Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Теории рационального поведения избирателей





Основоположником данной группы теорий поведения избира­телей считается Энтони Дауне, который в 1957 г. опубликовал кни­гу под названием «Экономическая теория демократии». Как явствует уже из названия, это был теоретический труд, и некоторые из поло­жений Даунса в гораздо большей степени соотносятся с традицион­ной политической философией, чем с современными ему выводами ученых-эмпириков. Действительно, избиратель у Даунса — это ра­ционально мыслящий индивид, делающий свой политический вы­бор вовсе не под давлением среды, а вполне сознательно, повинуясь только собственным интересам. Следя за избирательной кампанией, избиратель оценивает, во-первых, достижения, а во-вторых, про­граммные позиции конкурирующих партий с точки зрения тех вы­год, которые ему лично принесет победа той или иной из них. При этом избиратель способен определить, насколько один из возмож­ных исходов голосования выгоднее, чем другой, т. е., по определе­нию Даунса, вычислить «дифференциал выборов». Этот-то диффе­ренциал и ложится в основу выбора при голосовании, которое приобретает, таким образом, не экспрессивный, а инструменталь­ный характер. В общем, как пишут Джеймс Энелоу и Мельвин Хи-нич, «эта теория допускает, что избиратель сознает собственные интересы, оценивает соперничающих кандидатов на основании того, кто из них лучше послужит этим интересам, и голосует за заслужив­шего наивысшую оценку кандидата». На первый взгляд позиция Даунса возвращает нас к оптимистическому образу информирован­ного и заинтересованного избирателя, характерному для некоторых теорий демократии, но, казалось бы, окончательно похороненному классическими теориями электорального поведения. Но не все так просто.

Дауне излагает свои представления о поведении избирателей в рамках теории рационального выбора. Согласно этой теории, важ­нейшим критерием рациональности является такое соответствие между целями и средствами, при котором максимальный результат достигается ценой минимальных затрат. Между тем вычисление


236 Электоральное поведение

«дифференциала выборов» может быть довольно трудоемким де­лом. В идеале оно требует сбора огромного количества информа­ции по поводу того, какую именно политику в той или иной сфере будут проводить партии после прихода к власти. Вся информация должна быть проанализирована, взвешена и соотнесена с интереса­ми данного индивида. И это притом, что один голос, за кого бы он ни был подан, редко оказывает серьезное воздействие на оконча­тельные итоги выборов. Овчинка может просто не стоить выделки. Значит ли это, что рациональное голосование невозможно? Нет, отвечает Дауне, ибо в распоряжении избирателя находится превос­ходное средство сократить затраты, связанные со сбором и обра­боткой информации, но при этом сделать вполне рациональный выбор. Такое средство — идеология. Под идеологией Дауне пони­мал имеющееся в голове у каждого избирателя (а стало быть, не тре­бующее дополнительных затрат на разработку) представление о наилучшем устройстве общества. Для того чтобы сделать рациональ­ный выбор при голосовании, не нужно днями и ночами изучать партийные программы в поисках ответа на тот или иной вопрос. Достаточно, получив некое самое общее представление о предвы­борной платформе партии, соотнести его с личными идеологичес­кими убеждениями. «Дифференциал выборов» становится положи­тельным, если партийная платформа и личная идеология более или менее совпадают по содержанию.

Естественно, теорию Даунса можно отвергать как недостаточно реалистическую на том основании, что, как показали классики элек­торальных исследований, число «идеологов» среди избирателей срав­нительно невелико. Такая позиция действительно представлена в литературе. Но необходимо учитывать, что в классических теориях «идеологами» считались индивиды, которые не только легко ори­ентировались в широком круге политических вопросов, но и при­держивались по всем этим вопросам идеологически последователь­ных позиций. Думается, именно такие индивиды мало соответствуют даунсовскому критерию рациональности, ибо если вся их полити­ческая активность сводится к периодическим появлениям на изби­рательном участке, то объем накопленных политических знаний надо признать неадекватным масштабу и эффективности их практичес­кого применения. Для самого Даунса обладать идеологией — зна­чит иметь некое самое общее представление о том, что в политичес-


Теории рационального поведения избирателей 237

ком мире хорошо, а что — плохо, какова должна быть система рас­пределения общественных благ, и кто должен править. Это вовсе не предполагает ни глубины, ни последовательности идеологических взглядов. Сравнивая политический рынок с супермаркетом (а такая аналогия была очень близка Даунсу), можно сказать, что идеоло­гия — это фирменный ярлык. Увидев его на товаре, который на пер­вый взгляд не отличается от десятка других, избиратель уже знает, на какое качество он может рассчитывать. Основными ярлыками, применяемыми на современных политических рынках, являются «правая» и «левая» идеологии. При таком уточнении теория Даун-са может оцениваться как вполне реалистическая. Но чтобы обо­сновать такую оценку, нужно доказать, что избиратели способны распознавать ярлыки, т. е. что они различают «правых» и «левых» и что это различие влияет на выбор при голосовании. Этим вопросам был посвящен целый ряд эмпирических исследований электораль­ного поведения.

Прежде всего, надо было установить, действительно ли избира­тели приписывают себе идеологические предпочтения. Стандартный способ получить ответ на этот вопрос — предложить респондентам отметить свое положение на шкале с предельными значениями «крайне правый» и «крайне левый». Выяснилось, что граждане зре­лых демократий в большинстве своем справляются с этой задачей. Но, может быть, респонденты расставляли свои предпочтения, толь­ко чтобы удовлетворить любопытство социологов, не вкладывая в свой выбор никакого реального содержания? Оказалось, что это не так, ибо выбранное респондентами размещение на «лево-правой шкале» в достаточно большой степени соответствовало их позици­ям по политически значимым вопросам. Более того, исследователи применили еще одну меру контроля: попросили каждого из респон­дентов разместить на той же шкале основные партии. Оказалось, что и с этой задачей избиратели справляются вполне удовлетвори­тельно. Таким образом, идеология действительно может выполнять приписанную ей Даунсом функцию устройства, сокращающего свя­занные со сбором информации трудозатраты.

Каким образом это происходит в условиях многопартийной си­стемы? Один из вариантов ответа на этот вопрос, прямо вытекаю­щий из положений самого Даунса, состоит в том, что, подобно про­исходящему в описанных выше социологических исследованиях,


238 Электоральное поведение

идеология дает в распоряжение избирателя шкалу, на которой он размещает свои собственные предпочтения и предпочтения партий. Вычисление «дифференциала выборов» сводится к тому, что изби­ратель устанавливает, насколько близки его собственные позиции к позициям каждой из партий, и выбирает из их числа самую близ­кую. Таким образом, согласно «теории близости» (ргохтИуЛеогу), и осуществляется выбор при голосовании. Согласно другой теории, разработанной группой ученых при ведущем участии Джорджа Ра-биновица, шкала идеологических предпочтений не играет такой решающей роли. Политические предпочтения по каждому отдель­ному вопросу носят характер простых альтернатив — например высокие налоги или низкие налоги — и избиратель, раз идентифи­цировав себя как «правого», уже не вдается в детальное выяснение того, на сколько именно процентов обещает снизить налоги та или иная правая партия. «Направление» голосования уже установлено, и теперь важно только понять, выбор какой партии позволит шаг­нуть именно в этом направлении. Согласно теории Рабиновича и коллег (которую называют «теорией направлений», < Нгес1юпа1 (Аеогу), основание для ответа на этот вопрос дает интенсивность, с которой та или иная партия отстаивает предпочтительную для из­бирателя позицию. Можно сказать, что сегодня проверка теорий «близости» и «направлений» стала одним из главных течений в элек­торальных исследованиях. Полученные результаты пока не позво­ляют судить о том, какая из них ближе к истине.

Разумеется, из способности идеологии играть роль устройства, сокращающего затраты на приобретение информации, вовсе не вы­текает, что она действительно выполняет эту роль. Правда ли то, что идеологически мотивированные позиции партий по отдельным проблемам влияют на поведение избирателей, порождая так назы­ваемое проблемное голосование (1'ззие уоИп§)1 В начале 60-х гг. Кэм-пбелл и соавторы показали, что объем «проблемного голосования» в США был очень невелик. Однако уже в вышедшей в 1976 г. книге под красноречивым названием «Меняющийся американский изби­ратель» были приведены данные, свидетельствующие о гораздо боль­шей склонности избирателей принимать во внимание позиции партий по отдельным вопросам. Сходные результаты были получены и в ряде западноевропейских стран. Более того, анализируя резуль­таты эмпирического исследования электорального поведения в семи


Теории рационального поведения избирателей 239

зрелых демократиях, Марк Франклин пришел к выводу, что «если бы все проблемы, важные для избирателей, были должным образом измерены и каждой приписан свой вес, то рост проблемного голо­сования более или менее полно компенсировал бы упадок полити­ческих расколов». Это — очень серьезный тезис, по сути дела, пред­ставляющий теорию рационального поведения избирателей как идущую на смену классическим теориям, которые отступают в про­шлое вместе с адекватной им политической реальностью. К сожале­нию, «измерить» и «взвесить» отдельные проблемы не так-то про­сто ввиду их крайнего разнообразия, особенно в сравнительной перспективе.

Другое важное направление современных электоральных иссле­дований, сохраняя верность главным из сформулированных Даун-сом принципов, не придает идеологическим предпочтениям изби­рателей такой решающей роли. Основным фактором становится то, насколько успешно, с точки зрения избирателя, действующее пра­вительство справляется со своими обязанностями. Собственно го­воря, и сам Дауне, как мы видели, приписывал избирателю способ­ность учитывать этот фактор при вычислении «дифференциала выборов». Но в первоначальной версии теории рационального по­ведения избирателей такие соображения оставались вторичными. Как писал сам Дауне, «оценка деятельности правительства включа­ется в решение избирателя, если он полагает, что обе партии имеют одинаковые платформы». Сначала — идеология. Такой подход уже давно вызывал возражения у многих ученых, вполне разделявших мнение о рациональности избирателей. Вот что писал, например, в 1966 г. В. О. Кей: «Избиратели могут отвергнуть то, что они знают, или принять то, что они знают. Вряд ли многих из них привлекут обещания неизведанного... Основные потоки меняющих свои пред­почтения избирателей наглядно отражают важную и, возможно, главную роль электората — оценивать прошлые события, прошлые успехи и прошлые действия. Электорат судит ретроспективно; он определяет задачи на будущее ровно в той мере, в какой он одобряет или не одобряет прошлые события».

И действительно, не разумнее ли судить по делам, чем по обеща­ниям? Если мы склонны к положительному ответу на этот вопрос, то остается лишь выяснить, какие именно дела правительства при­влекают особое внимание избирателей. Как заметил Моррис Фио-


240 Электоральное поведение

рина, «обычно граждане располагают лишь одним видом сравни­тельно «твердых» данных: они знают, как им жилось при нынешней администрации. Им не надо знать в деталях экономическую или внешнюю политику действующей администрации, чтобы судить о результатах этой политики». Иными словами, существует прямая связь между положением в экономике и результатами выборов. Это не означает, что люди смыслят в экономике больше, чем в полити­ке. Просто при голосовании избиратель исходит из правдоподоб­ного допущения, что именно действующее правительство несет от­ветственность за состояние народного хозяйства. Если жилось хорошо — голосуй за стоящую у власти партию, если нет — за оп­позицию. Таким образом, у Фиорины состояние экономики оказы­вается таким же средством сокращения трудозатрат, связанных с при­обретением информации, каким у Даунса была идеология. Разумеется, можно возразить, что далеко не всегда справедливо воз­лагать на правительство ответственность за провалы, в которых могут быть повинны общемировые или долгосрочные экономичес­кие тенденции. Но, с одной стороны, трудно ждать справедливости от решений, принимаемых по принципу экономии усилий. С другой стороны, как остроумно замечает Бенджамин Пэйдж, «даже если великая депрессия и медленное восстановление не были виной Гуве­ра... возможно, что следовало наказать его для усиления стимулов к поддержанию благосостояния в будущем... Ошибочная снисходи­тельность оставила бы избирателей беззащитными перед лицом лож­ных и мошеннических объяснений; но ошибочная жестокость только побудила бы политиков вкладывать больше энергии и воображе­ния в решение проблем».

Эмпирическая проверка основного положения данной теории не составляет большого труда, поскольку в распоряжении исследова­телей имеются все три вида необходимых для этого данных: эконо­мическая статистика, результаты выборов и сведения, полученные в ходе массовых опросов. Начиная с 70-х гг. вышли десятки книг и статей, так или иначе затрагивавших взаимодействие экономичес­кой политики и электорального поведения в разных странах мира, и сегодня можно считать доказанным, что связь между ними суще­ствует. По поводу интенсивности и природы этой связи продолжа­ются споры. Во-первых, не до конца ясно, основывается ли выбор при голосовании на оценке избирателями собственного экономи-


Теории рационального поведения избира телей 241

ческого положения («эгоцентрическое голосование») или результа­тов работы народного хозяйства в целом («социотропное голосова­ние»). Данные по США и Западной Европе вроде бы свидетельству­ют в пользу второй модели. Во-вторых, некоторые ученые продолжают сомневаться в том, что ретроспективная оценка дея­тельности правительства полностью вытесняет ожидания в качестве мотива поведения избирателей, признавая, таким образом, возмож­ность «перспективного голосования». Однако результаты исследо­ваний не очень согласуются с такой возможностью. Даже наоборот: выяснилось, что успешная экономическая политика делает прави­тельство практически неуязвимым на электоральной арене даже в тех случаях, когда его дальнейшие намерения идут вопреки ожида­ниям большинства избирателей. Иначе трудно было бы объяснить, почему были избраны на второй срок Р. Рейган и М. Тэтчер, изби­рательные платформы которых, как показали социологические ис­следования, вызывали скепсис у большинства избирателей.

Из всего вышесказанного неверно было бы сделать вывод о том, что теории рационального поведения избирателей безоговорочно одержали верх над классическими теориями. Ни одна из версий ин­струментального подхода не объясняет, например, такой важный феномен, как явка на выборы. Попробуем подойти к этому феноме­ну с позиций теории рационального выбора, требующей взвешивать «экономические» выгоды и убытки от каждого поступка. Предпо­ложим, для участия в выборах зарегистрировано 15 миллионов из­бирателей. Если выборы проводятся по пропорциональной системе в рамках двухпартийности, то вероятность того, что голос кого-то из них окажется решающим, составляет одну пятнадцатимиллион­ную. «Экономическая» выгода от участия в голосовании столь нич­тожна, что, как заметил один исследователь, она не покрывает из­носа ботинок по пути на избирательный участок. С этой точки зрения, абсентеизм (т. е отказ от участия в выборах) — это един­ственно возможное рациональное поведение избирателей. Теорети­ки даунсовской школы извели кипы бумаги, пытаясь опровергнуть этот очевидный вывод. Наиболее остроумное объяснение дает «тео­рия наименьших сожалений», согласно которой вероятность того, что один голос сыграет решающую роль, конечно, мала, но если это вдруг произойдет, то индивид, партия которого уступила с таким минимальным отрывом, горько об этом пожалеет. Поэтому рацио-


242 Электоральное поведение

нальное поведение состоит в том, чтобы сходить на выборы и, зат­ратив минимум усилий, гарантировать себя от сильного и продол­жительного душевного дискомфорта. Неожиданным подтверждени­ем этой теории стали итоги президентских выборов 2000 г. в США, когда многие избиратели-демократы во Флориде, похоже, действи­тельно пожалели о том, что остались дома. В целом, однако, «тео­рию наименьших сожалений» следует признать не очень убедитель­ной — ведь вероятность победы с перевесом в один голос остается минимальной. Видимо, нужно согласиться с Бернардом Грофманом в том, что требовать от теории рационального выбора объяснения явки на выборы просто бессмысленно: лучшее, что от нее можно ждать, — это выявление условий, при которых явка может повы­ситься или понизиться. Классические же теории электорального поведения объясняют явку на выборы просто и вполне правдопо­добно: чтобы выразить солидарность со «своей» партией и тем са­мым доставить себе удовольствие, необходимо для начала явиться на избирательный участок.

Хотя данные о динамике электорального поведения действительно свидетельствуют о том, что классические теории постепенно уста­ревают, вряд ли найдется серьезный ученый, который взялся бы ут­верждать, что они совершенно устарели. В то же время теории рационального поведения избирателей более современны, но их объяснительная сила зачастую бывает скромной. Стало быть, вста­ет вопрос о том, можно ли сочетать эти теории. На первый взгляд вряд ли: слишком уж различаются их фундаментальные посылки. Классические теории исходят из пессимистического представления об избирателе как о политически безграмотном и нелюбопытном существе, ведущую мотивацию которого составляет, образно выра­жаясь, стадный инстинкт. Резко противопоставляя такому подходу свой, гораздо более оптимистический взгляд на избирателя, уже упо­минавшийся выше В. О. Кей однажды заметил: «Избиратели — не дураки!» И тем не менее синтез двух основных направлений в изуче­нии электорального поведения возможен. Эта возможность возни­кает благодаря даунсовской идее об экономии усилий, связанных со сбором информации. Для кого-то из избирателей способы эконо­мии — идеология или ретроспективные оценки деятельности пра­вительства. Но можно предположить, что для других ключом к вы­бору при голосовании выступают социальная принадлежность или


Электоральная политика 243

«партийная идентификация». Таким образом, выясняется, что клас­сические теории поведения избирателей — это частный случай тео­рии, основанной на представлении об их рациональности. А стало быть, открывается возможность использовать всю совокупность имеющихся теорий для объяснения того или иного электорального события, в том числе и для предсказания итогов выборов.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1010. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия