Средневековые путешествия и традиции гостеприимства
В средневековье продолжали развиваться экономические и культурные связи между различными странами Востока и Запада, Севера и Юга. Этому в немалой степени способствовали поездки писателей, путешественников, дипломатов и купцов. Однако основной побудительной силой, заставлявшей людей предпринимать далекие путешествия в чужие страны, были военные походы и торговля. Арабские купцы и путешественники. С VII в. н. э. арабы, проживавшие на Аравийском полуострове, стали распространять мусульманскую религию – ислам (по-арабски – покорность) на огромной территории. На Востоке они завоевали все Иранское нагорье и Туркестан, к северу от Аравии – Месопотамию, Армянское нагорье и часть Кавказа, на северо-западе – Сирию и Палестину, на западе – всю северную Африку. В 711 г. арабы переправились через пролив, который с этого времени стали называть арабским словом Гибралтар, и в течение нескольких месяцев завоевали почти весь Пиренейский полуостров. Арабские купцы плавали по всем морям Старого Света, кроме северных, и исходили тропическую Азию, субтропические страны и страны умеренного пояса – Восточную Европу и Центральную Азию. Они проникли в африканские страны к югу от Сахары и перешли через экватор. Благодаря широко развитой торговле арабы дали средневековому миру ряд выдающихся путешественников. Известным арабским путешественником был Сулейман, купец из Басры. Он совершил путешествие из Персидского залива через Индийский океан в Китай, посетив попутно Цейлон, Суматру, Никобарские острова. О своем путешествии Сулейман оставил записки, датируемые 851 г. н. э., в которых описал пройденный им маршрут и приключения, случавшиеся в дороге. На рубеже IX– X вв. путешествовал по Передней Азии и Восточной Европе арабский писатель Ибн-Даста. Результаты своих странствий он изложил на арабском языке в историко-географической энциклопедии «Книга драгоценных сокровищ», в которой имеются ценные сведения о славянах. В 921– 922 гг. в путешествии на Волгу в качестве секретаря посольства, отправленного багдадским халифом Муктадиром по просьбе болгарского царя Альмаса к новообращенным в ислам «волжским булгарам» с целью укрепления их в исламе, участвовал Ахмед Ибн-Фадлан. Посольство прошло через Иранское нагорье и Бухару в Хорезм, пересекло пустынное плато Устюрт и Прикаспийскую низменность и достигло столицы «волжских булгар». О своем путешествии Ибн-Фадлан написал книгу " Путешествие на Волгу", которая является одним из важнейших источников по средневековой истории Поволжья и Заволжья. Из путешественников первой половины X в. выделяется багдадский араб Массуди (умер в Египте в 956 г.), историк и географ. До нас дошли две его книги: «Золотые луга и алмазные россыпи» и «Сообщения и наблюдения», в которые вошли обширные материалы о природе, истории и этнографии посещенных им стран. Посетил же он все страны Ближнего и Среднего Востока, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу, а на юге – Восточную Африку до Мадагаскара включительно. Около 20 лет странствовал по Передней Азии и Северной Африке палестинский араб Мукаддаси. Только в одном Индийском океане он прошел «около двух тысяч фарсахов» (около 11, 5 тыс. км), которые описал в своей книге «Лучшее наставление для познания климатов». Выдающимся путешественником и ученым XII в. был Идриси (1100 – 1161). В юности он посетил Малую Азию, Англию, Францию, Испанию. Образование получил в Кордове. Идриси был приглашен сицилийским королем – норманном Рожером II, страстным любителем всяческих географических новостей, в Палермо для составления географических карт. Сицилийский король посылал в разные страны опытных путешественников и искусных художников, которые докладывали Рожеру о том, что им удалось увидеть, услышать и зарисовать. В течение 15 дет Идриси занимался обработкой доставленных ему сведений. Итогом длительной работы стали сочинения Идриси «Развлечение истомленного в странствии по областям» с 70 картами, и «Сад приязни и развлечение души» с 73 картами. Однако самым выдающимся арабским путешественником XIV в. был странствующий купец Ибн-Баттута (1304 – 1377), бербер по происхождению. В 1325 г. Ибн-Баттута отправился по суше из Танжера в Александрию Египетскую, посетил Сирию, Западную Аравию, Ирак, Йемен, побывал в столице Золотой Орды – Сарай Берке. Он был в Константинополе, Хорезме, Ургентче, Бухаре, Самарканде, Индии и Китае, плавал на Цейлон и Мальдивские острова. В 1354 г. Ибн-Баттута закончил путешествия и продиктовал описание своих странствий, целиком полагаясь на свою память. За 25 лет путешествий он прошел по суше и по морю около 120 тыс. км. Неутомимый путешественник посетил мусульманские страны и владения в Европе и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай. Книга «Путешествия Ибн-Баттуты» переведена на ряд европейских языков. Она содержит огромный исторический, географический и этнографический материал, представляет большой интерес до настоящего времени для исследователей и путешественников. Таким образом, арабские путешественники внесли весомый вклад в историю освоения и открытия новых земель, значительно расширили представления античных авторов об окружающем мире, познакомили Западную Европу с азиатским материком, продолжили и описали важнейшие торговые пути, способствовали сближению азиатской и европейской цивилизаций. Путешествия норманнов. Если арабам мы обязаны первыми известиями о востоке и юге, то норманнам – сведениями о севере и Новом Свете. Отважные мореходы – норманны были известны под разными именами – данов, аксаматов, викингов, гейдов, остманов, исторлингов, ннордлейдов, варягов. Основными занятиями норманнов являлись скотоводство и рыболовство. В поисках рыбы и морского зверя они совершали далекие путешествия по северным морям. Корабли норманнов были прочно построены из дубового и елового дерева. Знакомство с бурным Северным морем вынуждало их строить не плоские корабли, какие плавали по Средиземному морю, а высокие, с палубой, баками и шканцами. Именно на судах подобного рода норманны предпринимали свои грабительские набеги до Константинополя в одном направлении и до Американского берега – в другом. Путешествия норманнов по бурному и волнистому морю доказывают их искусство в плавании, а употребление паруса свидетельствует об их умении плыть при любом ветре. Вместо компаса, который им был неведом, они руководствовались полетом специально прирученных птиц. Норманнским путешествиям начиная с IX в. мы обязаны открытием самых отдаленных берегов и групп островов Северного моря. Они были ими не только открыты, но и большей частью заселены. Двигаясь на восток, норманны пересекали Балтийское море, заходили в Рижский и Финский заливы и, пользуясь древнерусскими торговыми путями, достигали по рекам Восточной Европы Черного моря, а через него проникали в Византию. В северном направлении они огибали Скандинавский полуостров и доходили до Белого моря. В западном направлении они первыми пересекли Атлантический океан, колонизировали Исландию, открыли Гренландию и побывали на северо-восточных берегах Великобритании, на острове Мэн и на востоке Ирландии, дважды завоевывали Англию. На территории нынешней Франции они укрепились в низовьях Сены, на полуострове Нормандия и на Норманских островах. Открытия норманнов не ограничились европейским континентом, вскоре распространились и по Северно-Ледовитому морю, за полярный круг, до Северной Америки. Несмотря на грабительский характер некоторых плаваний норманнов, их открытия и усовершенствования в морском деле, несомненно, оказали влияние на подготовку и проведение великих путешествий последующих мореплавателей. Путешествия славян. Испокон веков славянские народы проявляли себя отважными путешественниками и мореплавателями. В письменных источниках, относящихся к нашей эре, говорится, что уже тогда славянами был освоен водный путь по Днепру. Из записей греческих историков видно, что русские в VI – VII вв. выходили по Днепру в Черное море и через Босфор и Дарданеллы – в Мраморное, Эгейское и Адриатическое моря. К концу VIII и началу IX в. создается государство с центром в Киеве. В это же время славянами был освоен знаменитый путь «из варяг в греки», соединяющий Черное и Балтийское моря. Существовал и другой водный путь, идущий из Новгорода и Киева на Волгу. Предки славян на своих ладьях плавали также по Балтийскому морю, выходили в Атлантический океан и через Гибралтарский пролив проникали в Средиземное море. Следы древних славянских поселений найдены даже в Англии. В X – XI вв. Киевская Русь из-за своего географического положения являлась центром пересечения торговых путей между Западом и Востоком. В результате походов русских князей Олега (911) и Игоря (944) на Царьград были заключены торговые договоры с Византией. На основании договора 911 г. киевские купцы получали право торговать в Константинополе беспошлинно. Во время пребывания в византийской столице русские послы и купцы обеспечивались продовольствием, мылись в греческих банях «елико хотят», получали на обратный путь провизию и все необходимое для благополучного возвращения. В свою очередь византийские купцы и дипломатические лица в древнерусских городах находились под покровительством русских князей, обеспечивали их на территории своих княжеств охранной дружиной и всем необходимым. Путешествиям иностранных «гостей» в Древней Руси придавалось большое значение, о чем свидетельствует «Поучение» киевского князя Владимира Мономаха, где он наказывал сыновьям хорошо принимать «гостей», заботясь о них, потому что и «мимоходящие люди» могут разнести свету вести о стране и князе (Лаврентьевская летопись, 1094). В связи с принятием христианства на Руси (988) получили распространение «хождения» русских людей в святую Землю. После Иерусалима наиболее привлекательным городом для русских паломников был Константинополь, в котором в XI в. уже существовал русский квартал (оболг), населенный купцами и другими лицами, приехавшими из Древней Руси. В монастырях Константинополя возникли колонии русских монахов. Сведения о древних славянских путешественниках, паломниках и мореплавателях мы находим в многочисленных летописях. Одной из замечательных в этом отношении является знаменитая «Повесть временных лет», написанная киевским монахом Нестором. Наряду с летописями в Древней Руси существовали описания путешествий славянских людей в зарубежные страны, которые назывались тогда «хождениями». До нашего времени дошло около 20 таких описаний. Это «Хождение игумена Даниила во святую землю», «Паломничество Евфросиньи Полоцкой» и др. Таким образом, развитие торговых отношений Древней Руси с соседними странами и паломничества к святым местам способствовали складыванию надежных маршрутов следования торговых караванов и путей паломников, созданию постоялых дворов с местами ночлега и питания, образованию своеобразной системы сервиса, напоминающей современную туристскую. Крестовые походы. Вскоре после открытия Америки норманнами Европа была вовлечена в крестовые походы, продлившиеся почти два столетия. Наиболее массовое перемещение людей в средневековой Европе происходило во времена крестовых походов, которые предпринимались европейскими монархами, рыцарями и купцами с целью освобождения Святой земли (Палестины) от мусульман. Следом за ними шли на Восток священники и паломники в сопровождении множества нищих. В этот период происходило зарождение религиозного туризма. Деятельность Ордена госпитальеров. Особую «сервисную службу» для паломников представлял собой рыцарский орден госпитальеров (иоаннитов). Он берет свое начало от госпиталя, расположенного в Иерусалиме при монастыре Девы Марии, где еще задолго до арабских завоевателей принимали и лечили пилигримов, пришедших в Святую землю. Но после того как во главе этого учреждения стал Герард, было создано братство, сформирован его устав, который был утвержден римскими первосвященниками в XII в. Первоначальной задачей братства была помощь больным, паломникам и купцам, а также защита паломников от разбоя неверных, что и обусловило боевой дух рыцарей этого Ордена. Особо славились среди пилигримов гостиницы, расположенные прямо против Гроба Господня. Но постепенно госпитальерами была создана целая сеть гостиниц в городах и местечках не только Святой земли, но и по всему Ближнему Востоку, в паломнических центрах. Госпитальеры называли странствующих «господами», а себя их «слугами». Часто они помогали путешественникам деньгами. Известны случаи, когда в Иерусалиме госпитальеры приносили всю дневную выручку в гостиницы, оставляя ее паломникам. Но постепенно на первое место стали все больше выдвигаться военные цели, помощь паломникам стали оказывать лишь отдельные рыцари ордена. В 1259 г. Римский папа даже специальным указом утвердил три вида членов ордена: рыцари, священники, братья-госпитальеры. Паломнический «туризм» был необыкновенно прибыльным. У ордена было множество земельных владений, полученных, главным образом, в результате дарений, как на Востоке, так и в Европе: во Франции, Италии, Англии, Германии, Кастилии и Арагоне. Дела Ордена настолько процветали, что было создано в XII – XIII вв. даже орденское государство. Но оно просуществовало только до 1291 г. Крестовые походы в страны восточного Средиземноморья, происходившие под видом религиозного мероприятия, начались в конце XI в. и продолжались с перерывами до конца XII в. Значение крестовых походов. Они имеют не только общеисторический интерес (как выражение идей и настроений умов в известный период средневековой истории), но и познавательный. Они богаты внешними факторами и результатами, которые хотя были куплены весьма «дорогой ценой», но существенно повлияли на духовное развитие европейских народов. Тогда западные европейцы впервые большими массами поднялись со своих мест, чтобы познакомиться с неизвестными им народами и странами. Они частично усвоили их нравы и обычаи, частично передали им свои понятия и воззрения. На Востоке перед европейцами открылся новый мир с совершенно незнакомыми и чуждыми им понятиями, образом жизни и политическим устройством. Рассказы и описания увиденного и услышанного составили богатую литературу, которая с живым интересом читалась в монастырях и рыцарских замках. Эпоха крестовых походов представляет собой любопытнейший эпизод борьбы между Западом и Востоком. Мусульманский Восток оказал немалое влияние на различные стороны жизни западноевропейского общества – на его материальную культуру, быт и многое другое. Например, в XII – XIII вв. в Западной Европе по примеру мусульманских стран начали сеять гречиху и рис, выращивать арбузы, абрикосы и лимоны, высаживать дамасскую розу. С этого же времени вошел в употребление неизвестный ранее европейцам тростниковый сахар (раньше в Европе единственным сладким пищевым продуктом был мед). В XII в. в Европе начали сооружать ветряные мельницы – их крестоносцы увидели в Сирии. Использовались и некоторые ткани восточного происхождения: атлас (по-арабски – красивый), муслин (от названия города Мосул), дамаст (от названия города Дамаск). С конца XI – XII вв. на Западе стали разводить почтовых голубей, которых давно уже использовали арабы. Много веков жители Западной Европы умывались только холодной водой, а платье носили до дыр. В восточных странах европейцы научились мыться в горячих банях и менять платье и белье. Рыцари привезли из Сирии и Палестины щиты, украшенные гербами, а также некоторые музыкальные инструменты, на которых во время битвы исполнялась военная музыка. С точки зрения географических открытий движение крестоносцев имело большое значение по ряду причин. Оно привело к связям Европы с арабским миром. Крестовые походы дали значительный толчок сухопутным путешествиям и косвенно способствовали организации двух очень важных путешествий во второй половине средневековья (Карпини и Рубрук). Крестовые походы способствовали развитию торговли, а с ростом последней богатели могущественнейшие итальянские торговые города, ярким примером которых являются Венеция, Генуя и Пиза. Именно усиление торговых связей на Средиземном море способствовало усовершенствованию средневековых мореходных карт (так называемых портулаков), послуживших основой для создания современных морских карт. Многочисленные путешествия в Палестину и обратно, как и образование христианских государств в странах Леванта, способствовали значительному росту знаний об этих странах. Завоевания монголов и средневековые посольские миссии. Дальнейшее развитие путешествий связано с монгольскими завоеваниями. В начале XIII в. монголы создали огромную империю, простиравшуюся от Дуная до Тихого океана, завоевав ряд княжеств Древней Руси, пройдя через Польшу, Силезию, Моравию, остановившись у границ Италии. В результате этих завоеваний были созданы обширные, относительно безопасные пути через Восточную Европу и Азию, которые стали использовать купцы, снабжая монгольских ханов и аристократию чужеземными предметами роскоши и драгоценностями, послы различных стран, стремившиеся первыми наладить дипломатические и другие отношения, чиновники, рассчитывавшие получить высокие должности при ставке великого хана, лазутчики, проникавшие с целью сбора военных и религиозных сведений и др. В европейских кругах зародилась мысль о том, что с монголами можно не только торговать, но и с успехом использовать как немусульман против турок или обратить в католическую веру. В результате этого к монголам были посланы два посольства, которые и привезли первые за все средневековье действительно важные географические сведения. Первый из этих послов французский 63-летний монах Плано Карпини по решению Лионского собора 1245 г. должен был доставить личное послание Папы Римского монгольскому великому хану. П. Карпини выехал в свое далекое путешествие 6 апреля 1245 г. из Лиона, где находилась тогда резиденция папы, и после длительного путешествия достиг ставки великого хана в Сыр-Орде. После длительного ожидания послы, наконец, были приняты великим ханом. Узнав содержание папской грамоты, хан написал ответное письмо, которое заканчивалось словами: «Мы поклоняемся нашему богу и с его помощью разрушим весь мир от Востока до Запада». Важность путешествия П. Карпини заключается в том, что он привез очень точные сведения об увиденных им странах и народах. Спустя шесть лет после возвращения П. Карпини французский монах Гильом до Рубрук, родом фламандец, был послан к монголам французским королем Людовиком IX. Новое посольство было вызвано следующими обстоятельствами: король Франции вел войну с арабами в Сирии. И в то время, как он преследовал их в Сирии, монгольский хан Эркалтай напал на арабов со стороны Персии и таким образом оказал Людовику услугу. Кроме того, разнесся слух о том, что хан принял христианство. Желая удостовериться в этом и заручиться поддержкой нового союзника в борьбе против мусульман, Людовик решил отправить Рубрука в Монголию. Весной 1253 г. Рубрук и его спутники отправились к монголам, а в мае 1255 г. возвратились во Францию. Рубрук написал книгу «Путешествие в восточные страны», которая в 1911 г. была переведена на русский язык. Знаменитым путешественником средневековья был венецианский купец Марко Поло, который не только совершил путешествие из Европы в Золотую Орду, но и прослужил при дворе великого хана почти 25 лет. Большое впечатление на Марко Поло произвела система путей сообщения, установленная по всей монгольской империи, и особенно в Китае, где Хубилай-ханом она была доведена практически до совершенства. От Ханбалыка во все главные провинции Китая шли большие дороги, обсаженные деревьями. На расстоянии от 175 до 210 км одно от другого в населенных и до 28 км в пустынных местностях были построены большие здания-станции, хорошо оборудованные и снабженные запасами всякого рода провизии, так называемые ямы. Марко Поло, на службе у хана объездивший весь Китай вдоль и поперек, сообщает, что эти ямы были так хорошо обставлены, что «даже король, если бы ему пришлось тут остановиться, остался бы доволен». В каждой комнате имелись шелковые постели, чистое шелковое белье и все необходимые принадлежности, которые могли понадобиться путешественнику. При каждой «яме» были конюшни на 200 – 400 лошадей. Иногда в пустынях вместо них содержались верблюды. В каждом таком станционном доме-яме был смотритель, следивший за тем, чтобы лошади и ямщики были всегда наготове. Между большими почтовыми станциями на расстоянии трех миль одна от другой были расположены подстанции для гонцов-пешеходов, которые не могли быстро бежать более 21 км. Для самой быстрой почты на этих подстанциях держали и перекладных лошадей. В этом случае имелись не только лошади, но и гонцы. Приближаясь, первый гонец звонил в колокольчик, подвешенный к поясу, давая знать о своем прибытии второму гонцу, который брал почту, вскакивал на приготовленную для него лошадь и мчался дальше. Данная система путей сообщения свидетельствовала о том, что монгольские правители придавали большое значение дорогам, от состояния которых зависело быстрое и слаженное управление огромной империей. Состоятельные путешественники также могли позволить себе посетить любой достопримечательный уголок страны, не заботясь о транспорте, ночлеге и питании. Марко Поло вернулся в 1295 г. в Венецию, принял участие в войне с Генуей, был пленен и, сидя в темнице, продиктовал рассказы о своих путешествиях товарищу по заключению лизанцу Рустичиано, который назвал «Книга Марко Поло о разнообразии мира». «Книга» Марко Поло рассказывает о путешествии, которое, по определению крупнейшего мирового авторитета в области истории географических открытий немецкого ученого Р. Хеннига, среди всех средневековых путешествий, несомненно, по праву считается самым замечательным и поистине выдающимся событием. Говоря о путешествиях в эпоху средних веков, нельзя обойти вниманием хождение русского купца Афанасия Никитина в Индию, который среди первых русских землепроходцев и мореплавателей, побывавших в далеких странах, занимает почетное место. Он посетил страны Передней Азии через 200 лет после Марко Поло и морем прошел от Ормуза до Индостана, побывав во внутренних районах Индии, где до него не ступала нога европейца. Находясь почти четыре года в Индии, А. Никитин свой пытливый ум и наблюдательность направил на изучение различных сторон жизни и природы загадочной в то время индийской земли. Свои наблюдения он изложил в записях, известных под названием «Хождение за три моря» – Каспийское, Черное, Аравийское. Повествование А. Никитина отличается правдивостью, строгостью и скупостью в отборе фактов. Он писал только о том, что видел и наблюдал. И не случайно известный русский славист, филолог и этнограф, академик И.И. Срезневский считал «Хождение за три моря» таким же важным литературным памятником, как и «Слово о полку Игореве». Имя Никитина вошло в историю наряду с именами всех известных исследователей и путешественников эпохи великих географических открытий. Он стал, по выражению Таким образом, в X– XIV вв. получили дальнейшее развитие походы и путешествия. Их осуществляли византийцы, арабы, норманны, а во времена крестовых походов – представители европейских народов. В связи с принятием христианства на Руси в Палестину к святым местам хлынул поток русских паломников. Походы и путешествия X – XIV вв., несомненно, подготовили почву для эпохи географических открытий.
Вопросы для повторения 1. В чем заключаются особенности средневековой культуры? Что такое паломничество? 2. Что вы знаете об арабских купцах и путешественниках средневековья? 3. Кто такие норманны, назовите их отличительные черты? 4. Где путешествовали славяне? 5. Когда начались крестовые походы, каковы были их причины? В чем значение и каковы социокультурные последствия крестовых походов? 6. В чем заключается деятельность Ордена госпитальеров? 7. Какие вы знаете средневековые посольские миссии?
|