Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Символизм в культуре





 

Главная идея символизма как метода художественного мышления заключается в разработанном еще в средневековье принципе «соответствий) т. е. не тождественности и даже не подобия, а только некоей трансцендентной связи явлений — высших, небесных и земных, материальных. Отсюда невозможность адекватного изображения идей, а лишь установление их «соответствия» видимым формам.

Символическое мышление в изобразительном искусстве нередко персонифицируется в аллегориях, чтобы стать образным и зримым. И в этом случае аллегория — это символ, спроецированный на поверхность изображения. По этому поводу И. Гете писал: «Аллегория превращает явление в понятие и понятие в образ, но так, что понятие всегда очерчивается и полностью охватывается этим образом, выделяется им и выражается через него. Символ превращает явление в идею и идею в образ, но так, что идея, запечатленная в образе, навсегда остается бесконечно действенной и недвижимой и, даже будучи выражена на всех языках, она все же останется невыразимой»[22].


Аллегория, как правило, основывается на внешнем, легко прочитываемом уподоблении формы идее, символ — на иррациональной интуиции, смутном ощущении, провидении. Поэтому аллегории сочиняют, а символы угадывают. Аллегория конкретизирует абстрактное, символ абстрагирует конкретное. Аллегорические образы следуют традиции, как, например, в искусстве классицизма и барокко, символические — произвольны и субъективны, они отражают неповторимый момент состояния души художника. Отсюда следуют два главных обстоятельства.

Первое заключается в том, что символы, являясь принципиально неизобразимыми, более органичны для поэзии, музыки и менее — для изобразительного искусства. Второе объясняет, почему символизм не является ни художественным направлением, ни стилем, он не несет в себе определённых формальных признаков. Символизм — тенденция художественного мышления, которая в разные эпохи находила свое выражение в религиозном искусстве, в романтизме, в период модерна — в натуралистической салонной живописи и т. д.

Место символизма в истории мировой культуры конца XIX—начала XX в. — одновременно переломное и судьбоносное. Символизм положил юнец, казалось бы, безраздельному господству реализма XIX в.; возродил на новой почве идеи, образы и стилевые искания предшествующих культурных эпох (античность, средневековье, Возрождение, классицизм, Просвещение, романтизм), вписав их в мировой культурно-исторический процесс; общее основание различным модернистским течениям (от довольно неопределенного декадентства до многочисленных и очень определенных по своему пафосу о поэтике разновидностей авангарда). Одновременно символом связывал далеко отстоящие друг от друга культурные эпохи, например, античность и модерн, и разделял, противопоставлял смежные, исторически близкие культурные явления, обнаруживая в них принципиальные смысловые различия.

Обращаясь к предельно универсальному и в то же время абстрактному субстрату искусства — символическим мотивам и моделям, представляющим собой интеллектуально-философский дискурс мира, символисты получали возможность интерпретировать любую эпоху, любое культурное явление, любого художника и мыслителя в качестве «вечных спутников», в духе «эмблематики мира», «ключей тайн», «словесной магии», в условных жанрах античной трагедии и архаического мифотворчества. Символизм сознательно и демонстративно отвлекался от конкретного историзма, а, значит, и современности, апеллируя к вечности, вневременным критериям искусства, мысли и жизни.


И пафос, и идеология, и поэтика во всех явлениях символизма в мировой культуре сходны. Эстетизм и философичность, обобщенность и абстрактность образов, их многозначность и расплывчатость, отрицание пошлой обыденности и всемирный масштаб осмысления действительности, склонность к мистицизму и истолкование религии как искусства — все это является общим для символизма в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в театре и эстетических теориях разных национальных культур. В то же время совершенно очевидно, что если во французском, австрийском или скандинавском символизме чрезвычайно важно личностное начало, «культ Я», поэтизация внутреннего мира, то в немецком, бельгийском, и особенно русском, на первом плане оказывается внеличное, всеобщее, вселенское начало. И если английский или австрийский символизм декларирует отвлечение от обыденности, пошлой повседневности, то символизм бельгийский и русский, склонны усматривать в самой будничной повседневности возвышенное, величественное и прекрасное начало, а французский, немецкий и скандинавский воссоздают извечность противоречий между банальной действительностью и высокими идеалами.

Для построения типологии всемирного символизма необходимо учитывать, что генезис символизма в каждой национальной культуре ориентирован не столько на преемственность по отношению к определенным идейно-художественным традициям, стилям, конкретным именам, сколько на отталкивание. Именно от того, что служит в каждом конкретном случае предметом эстетического и философского противостояния, полемики, идейного спора, зависит смысл и эстетическое наполнение разных национальных вариантов символизма.

Другой критерий ценностно-смысловой дифференциации символизма в мировой культуре — те тенденции, которые вытекают из каждой национальной его разновидности, сменяя его идейно-эстетическую монополию, оспаривая его культурный авторитет, как это делают различные разновидности постсимволизма.

Генезис символизма в различных западноевропейских культурах различен. Французский символизм рождается в полемике с натурализмом в искусстве. Английский же символизм не ограничивается чисто художественной полемикой — он отталкивается не только от бытописательства и реалистических литературных традиций, но и от философии позитивизма, рационализма, и вообще научного мировоззрения, от материализма и прагматизма в житейской практике. Зато немецкий символизм строится преимущественно на совмещении натурализма с импрессионизмом, дополненный философским идеализмом и иррационализмом. В бельгийском символизме сталкиваются как позитивистские, рационалистические и натуралистические традиции, так и антипозитивистские, хотя зачастую и не исключающие конкретной вещественности, движущиеся как бы навстречу друг другу. Итальянский символизм рождается в борьбе с веризмом, с одной стороны, и с национальным классицизмом — с другой.


Для русского символизма характерно в первую очередь идеологическое размежевание с традициями революционно-демократического шестидесятничества и народничества, с их социальным утилитаризмом, атеизмом, идеологическим «реализмом» передвижников. Вообще же русский символизм сознает себя не столько как искусство или философия, или эстетическая теория, или религиозное учение — сами по себе, но скорее как своеобразный «ключ жизни» — универсальное социокультурное явление, более реальное, нежели сама жизнь. В этом отношении русский символизм принципиально отличается от любого другого, сознающего себя прежде всего как искусство.

Место русского символизма в истории мировой и отечественной культуры во многом обусловлено тенденцией, последовательно заявившей о себе в «Серебряном веке» — выработать «целостный стиль культуры» во имя свобода творчества, связывающий воедино философию, религию, искусство и понимаемую весьма широко «общественность» (научную и художественную, философскую и религиозную) — как деятельность по преимуществу культурную, а не социальную. Благодаря своему «целостному стилю», аккумулировавшему в себе различные явления культуры и таким образом осуществившему заветную мечту романтиков — идею синтеза искусств, русский символизм (чуждый, впрочем, неоромантизму, столь характерному для западного символизма) не только органично вошел в контекст мировой культуры, откликаясь на многие ее явления, но и выделился среди других национальных типов символизма как явление культуры, наиболее универсальное, синтетическое, что в конечном итоге и обеспечило его всемирное значение вплоть до конца Х1Х-начала XX вв.

В отличие от различных национальных вариантов западноевропейского символизма, трансформировавшегося позднее в экспрессионизм, сюрреализм и т. п., русский символизм подготовил почву для постсимволистских течений русской культуры, в той или иной мере причастных к авангарду. Например, акмеизма, который в дальнейшем обрел формы неоклассицизма и футуризма, ставшего одним из основных течений революционной культуры вместе с типологически близкими ему явлениями имажинизма и конструктивизма.


Символизм начала XX в., какие бы формы он не принимал, по большому счету отразил стремление к проникновению в истины, недоступные прямому, рациональному познанию, в вечные тайны творчества и смысл бытия и как бы подвел своеобразный итог художественных исканий и культурного развития в течение многих столетий.







Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 1320. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия