Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА.





Европейская христианская философия занимает большой период времени – II – XV вв. Главное отличие средневековой европейской философии – ее сопряженность с проблемами христианства. Формируется новый тип философии, синтезировавший идеи античности и христианства, – философия Средневековья. Поскольку главная проблема этой философии – соотношение Бога и мира, то ее характеризует теоцентрический стиль мышления. Философы сосредоточены на доказательствах бытия Бога и на поиске путей соединения человека с Богом. При этом особое внимание уделяется проблеме личности, ее свободе, ее выбору между добром и злом (Богом и Дьяволом). Но поскольку истина уже известна заранее, человек в своем выборе должен беспрекословно следовать авторитету Священного писания. Это переносится и на социальную жизнь. Каждый средневековый человек изначально принадлежит к определенному сословию и должен неукоснительно следовать его нормам и традициям.

Осн.принципы средневековой философии – теоцентризм (Бог в центре всех помышлений и чаяний человека, Бог – в центре всех объяснений); креационизм (творение мира и человека Богом из ничего); символизм (все природные явления и предметы воспринимаются не только в своем природном естественном качестве, но и как выражение божественной мудрости); дуализм (Бога и мира, т.к. они иноприродны, а также дуализм в самом тварном мире, т.е. дуализм мира земного (подлунного) и небесного (горнего),; традиционализм (всё объясняли на основе обращения к Священному писанию, учению отцов церкви и учению Аристотеля).

Патристика и схоластика – основные этапы средневековой философии. Обычно этап патристики (от слова «патер» – «отец», имеются в виду «отцы Церкви») в истории философии определяется с I по VI в. Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и другие разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени.

Главные проблемы патристики: 1) проблема сущности Бога и Его тройственности (тринитарная проблема); 2) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); 3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели – «Град Божий»; 4) свобода воли человека и возможность спасения его души; 5) проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог, и другие проблемы.

Теория гармонии веры и разума – Августин Блаженный (Августин Аврелий). Есть два пути приобщения человека к религии: а) понятийно-рациональный (логическое мышление, достижения наук и философии); б) нерациональный (авторитет Священного писания, церкви, эмоции и чувства). Августин отдаёт приоритет нерациональным средствам. Религиозная вера не предполагает рационального обоснования. В сфере религиозной жизни следует просто верить, не требуя никаких доказательств.

Вместе с тем, Августин отчётливо осознаёт ту важную роль, которую играют рациональные средства. Он считает необходимым усилить веру доказательствами разума, ратует за внутреннюю связь веры и знания. Идеал августиновской апологетики – послушный религии разум и подкреплённая разумными доводами вера.

На построение основных концепций и категориальный аппарат философии «отцов Церкви» определенное внимание оказало учение Платона. С V по VIII в. начинается этап так называемой поздней патристики (Иоанн Дамасский, Максим Исповедник и другие). Этот период не принес в философию значительных новаций.

Этап схоластики (IX – XV вв.) продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняются, систематизируются. Сам термин «схоластика» обозначает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах Средневековья. Все, кто занимался в то время науками, особенно философией, были «схоластиками», а это звание было почетным, по смыслу близким понятию «ученый теоретик».

Схоластическая философия в лице ее представителей (Эриугены, Бонавентуры, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Росцеллина, Абеляра, Ансельма Кентерберийского и многих других) сохраняла интерес к поднятым патристикой философским проблемам. На первый план все же выходят отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного.

Фома Аквинский предложил новую версию теории гармонии веры и разума. Вера не должна противоречить разуму. Некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованы. Например, Разум способен доказать догматы о существовании Бога, о сотворении мира, о бессмертии души и др. И разум и вера направлены к познанию одной и той же Истины – Бога, но делают это разными путями. Разум опирается на науку и философию, вера – на теологию.

Возможность гармонии веры и разума основывается на том факте, что Бог открывается человеку двумя путями: естественным – через сотворённый мир и сверхъестественным – через откровение.

Наука и философия, средствами разума познавая сотворённый мир, приходят к мысли о существовании Бога и управлении Богом всеми процессами в этом мире. Теология – на основании сверхъестественного откровения, содержащегося в Библии и решениях церкви, позволяет человеку принять наиболее важные истины вероучения.

Признавая возможность совпадения выводов, к которым человек приходит на основании разума и веры, Фома в то же время подчёркивал, что они не могут и не должны противоречить друг другу. Разум и вера – принципиально различные пути к Истине. Итогом деятельности разума является знание. Итогом же деятельности веры является вероучение. Знание – это область очевидных и доказуемых истин, а вера – внеочевидных и недоказуемых.

Согласие с истинами разума является следствием логической необходимости, согласие же с истинами веры является актом свободной воли.

В средневековой философии вели спор о природе универсалий (общих понятий). Это вопрос о том, существует ли общее понятие лишь в уме (как имя, а значит реально существуют только единичные вещи) или реально (в виде некой сущности). По этому вопросу были 2 направления: номинализм и реализм.

Номинализм (от лат. Nomen – род, падеж, nominis – имя, наименование) – философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (от лат. Universalis – общий), общих понятий. Представители: Росцелин, Иоганн Дунс Скот, Оккам и др.

Номиналисты считали, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. Реально существуют лишь единичные вещи, и только они могут быть предметом познания. Универсалии – это только имена вещей. А это равносильно материалистическому тезису о примате материи. Универсалии – это только имена вещей.

Реализм (от позднелатинского – realis – вещественный, действительный) в средневековой философии – один из основных вариантов решения спора о природе общих понятий, универсалий. Представители: Иоганн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский и другие.

Реалисты, основываясь на положении Аристотеля, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформировали концепцию о трех видах универсалий: общее существует «до вещей», в божественном разуме; общее существует «в самих вещах», как их формы или сущности; общее существует «после вещей», т.е. в человеческом разуме.

Данная позиция – умеренный реализм, а есть ещё и крайний реализм: общее существует только вне вещей.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 2102. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия