Храмы в Карнаке и Луксоре, посвященные Амону
Статуи Хатшепсут. Сфинксы Аменхотепа III (набережная Невы). Конец XVIII династии – период, имевший совершенно исключительное значение в истории египетского искусства. Амарнский период (по назв. селения Эль-Амарна)– время правления Аменхотепа IV– Эхнатона («благой для Атона», «дух Атона»). Этот фараон смело и решительно порвал с верхушкой знати и жречеством и, опираясь на поддержку рядовых свободных (немху), недовольных господством знати, провел большую социальную и религиозную реформу. Столица перенесена из Фив в заново построенный город Ахетатон (небосклон Атона) в 150 км к северу. Стиль и тематика росписей характеризуются новыми чертами. Утрированное подчеркивание особенностей строения лица и фигуры фараона не воспринималось современниками как некий гротеск. Напротив, подобные приемы исполнения распространялись и на образы его супруги Нефертити и дочерей. Лучшими образцами из дошедших до нас скульптур Ахетатона являются портретные головы Эхнатона и его жены Нефертити («прекрасная пришла»). Нефер-Нефру-Атон («прекрасна красотою Атона»). После смерти фараона-реформатора престол переходит к Тутанхамону – мужу его третьей дочери, бывшему еще ребенком. Преемственность художественных традиций амарнского искусства в правлении юного царя очевидна. Хотя правление юного фараона внешне не примечательно никакими крупными событиями, обнаруженная в 1922 году археологом Г. Картером его гробница поистине обессмертила фараона. Статуя Эхнатона из храма Ра-Горахте в Карнаке (песчаник, ок. 4 м). Голова Нефертити из Амарны (песчаник, 21 см). Голова Нефертити из Амарны (известняк, 50 см). Голова Меритатон из Амарны (песчаник, 21 см). Погребальная маска Тутанхамона (золото, ляпис-лазурь, 54 см). Рельеф с изображением семьи Эхнатона из Амарны (известняк, 32 см). Изображение Тутанхамона с женой (спинка золотого трона, стеклянная паста, глазурь, инкрустированный алебастр, 53 см). Скальный храм в Абу-Симбеле Рамсеса II (зодчий Пенра). Статуэтка Каромамы - ливийской царицы (бронза, 16 см, Фивы). Статуэтка фараона Тахарки (бронза, 18см). Египетское искусство позднего периода представляло сложную картину, еще в должной мере не изученную вследствие недостаточного количества дошедших памятников. Во времена длительных распадов государства не велось никакого крупного строительства. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды укрепления страны при ее объединениях.
Тема 6. Общая характеристика культуры и искусства Передней Азии.
|