Шумер раннединастического периода (2850-2400 гг. до н.э.)
Города-государства Эреду, Ур, Урук, Лагаш, Адаб, Киш и др. Экономической основой этих древнейших рабовладельческих государств был централизованный в руках государства земельный фонд страны. Общинные земли, обрабатывавшиеся свободными крестьянами, считались собственностью государства, и население было обязано нести в пользу последнего всякого рода повинности. Главной формой хозяйства в эту эпоху было земледелие, основанное на искусственном орошении. Поэтому одной из важнейших функций древнейшего рабовладельческого государства была функция организации и поддержания в порядке ирригационной сети. Около 3000 г. до Р.Х. шумеры создали клинопись (самый первый на Земле письменный язык), которую позже переняли аккадцы, сирийцы и другие народы. Шумеры также первыми в истории искусства применили непрерывное повествование о событиях. На это указывает тот факт, что именно здесь создан самый древний эпос о легендарном владыке Гильгамеше. Особенно высокого уровня в шумерской цивилизации достигла инженерная мысль, астрономия, математика, медицина, литература, музыка, изобразительное и прикладное искусство. Религия древних народов Двуречья не составляла стройной догматической системы, а складывалась из отдельных местных культов, не исключавших культы др. божеств. В ходе общественного развития она претерпела существенные изменения. В верованиях шумеров (3 тыс. до н. э.) преобладали культы богов и богинь – покровителей отдельных общин; независимо от специфических черт, приписывавшихся каждому божеству, они обычно были также богами растительности и ирригационного земледелия. Ряд божеств: бог Солнца Уту, бог Луны Зуэн (Наина), бог неба Ан и богиня любви и звезды Венеры Иннин (Инанна), бог подпочвенных вод, покровитель мудрости и культурных изобретений Энки почитались повсеместно, имея, однако, и свои общинные центры. Верховным божеством считался бог Энлиль. Энлиль, Ан и Энки составляли триаду великих божеств. Главным видом искусства этого периода является архитектура. Основные особенности храма, сложившиеся ранее, продолжают развиваться. Окна не нужны из-за обилия солнца; вместо них – отдушины под потолком; основной источник света – дверной проем. Храм окружали одной или двумя стенами. Большая декоративность оформления: облицовка платформы обожженным кирпичом, навес над прямоугольным входом в храм на тонких деревянных столбах, декорирование стен фризами. Статуи львов-охранителей у входа. Очень рано в Шумере развилась скульптура, хотя в стране было мало камня. Статуи царей, жрецов, воинов устанавливались в храмах, чтобы они молились за основателя святыни. В более поздние времена появляются статуи из диорита, как, например, фигура знаменитого царя Гудеа (ок. 2300 г. до н.э.), представляющая собой один из лучших экземпляров шумерской скульптуры. Для нее характерна сильная экспрессия при минимуме средств выражения. Назначением подавляющего большинства скульптур было постоянно умолять богов о ниспослании всяческого благополучия тому лицу, по заказу которого они были сделаны. Схематизм обобщенных форм, условно укороченные пропорции. Молитвенная поза и мимика просителя – вот то главное, что требовалось выразить скульптору. Преобладают этнические, а не индивидуальные признаки, на спине или плече вырезали имя портретируемого (в прямоугольной рамке). Эти изображения молящихся называют адорантами. Скульптурные изображения исполняли из известняка, песчаника, алебастра, бронзы преимущественно для храмов.
|