж) течение болезни; з) «круговорот» воды в природе; и) Броуновское движение; к) движение Земли по орбите вокруг Солнца; л) разрушение природной среды человеком. 4. Рассмотрите концепции развития в социокультурном аспекте. Как изменилось представление о развитии с античности до наших дней? 5. В чем особенности метафизической концепции развития?
|