Муза (Терпсихора)
Тема 14. Культура и искусство Этрурии (8-2 вв. до н.э.) Этрурия – область, лежащая на западной стороне Апеннинского полуострова к северу от Тибра до реки Арно и ограниченная с востока Апеннинами. Политически представляла собой союз 12 городов, причем каждый из них являлся центром объединения мелких городов и поселений, объединенных в 3 лиги (тосканская, паданская, кампанская). Наиболее значительными были: Вейи, Цере, Тарквинии, Ветулония, Вульчи, Клузиум, Перузия, Аретинум. Во главе каждого города стояла аристократическая жреческая верхушка – лукумоны. Как происхождение этрусков, так и их таинственный язык - и поныне неразгаданная загадка. До 11000 инскрипций, они легко читаются, но смысл неясен. Вероятно прибыли с малоазийского побережья Эгейского моря; другая теория происхождения: этруски ниоткуда в готовом виде не приходили, и не были изначальными жителями Аппенинского п-ова, а сложились там из разнородных элементов. Самоназвание – расены, римляне называли этрусками (тусками), греки – тирренами (отсюда название – Тирренское море). Культура формируется под влиянием автохтонных черт, греческих, карфагенских и малоазийских факторов. Вся этрусская археология идет без параллельных письменных источников => красива, но малоинформативна. Некрополи северной и средней Италии с богатыми захоронениями, росписью. В архитектуре использовали ложный купол (постепенно сходящиеся внутри ряды каменных балок или кирпичей, начали возводить полуциркульный свод, создав купол в подлинном понимании слова. Регулярная планировка. Порт Спина VI-IV вв. (аэрофотосъемка). Порт Пирга V в. (остатки святилищ, таблички с сакральным текстом параллельно на этрусском и финикийском языках). Этрусские жилые дома близ Аква Россы. Регулярные планы (отсюда позже Гпподамова система). Фортификация. Храмы были трехнефные, что отвечало этрусской культовой концепции тройственности богов. Применяли повсеместно тосканскую колонну – разновидность дорической (не имели каннелюр). Гробницы разнообразны по своему устройству – пещерные гробницы с фасадом, высеченным на поверхности скалы и т.н. тумулосы – изолированно стоящие гробницы. Этрусская скульптура создается из глины и бронзы, либо из местных пород камня – известняка и травертина. Замечательными образцами терракотовой скульптуры являются большие саркофаги. Портрет на саркофаге или урне – физиономический, редко поднимается до психологического. Этрусские художники не заботятся о передаче деталей, все внимание уделяют наиболее существенным чертам изображаемого.
|