Герой и кентавр (статуэтка из бронзы, 11 см). Конь (бронза). Терракотовая фигурка кентавра из гробницы с о. Эвбея
Период архаики – период формирования греческого рабовладельческого общества и государства. Как в области политической жизни, религии, литературы, философии, так и в искусстве эпоха архаики заложила основы тех плодотворнейших процессов, которые получают полное развитие в период классический. Уже в архаике появились все важнейшие тенденции, характерные для зрелого искусства Древней Греции. На руинах микенских городов возникает новая культура. На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные сакральные сооружения (обрядовые, культовые). Светское строительство отступило на второй план. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом бога. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Выявились 2 художественных направления в архитектуре: дорическое и ионическое. Дорическое отличалось стремлением к монументальности, серьезности, совершенству пропорций. В направлении ионийском ценились, напротив, легкость, изящество, прихотливость линий. Эти понятия не полностью совпадают с географической областью распространения обеих стилей. Главные структурные элементы двух ордеров одни и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка – стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители. В дорическом стиле колонны не имели баз, капители были просты и состояли из квадратной плиты (абака) и поддерживающей ее круглой подушки (эхина); фриз делится на прямоугольные, слегка выступавшие части (триглифы) и находившиеся между ними квадратные доски (метопы). В ионическом стиле колонны имели профилированные базы капитель включала спиралевидной формы волюты, фриз был гладким (зоофорныйфриз). Оба стиля возникли еще в деревянно-сырцовых постройках, и позднее формы их были переведены в камень. Ордерная система (от лат. «ordo – ряд, порядок) менялась позднее лишь в отношении пропорций и в прорисовке деталей. Храмы со второй половины 7 в. до н.э. строились из отдельных блоков камня без применения раствора. Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионического. Композиция греческих храмов различна. Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища – целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем – «двухколонным»). Второй, также относительно простой тип храма – простиль, имеющий на фасаде не две, а четыре колонны. Третий тип – амфипростиль. Это как бы двойной простиль – портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасаде здания. Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2π + 1, где π – количество колонн на переднем фасаде. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер. Существовал в Греции еще один вид храма – круглый периптер, где святилище – целла – имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.
|