Сравнительный анализ мифологии, религии, философии.
Сравнительный анализ мифологии, религии, философии. Мифология – исторически первая форма мировоззрения. Возникает на самой ранней ступени общественного развития, основывается на языческом понимании универсума. Миф – это специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. Миф объясняет и осваивает мир в форме чувственно-эмоциональных, фантастических, художественных образов. Он отвечает на вопрос об устройстве мира и космоса, о происхождении человека и ремесла, соединяет в себе знания и художественные образы, мысли и эмоции, реальность и фантазию, сближает мир природы и мир культуры, перенося человеческие черты на окружающий мир. Особенности мифологического мировоззрения: 1) синкретизм – неразделенность, слитность образно-фантастического и реалистического в восприятии и объяснении происхождения мира и человека, происходящих в мире явлений и процессов. В мифе знания смешиваются с образно-чувственными представлениями, верованиями; в нем не различаются слова и вещи и др. В мифе нет границ между Я и не-Я,человек способен превратиться в зверя, птицу, быстрое течение реки и др. 2) антропоморфизм – отождествление природного и человеческого, наделение предметов природы и общественных явлений человеческими обликом и свойствами. Миф персонифицировал природные явления: космос представлялся великаном, небесные тела – богами или героями, боровшимися против демонических чудовищ, олицетворяющих хаос и угрожающих человеку. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический: объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Назначение мифа:установлениегармонии между человеком и миром, обществом и природой, обществом и человеком; формирование чувства сопричастности человека миру; обеспечение духовной связи поколений, непрерывности культуры; сохранение традиций; закрепление определённой системы ценностей, норм поведения в конкретных ситуациях. Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов или духов. Мировоззренческие конструкции, включаясь в обрядовую систему, приобретают характер вероучения. Третьей исторически сложившейся формой мировоззрения является философия. Она унаследовала от мифологии и религии всю совокупность мировоззренческих вопросов – о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире, смысле и цели его жизни и т.д. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения – с позиции разума, рациональной рефлексии и оценки. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, она есть рационально-критическая форма мировоззрения. В отличие от мифологии (с ее наивностью) и от религии как знания, основанного на вере в существование Бога, сотворившего мир и человека, философия есть знание, основанное на разуме человека (от лат. рацио). Чтобы придти к такому знанию, философы практикуют методическую процедуру сомнения. Именно с сомнения началась философия. Сомнение – не самоцель, а способ получить достоверное сущностное философское знание. Философы всё ставят под сомнение для того, чтобы проверить, насколько правомерны, надежны и прочны человеческие установления и представления. Сомнение позволяет отбросить отжившие представления и поставить на более прочный фундамент те знания, которые выдержали проверку сомнением. Для философии характерен субстанциализм ( поиск всеобщей неизменной основы мира). Субстанция как первоначало мира позволяет сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, инвариантному, вечному и самодостаточному. Субстанциализмпроявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало мира, через единую и непреходящую основу всего существующего. Поэтому характерным признаком философского освоения действительности является универсализм. Философия на протяжении всей истории культуры претендовала на выработку универсального (сущностного) знания и универсальных принципов духовно-нравственной жизни. Следует подчеркнуть, что субстанционализм и универсализм – это не два разных, а единый характерный признак философии, ибо предельные обобщения в философии всегда простираются до выявления субстанции (единой основы) всех вещей. С того момента, как начались эти обобщения, можно говорить о появлении философии.
|