Тема 5. Искусство и культура Древнего Египта. Новое царство, поздний период
Новое царство – эпоха третьего, и последнего, подъема египетского государства, наступившая после победы над азиатскими племенами гиксосов. Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. Жрецы в ту эпоху стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. В египетской мифологии в целом существовало очень много богов, однако в каждом номе складывался свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, животных, птицах, змеях. Сам ном также персонифицировался в образе особого божества. Позднее местные божества стали формироваться в триады во главе с богом-демиургом, покровителем нома, вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний (например, фиванская триада – бог солнца Амон, его жена Мут – богиня неба, их сын Хонсу – бог луны). Культ Амона, как одного из самых почитаемых божеств в Древнем Египте, зародился в Фивах, а затем распространился на север и по всему Египту. Замечательным памятником фиванской архитектуры 18-й династии является Заупокойный храм царицы Хатшепсут (начало 15 в. до н.э., архитектор Сенмут, долина Деир-эль-Бахари). Она была единственной в истории Египта женщиной-фараоном. Храм состоит из трех огромных террас. К первой террасе ведет аллея сфинксов. На ней были посажены мирровые деревья из страны Пунт. Аллея подводила к первому двору храма с портиком, «на два крыла» и пандусом между ними. По пандусу можно было попасть во второй двор, также с пандусом и симметрично по отношению к нему расположенными двумя портиками, на концах которых возвышались 2 осирических (с атрибутами Осириса) колосса Хатшепсут. Далее находился третий, меньший по размерам двор, окруженный колоннадами. Завершали ансамбль молельни, высеченные в скале. Эти характерные черты (расположение главных частей по одной оси, перистиль – двор с колоннадой, гипостиль, святилище, кладовые) были присущи и др. храмам первой половины Нового царства и повторяли схему жилого дома. В эту эпоху уточняются основные типы храмовых архитектурных комплексов – наземные, полускальные и скальные, устанавливается определенная последовательность помещений и система пластического оформления. Вход фланкировался пилонами, увенчанными мачтами с флагами. У стен стояли статуи фараонов и обелиски, между которыми находился узкий проход, ведший в открытый двор, обнесенный колоннадой. За ним следовали гипостильные залы – один или несколько, и затем путь ритуальных процессий завершался в святилище. Помимо строительных проблем зодчие решали задачи пространственной композиции, вписывая храмовые комплексы в окружающий ландшафт. При этом существенное значение имело местоположение их относительно Нила, от которого к пилонам вели аллеи сфинксов. Аллеи сфинксов входили в ансамбль храмов восточного берега и заупокойных храмов западного. Два главных святилища восточной стороны Фив – Карнак и Луксор – принадлежат к типу наземных храмов. Строительство первого из них охватывало в общей сложности около десяти веков; его древнейшие сооружения восходили еще к эпохе Среднего царства. На протяжении Нового царства оформились основные части архитектурного ансамбля Карнака, включавшего помимо храма Амона комплексы Мут и Хансу, расположенные к югу от главного храма. Первый крупный строительный период Карнака связан с правлением Тутмоса I, в чье царствование достигла расцвета деятельность зодчего Инени. Его произведения не сохранились. Сменявшие друг друга фараоны XVIII династии продолжали вести строительство в Карнаке. Люди оказались более безжалостными к его святыням, чем время. Со вступлением на престол царицы Хатшепсут, которая была дочерью Тутмоса I, женой Тутмоса II и узурпировала трон при его малолетнем сыне Тутмосе III (рожденном, очевидно, женщиной нецарского рода), начались дальнейшие работы по перестройке храма Амона, в результате которых погиб зал Инени. При Хатшепсут строительными работами, вероятно, ведал ее придворный фаворит – зодчий Сенмут. Однако судьба отомстила царице. Тутмос III, получив трон, не замедлил уничтожить все сооружения своей предшественницы. На смену строгости форм в скульптуре приходит изысканная декоративность, перерастающая иногда в чрезмерную нарядность. Некогда гладкие плоскости поверхности статуй покрываются тонкими струящимися линиями складок одежд и локонов париков, оживляют игрой светотени. Искания новых способов передачи окружающего мира, интерес к движению, объему, живописности приводят к тому, что тела приобретают мягкость и правильнее передается строение лиц. В рельефах и росписях гробниц (а теперь и дворцов) щедро изображаются пиры, праздники, арфисты и танцовщицы, приемы послов, одевания и косметические процедуры знатных женщин. Со старыми канонами начинают обращаться свободнее. Появляются непривычные позы и ракурсы – в фас, в три четверти, даже со спины, фигуры заслоняют одна другую, рисунок становится изысканным.
|