Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция 12. Философия сознания




 

 

1. Сознание как философская проблема.

2. Концепции сознания в истории философии.

3. Проблема идеального и сознание.

4. Вопрос о структуре сознания.


Интерес к проблеме сознания остается в центре внимания до сих пор. Что такое сознание? Какова его природа? Является ли сознание особой субъективной реальностью или это атрибут материальной вселенной? Как сознание связано с языком? Все перечисленные вопросы до сих пор не имеют однозначного ответа. Проблема сознания имеет особое значение. Она связана с более общей проблемой человека, поэтому мы и рассматриваем ее, заключая рассмотрение вопросов раздела философской антропологии.

Названная проблема имеет ряд аспектов рассмотрения. Прежде всего, это онтологический аспект, позволяющий понять природу сознания. Гносеологический аспект проблемы сознания связан с вопросами о том, познаваемо ли сознание, каков механизм познания сознания. Помимо философии сознание изучается такими науками, как, например психология, физиология, психолингвистика, информатика, семиотика и др. Но подход частных наук к проблеме сознания характеризуется тем, что сознание сводится к тем объективированным формам, в которых оно проявляется, в которых оно существует как знание о мире. Этот подход к сознанию Ф.Н. Цанн условно называет онтологическим, поскольку сознание обнаруживается в нейрофизиологических процессах материального тела. Этот подход рассматривает сознание как отражение внешнего мира в структурах биологического тела. Он доминировал в отечественной философии до 60х годов XX века и отражен в учебном пособии А.Спиркина «Основы философии», где, как известно, сознание – это функция мозга.

Действительно, сознание невозможно без мозга и других материальных структур высшей нервной системы, но сознание идеально и оно не сводится к деятельности мозга. Самое точное знание деятельности мозга не даст нам ответа на вопрос о связи физиологических процессов, протекающих в мозге, с мыслями, ценностями, мировоззренческими установками того или иного человека. Почему в разные эпохи люди думают и действуют по-разному? По Э.В. Ильенкову, мыслит вовсе не отдельный мозг и даже не целый человек. Он отмечает, что сознание функционально, оно связано с социумом, с социальным бытием человека.

Философское рассмотрение сознания иногда отождествляется с психологическим подходом к сознанию, что неудивительно, ведь психология долгое время развивалась в русле философии. Однако эти два подхода имеют некоторые отличия. Психология рассматривает сознание как форму психического, часть психики. Но отождествление сознательного (осознанного) и психического неправомерно. О сознании можно говорить, когда является гносеологический образ. В то время как есть психические явления, которые действуют, как сигнал, не будучи образами осознаваемых предметов. Понятие психики шире понятия сознания. Психика может и не содержать сознания, которое она не в состоянии интроспектировать,


самонаблюдать и т.п. Кроме того, психология рассматривает сознание независимо от социально-практической сущности человека.

Философский подход к сознанию можно назвать деятельностно-гносеологическим. Он рассматривает сознание в связи с социальным бытием человека, в контексте отношений

«человек – мир (культура, социум)».

Мы привыкли понимать сознание как знание предмета, состояния, переживания, как представление о чем-то или чего-то, то есть как предметное знание. Такое понимание сознание связано с марксистской традицией. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание»56. В психологии сознание сводилось к самосознанию, к рефлексивному воспроизведению испытываемых переживаний. В современной философии доминирует взгляд на сознание как явление сверхматериальное, сверхприродное. Сознание трактуется как особая духовная реальность со структурами, получившими название

«генеративными». Генеративные структуры способны создавать образы, идеи, понятия, не являющиеся отражением чего-то внешнего. Рожденные сознанием, они побуждают человека к активной деятельности по их реализации. Но вопрос об их происхождении является открытым.

Сознание в философии не сводится только к отражению бытия, это особый вид деятельности человека, составляющий способ существования социального бытия. Философия ставит следующие вопросы относительно сознания:

1) как соотносятся образы сознания с действительным миром;

2) как в процессе человеческой деятельности происходит превращение отражательного процесса (раздражение, ощущение и т.д.) в гносеологический образ. Другими словами, каким образом в сознании возникают именно образы внешнего мира, а не внутренних процессов, протекающих в органах человека вследствие раздражения;

3) каковы логические формы, с помощью которых осознается мир.

На основе вышесказанного, можно дать следующее определение сознания: сознание - это функция человека как особой социокультурной реальности, т.е. функция социального бытия человека (родового человека), участвующая в производстве и воспроизводстве социума. Благодаря этой функции мозг человека становится именно человеческим мозгом. Следовательно, сознание представляет собой не созерцательное отражение одного тела в структурах другого, а взаимодействие, взаимоотношение в процессе преобразования действительности и самоизменения. Сознающий человек не сводится к мыслящему телу. Человек как носитель сознания представляет систему социальных связей. Сознание является функцией человека как социальной системы.

 

56 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. С. 165.


Заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Атомисты (например, Демокрит) рассматривают душу как образование, состоящее из особых округлых атомов и пустоты, т.е. как особое материальное образование. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. Можно сказать, что Платон дал объективно-идеалистическую трактовку сознания.

В философии сложились и сохраняют свое значение сегодня следующие концепции сознании:

· Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

· Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли).

· Гилозоизм утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. Эта концепция восходит к ранним учениям милетской школы, ее элементы содержатся в учениях Аристотеля, Дж. Бруно, Б.Спинозы. Данные современной науки об элементах рассудочной деятельности животных, успехи физиологии в диагностике заболеваний центральной нервной системы, достижения кибернетики в создании «мыслящих машин» возрождают идеи гилозоизма и психофизиологического параллелизма, согласно которому и психическое, и физиологическое есть две самостоятельные сущности, исследование которых должно вестись через собственную субстанциональность.

· Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга. Отрицание качественной специфики сознания, мышления человека своими истоками уходит в античную культуру и особенно ярко проявилось в античном атомизме, но особую популярность материализация сознания получила в конце XVIII – начале XIX века в связи с


распространением идеи дарвинизма. Наиболее видные его представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт, пропагандируя достижения науки середины XIX века, огрубляли, упрощали сложнейшую философскую и психофизическую проблему, проблему соотношения материи и сознания. В XX веке, в связи с успехами решения технических задач конструирования искусственного интеллекта, философскими дискуссиями по поводу проблемы «может ли машина мыслить?», исследованиями, обнаружившими непосредственную взаимосвязь между содержательной стороной мышления и структурой протекающих в мозгу процессов, вновь актуализировались идеи характеристики мышления как атрибута материального субстрата.

· Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века, считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. Критикуя концепцию «врожденных идей» Декарта, они считали, что содержание идей, понятий, при помощи которых человек анализирует данные органов чувств об отдельных свойствах вещей, формирует общество, воспитание. Зачатки этой концепции можно обнаружить уже у Аристотеля, ставящего формирование способностей, добродетелей человека в зависимость от потребностей общества, интересов государства – полиса. В этих идеях отрицается индивидуальность мышления человека, зависимость способностей мыслящего индивида от особенностей строения и функционирования его центральной нервной системы.

· Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. Опираясь на достижения классической и современной науки, диалектико-материалистическая концепция сознания вскрывает сущностные черты и особенности человеческого сознания.

· Сознание – идеальное явление, функция, особое свойство, продукт высокоорганизованного материального субстрата – человеческого мозга, мыслящей материи.

· Сознание – идеальный образ, снимок, копия, отражение в мозгу субъекта материального объекта.

· Сознание обладает творческой активностью, проявляющейся в относительной самостоятельности его функционирования и развития и обратном воздействии на материальный мир.

· Сознание - продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать.


· Сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения.

В неклассической и постнеклассической философии складывается парадоксальная ситуация: в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания и, следовательно, о философском статусе феномена сознания ставится под сомнение, а практическое изучение сознания объективными, в том числе научными, методами активизируется, что свидетельствует о непреходящем значении и значимости человеческого мышления. На протяжении всего XX века одни участники в спорах о природе сознания воспроизводят идеи об ирреальности, трансцендентности сознания, а другие сводят сознание к языку, поведению, к нейрофизиологическим процессам, отрицая специфику и особую, свойственную самому сознанию структуру и сущность.

 

 

В современной европейской культуре существует большое количество определений сознания, в которых делается акцент на различных его аспектах: идеальность, конструктивность, адекватность, целенаправленность и целеполагание, опережающее отражение действительности, регулирование и самоконтролирование деятельности. Одной из наиболее характерных черт сознания является его идеальность.

Краткий исторический экскурс свидетельствует о широком диапазоне смыслового содержания категорий «идеального». И по сей день идеальное отождествляется со знанием, психикой, субъективным. В современной европейской и отечественной культуре под идеальнымпонимается специфический способ бытия объекта в психическом мире субъекта; идеальное – отражение действительности в формах духовной деятельности, субъективный образ объективного мира.

Сам механизм преобразования материального в идеальное современная наука не может объяснить достаточно убедительно, но сущность подобного преобразования представляется в акте отражения предмета в форме целеполагания. Идеальное направлено на изменение образа предмета, а не его самого. Его главной целью является схема деятельности, направленной на достижение определенного результата. Таким образом, идеальное есть:

а) особая форма отражения объективного мира,

б) особая форма деятельности субъекта, в которой все изменения, преобразования осуществляются в форме бытия субъективного, духовного (субъективная реальность) и целенаправленно регулирует объективно-реальные действия человека.

Идеальное – это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации.


В современной отечественной философии и науке сложились три концепции идеального. Согласно концепции Д.И. Дубровского, идеальное – явление, присущее субъективному миру отдельного социального индивида, материальным носителем его выступает нейродинамический код, природа которого науке до конца пока еще не ясна.

В концепции Э.В. Ильенкова идеальное рождается и существует не в голове, а при помощи головы в общественной деятельности человека. Его нельзя отождествлять ни с результатами деятельности индивидуального нейрофизиологического аппарата (индивидуализированное духовное бытие), ни с материальным субстратом объективации этого бытия (книга, мрамор, архитектурная модель, икона). Оно включает в себя весь мир объективированного духовного бытия не только отдельной личности, но и результаты духовной деятельности всего исторического процесса, мир человеческой культуры и всю очеловеченную природу. В этом смысле идеальное первично по отношению к сознанию индивида.

По мнению М.А. Лифшица, идеальное непосредственно связано с идеалом и не сводимо к понятию идея. «Идея» – это категория, связанная с характеристикой психической, сознательной деятельности субъектов, а «идеал» обозначает объективно-реальные образцы, эталоны представителей любого вида неживой, живой и социально организованной форм бытия (совершенной формы кристаллы, эталонные образцы растений и животных, позитивные ценности и идеалы в обществе). В этом смысле идеальное онтологически первично как по отношению к индивидуальному сознанию отдельного субъекта, так и по отношению к духовной, а следовательно, и к практически-преобразующей деятельности всего человечества.

 

 

Определяя сознание как функцию социального бытия человека, следует понимать, что осознает все-таки конкретный человек, но сознает он как индивидуализированный родовой человек, так как все формы сознания – это не продукт его индивидуальной деятельности, а проявления духовной культуры в целом.

Человек – единственное существо, наделенное духовной жизнью. Духовная подсистема рождается из взаимодействия индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание – это сознание отдельного человека, имеющее свою особенную структуру. При анализе сознания необходимо обратиться и к рассмотрению бессознательного, так как феномен бессознательного участвует в функционировании психики человека в целом. Бессознательное

это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. В структуре бессознательного особое место занимает уровень подсознания, включающий психические явления, связанные с автоматизмами.


С физиологической точки зрения бессознательные процессы весьма целесообразны. Они выполняют охранную функцию, освобождая мозг от перенапряжения, автоматизируя человеческие действия и увеличивая творческие возможности человека.

В структуре индивидуального сознания можно вычленить сферы: когнитивную, эмоциональную и мотивационно-волевую. Знания, эмоции, воля в своем единстве характеризуют работу сознания и обеспечивают выполнение им ряда жизненно важных для человека функций. Интегрирующим ядром в структурной организации сознания является мышление.

Общественное сознание – воззрения людей на явления природы, социальную реальность, выраженные в языке, в творениях духовной культуры. Под общественным сознанием следует понимать совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни. Определенные идеи появляются сначала в голове отдельного человека, а затем начинают жить в общественном сознании. Общественное сознание составляет духовную культуру.

Характеризуя структуру общественного сознания по степени и способам осознания действительного мира, можно выделить уровни(обыденно-практический и научно- теоретический) и формы, различающиеся методами и средствами отражения действительности и воздействия на реальную жизнь людей.

В общественном сознании можно выделить уровень общественной психологии, т.е. эмоционального отношения людей к общественному бытию, его оценку, выраженную в соответствующих чувствах и настроениях. Общеизвестно, эмоционально-психологическое настроение масс - главнейший фактор успеха или неуспеха в реализации экономических, политических и иных реформ. Существует также теоретический (идеологический) уровень общественного сознания. На этом уровне сознания общественное бытие отражается в научных понятиях. Теоретическое сознание участвует в выработке идеологии - систематизированного, теоретически обоснованного выражения коренных интересов различных социальных групп. Если на уровне обыденного сознания и общественной психологии люди стихийно осознают свои интересы, то идеология теоретически их обосновывает. Она создается в процессе специальной познавательной деятельности мыслителями-политиками.

Категория «массовое сознание» может рассматриваться в тесной связи с категорией

«общественное мнение». Общественное мнение — это суждения людей по поводу фактов действительности, оценка состояния жизни в области экономики, политики, морали, науки,


религии и т.д. В этих суждениях переплетается обыденный, эмпирический подход к событиям общественной жизни с теоретическим, научным.

Термин «бессознательное» используется для характеристики не только индивидуального, но и группового поведения, цели и действия которого не осознаются участниками действия. Последователь Фрейда Карл Юнг, изучая бессознательное, обнаружил в его структурах образы коллективного бессознательного — «архетипы». Архетипы представляют собой систему врожденных программ и установок, типических реакций, которые не декларируются как социокультурные нормы, но исходят из глубинных наслоений психической жизни человеческого рода. Они могут служить объяснительной моделью поведения человека и общества. Если сознание не будет учитывать возможность проявления архетипов и ориентировать их, привлекать как аттракт, психике грозит вторжение бессознательного в самых примитивных формах. По мнению К. Юнга, это может привести к индивидуальным и массовым психозам, лжепророчествам, волнениям и войнам.

Кроме уровней общественного сознания выделяются, как было отмечено выше, его формы. Многообразие видов общественно-практической деятельности людей порождает различные способы духовного освоения действительности. В силу этого можно выделить следующие формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное или атеистическое, философское и научное. Содержание этих форм изучают разные науки. Итак,

1. Политическое сознание - это совокупность идей, теорий, взглядов, выражающих отношение социальной общности к политической системе, государственному строю, организации экономики общества, власти, а также к другим социальным общностям, к партиям. На идеологическом уровне оно существует в форме политических программ и теорий, а на уровне социальной психологии в виде несистематизированных взглядов, суждений о власти, настроений.

2. Правовое сознание – это совокупность прав и обязанностей членов общества, убеждений, идей, теорий, понятий о правомерности или неправомерности поступков, о законном, должном и обязательном в отношениях между людьми данного общества. В правосознании также различают его теоретический (или идеологический) и психологический уровни.

3. Религиозное сознание – тип сознания, основанный на вере в сверхъестественное. Различаются также уровни религиозной психологии (I) и религиозной идеологии (II). I - это совокупность религиозных чувств, представлений, которые формируются стихийно под влиянием окружающих условий жизни. Ее творцом является масса верующих. II - система


соответствующих идей, выступающая в форме различных концепций. Ее создают и пропагандируют профессиональные служители культа.

4. Моральное сознание – форма общественного сознания, отражающая принципы, правила, нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении. Основными понятиями морали являются добро и зло, справедливость, правильное и неправильное, честь, долг, стыд, совесть, счастье и др.

5. Эстетическое сознание - совокупность вкусов и идеалов, взглядов и представлений о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом, возвышенном и низменном.

6. Философское сознание или философия - "особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни"57.

7. Научное сознание или наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности; это такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Итак, сознание – это способность человека как общественного существа адекватно и универсально взаимодействовать с окружающим миром и с самим собою, запечатлевать результаты этого взаимодействия в мыслительно-речевой деятельности и использовать ее как регулятор деятельности.

Вопросы для самопроверки:

1. Опишите структуру сознания человека. Чем отличаются понятия «сознание», «самосознание» и «рефлексия»?

2. Существует ли отличие христианской (православной) концепции психики человека и современным диалектико-материалистическим подходом к сознанию и психике человека?

3. Как вы думаете, мыслят ли животные? Чем сознание человека отличается от психики животного?

4. Какие из нижеперечисленных качеств относятся к понятию «душа», а какие к «духу»: а) углубленные размышления; б) гнев, ненависть; в) идеалы истины, добра, свободы; г) страсть к злым помыслам и поступкам; д) сердечные муки; е) воля и самообладание; ж) жажда знаний; з) связь с божественным началом, устремленность к Высшей безусловной ценности?

 

57 Степин В.С. Философия//Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.,2001.Т.4.С. 195.


5. Прочтите и дополните критерии, отличающие человека от его животных предков: а) Животное не производит, человек ... б) Животное "созидает" только сообразно потребности своего вида, человек ... в) Животное действует в соответствии с физической потребностью, человек ... г) Реализованная потребность животного гасится, человека ... д) Животное действует узко утилитарно, человек ... е) Животное "трудится" индивидуально, труд человека ...

 


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 2839. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.037 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7