Поздний палеолит (35 – 10 тыс. до н.э.) – время появления миизобразительной деятельности; делится на периоды, названные по месту первых находок: Мустье, Ориньяк–Солютре и Мадлен
Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников. Первобытное искусство – только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением кроманьонца – непосредственного предка современного человека (по месту первой находки останков – гроту Кро-Маньон на юге Франции). Первые шаги в области изобразительного искусства связаны с появлением насечки на кости и камне и первых украшений, круглой скульптуры, изображений, выгравированных и написанных красками на каменных плитах, графических и живописных изображений на стенах пещер, петроглифов в пещерах, декоративных предметов и орнаментов на предметах. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура, наскальная графика и живопись, декоративно-прикладное искусство (глиняная посуда и украшения). Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре, названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «палеолетические венеры» – фигурки женщин высотой 10–15 см, обычно подчеркнуто массивных форм, найденные во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и других районах мира. В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянках. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках. Первобытный художник пользовался минеральными красками: желтой, красной и желто-коричневой охрой (окисью марганца), сажей, мергелем (осадочной горной породой) и примитивными кистями (клок шерсти, пучок травы) или непосредственно рукой. Краска растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений. Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и, по всей вероятности, дерева. Почти все сюжеты посвящены животным, на которых человек охотился (олень, мамонт, бык, бизон, лошадь, медведь, лев). Встречается изображение человека, преимущественно женщины. Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, оказывается, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет. Изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно.
|