Студопедия — Мульфильмы: польза или вред?.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мульфильмы: польза или вред?.






Мультфильмы неслучайно любят дети самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики близки по своим развивающим и воспитательным возможностям сказке, игре, общению. Персонажи мультфильмов демонстрируют нам, детям, самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение.

Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, и многие чувствуют, что есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). По мнению детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой, за этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Например, довольно старый мультфильм «Волшебный мешочек» (реж. А. Полушкин, «Куйбышевтелефильм», 1975г.).Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: разрешает внуку озорничать, но при этом наполнять мешочек камешками, после каждого сделанного доброго дела. Сначала он с большим трудом находит какое-то полезное приложение своих медвежьих сил, потом видит вокруг все больше и больше возможностей помочь кому-то и мешочек, через некоторое время стал полным. Наступила долгожданная свобода, но и в другие дни тоже нашлись разные неотложные дела, так что время проказ больше не наступает.

Есть известный духовный закон: «Когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце». В «медвежьем» педагогическом приеме интрига и опасность заключалась в том, что дед разрешил внуку озорничать после. Он рисковал, но духовный закон сработал. Конечно, мы не должны помнить о добрых делах, которые совершаем (не "класть камешек" себе в зачет). Но если сердце не воспитано - надо же с чего-то начинать.

Бывает, что «подсчет своих камешков» становится привычкой и чертой характера, которую называют тщеславием. Объяснить это ребенку, если он действительно старается сделать что-то хорошее, но — исключительно из надежды на похвалу, можно с помощью мультфильма «Самый маленький гном» (реж. М. Каменецкий, «Союзмультфильм»). Он тоже - о воспитании сердца, о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят и других. Есть в этом мультфильме замечательный образ одного «спасателя». В вечно сказывающейся сказке лиса постоянно уносит петушка-золотого гребешка за темные леса и другой сказочный ландшафт, а спасает петушка его друг-кот. Заслуг у кота накопилось много. Когда гном Вася прибегает звать его на помощь, но на этот раз спасать петушка от лисы кот отказался.

Мультфильм этот хорош не только тем, что в нем есть положительный Вася, который побеждает волка, а тем, что Вася при этом - самый-самый маленький. А значит, если кому-то нужна помощь, рост не имеет значения.

В мультфильмах, как и в жизни, самыми добрыми и отзывчивыми чаще всего оказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые (если иметь в виду мускулы). Про это рассказывает мультфильм «Самый большой друг» (реж. П. Носов, «Союзмультфильм»).

В Африке живет злой крокодил и африканская девочка с друзьями -щенком, цыпленком, колокольчиком и бегемотом. На титул самого большого друга претендует бегемот. Но злому крокодилу вся эта дружба надоела. Девочку он решил съесть. Не очень крупные друзья ее все время выручали, а вот бегемот в критический момент испугался и убежал. В конце девочка объясняет бегемоту, что все кто ей помог маленькие, но большие друзья. А он такой большой и бросил ее в беде.

Рассмотрим такой пример, в беду попадает сам враг - крокодил. Крокодил довольно распространенный герой мультфильмов. Еще один крокодилий характер есть в мультфильме «Птичка Тари» (реж. Г. Сокольский, «Союзмультфильм»). У этого крокодила, как полагается, все было страшное: страшный хвост, страшная пасть и очень страшные зубы. А еще он никогда никому не сказал доброго слова, поэтому его все бояться и не любят.

Но самое страшное было то, что он один во всей Африке не чистил зубы. Когда у крокодила разболелись зубы, он очень страдает. Джунгли счастливы, звери рады. Но прилетает птичка Тари жалеет крокодила и дает первый урок. А крокодил зубы не чистил потому, что лапы у него коротки. Поэтому крокодил и был такой злой. Ведь стоило отважной и доброй птичке Тари вычистить зубы крокодила и он впервые в жизни сказал доброе слово: «Спасибо». Птичка Тари сильно рисковала. И для ребенка это еще один важный момент в познании мира: есть, оказывается, в жизни такие вещи, которые важнее своей безопасности и даже жизни. И мультфильм может рассказать об этом, не пугая (а значит, не отпугивая) ребенка, а, наоборот, привлекая сердце к таким героям веселой и доброй сказки.

В ходе выполнения данной работы я интересовался мнением своих родителей, соседей, родственников, а также прочитывал Интернет - форумы с целью узнать как можно больше информации о пользе просмотра детьми мультфильмов. И вот что я выяснил. Взрослые люди, а также специалисты – психологи, педагоги приводят примеры советских мультфильмов, которые положительно влияют на поведение детей и их речь:

Название мультфильма Чему учит мультфильм
"Золушка", "Чебурашка" Обретение семьи, любимого человека, друга
"Чуня" "Не смотри, кто ты, а смотри, какой ты»
"Каникулы в Простоквашино» Дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность
"Бюро находок" "Друзей не теряйте, их никто вам не вернет»
"Пластилиновая ворона" (развитие творческих способностей) "Из ничего - все"
"Мама для мамонтенка" Любовь к родителям

Дети с удовольствием смотрят разные мультики, но какая польза должна быть от мультфильма? Должен ли он быть обучающим (обучение счёту, азбуке, логике) или просто развлекающим? Самое главное, как утверждают те же взрослые, - это:
1. В мультфильме не должно быть жестокости, страшных героев;
2. Мультфильм– это добрая короткая сказка 5-10 минут с понятным сюжетом и узнаваемыми героями. Под такое описание подходят такие советские мультфильмы, как: «Аленький цветочек», «Гуси-лебеди», «Чучело – мяучело», «Варежка», «Винни – пух»… Их очень много, и все они точно не навредят малышу!
Такие мультфильмы учат ребёнка быть ЧЕЛОВЕКОМ, радоваться добру, переживать за героев. Углубляясь в прочитываемый мною материал, я узнал, что в 2003 году канал ТВЦ демонстрировал документальный фильм " Влияние мультфильмов на сознание детей. В этой небольшой передаче опытные психологи рассматривали, какое влияние оказывают современные мультфильмы на сознание детей. Просмотрев большое количество советских и иностранных мультфильмов, сравнивая персонажи и их поступки, психологи составили общую характеристику героев, выделяя несколько негативных моментов:

Персонажи Внешние и внутренние факторы Влияние образа на ребёнка
Роботы, монстры (покемоны) Непонятные формы, часто очень высокий или наоборот очень низкий голос, большие гипнотизирующие глаза, способность делать то, что не способны делать люди При продолжительном просмотре может произойти понижение самооценки, чувство, что люди ниже и слабее роботов
Люди Сильное отличие главного героя от других Главный герой стоит выше второстепенных персонажей (часто ими является народ), тем самым у ребёнка может возникнуть отрицательное отношения к людям

Встречается мнение и о том, что яркие сложные сюжеты диснеевских мультиков невозможно пересказать, дети концентрируются на движении и не улавливают суть истории (опять же в сравнении с мультфильмами нашими). Но нужно помнить о том, что мы, дети нынешнего времени, несколько отличаемся от наших родителей в детстве (в чём я иногда убеждаюсь в беседах со своими родителями), а значит, нам нужны динамичные насыщенные сюжеты и реалистические герои, которые сочетают в себе доброе и злое начало. В оправдание, например, Диснея, можно вспомнить множество созданных им шедевров, а также прочитав его правила построения сюжета:

1.В основе повествования – основные человеческие ценности: честность, верность, уважение, взаимопомощь, верная романтическая любовь, стремление к свободе выбора и т.д.;
2. Зрители должны смеяться не над героем, а с ним, поэтому для смеха авторы могут ввести бестолкового приятеля главного героя;
3. Обязательно нужно выразить любовь героя к семье, добавив в сюжет членов семьи;
4. «Плохие» герои существуют для того, чтобы главному герою было с кем бороться и кого побеждать.

Такие прекрасные анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея», как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев»,несут в себе доброе начало. Но эти фильмы не транслируются по телевидению. И дети чаще всего смотрят не очень качественную продукцию о механических монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры — лишь бы сидеть перед телевизором. Доктор медицинских наук Е. Глушкова считает, что чем больше дети смотрят телепередачи, тем больше устают, а чем больше устают, тем больше тянет их к телевизору.

 

Теперь более подробно рассмотрим героев и героинь современных мультфильмов и сериалов. Например, «Симпсоны» -сериал для детей постарше. Многие взрослые, кто хоть раз посмотрел сей «шедевр», бывают возмущены его грубостью и разнузданностью. А ведь это целенаправленное разрушение семейных ценностей, поощрение хулиганского поведения с родственниками.

 

Обратимся к «Телепузикам». Некоторые игровые эпизоды здесь идут два раза подряд. А еще есть вставки, которые зачем-то повторялись несколько раз в неделю. Смысл подобных приемов в приучении детей к экрану. Его мерцающий свет, ритмичность экранного действа и определенным образом подобранные шумы гипнотически воздействуют на психику. В результате ребенок впадает в транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана, притягивается к нему. Такая зависимость сродни наркотической., поэтому многие дети, особенно со слабой психикой, не могут сами оторваться от телевизора, без уговоров. Смотрят любимый мультсериал по нескольку раз в день.

 

В «Улице Сезам» мы видим, что персонажи на редкость уродливы и отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том, что ребенок подражает не только поведению, но и мимике персонажей, перенимает их жестикуляцию и ухватки. А ведь физиономии у чудищ из «Улицы Сезам» одна другой гаже: тупые, злобные или безумные. И малыш начинает вести себя подобным образом.

 

А вот всем известный мультфильм «Том и Джерри» (реж. У. Ханна, Д. Барберра). Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребенок будет делать то же самое, что делают эти два веселых и милых героя. Раз родители дали такую возможность

- смотреть веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит, можно бить и шутить над теми, кто слабее. Это же разрешили смотреть родные мама и папа, которые сказками учат ребенка различать хорошее и плохое.

А такие добрые, на первый взгляд, мультфильмы как «Алладин», «Шрек»,в которых, казалось бы, не должно быть никакого подвоха со стороны производителей. Но, присмотревшись внимательно можно заметить, что образ женщины здесь представлен ярко. А ведь манеры поведения героев копируется детьми. С точки зрения психологов, взрослые стереотипы поведения в детских мультиках показывать нельзя. Только через романтику и робость перед противоположным полом мальчик может стать настоящим мужчиной, только скромная, целомудренная девушка, способна привлекать к себе настоящих мужчин. Детские стыдливость и стеснительность - одни из условий создания крепкой семьи в дальнейшем и продолжения рода в будущем.

В западных мультфильмах редко встречается образ красивой мамы, с истинно женскими качествами, которая своим образом будет вдохновлять девочку ей подражать. Современные западные мультфильмы своими образами женщин-мам способны на подсознательном уровне отбить всякое желание у девочек в дальнейшем иметь детей.

Рассмотрим американский мультик «Вуди и его друзья»(реж. У. Ланс, С. Маркус). Уже из нескольких просмотренных серий этого бесконечного мультика можно вычленить один часто повторяющийся сюжет: имеется некий человек, который занят каким-то очень важным для него делом. Как правило, он занят чем-то вполне полезным если не общественно (служащий какой-то компании, по обслуживанию населения), то для себя лично (строит себе что-то, выращивает и т.д.). И имеется праздный самолюбивый дятел Вуди, всегда развлекающийся. В результате действия, получается, что тот трудяга, который чем-то помешал дятлу в его деле развлечения, терпит сокрушительное поражение, а дятел показывается эдаким бравым героем, жутко изобретательным, и выставляющим всех своих «врагов» неумелыми неудачниками.

Вполне естественно, что если некоторый ребенок возьмётся брать пример с этого «героя», то его поведение неизбежно войдёт в противоречие с законом. То есть данный мультик прямо воспитывает антисоциальную личность. В этих мультфильмах показывается нормальным стремление к единоличному лидерству и силовому превосходству над окружающими. Данная мультпродукция откровенно учит конкурентному поведению -достижению превосходства над окружающими и превосходства любым способом и в любом виде.

Герои мультфильмов получают по голове смертельные удары разнообразными предметами, но, всегда продолжают вести себя, как абсолютно здоровые.В связи с этим в Америке очень участились случаи убийств животных малолетними детьми. Эти дети бьют со всей силы молотками и прочими тяжёлыми предметами своих домашних животных, а потом удивляются, почему их любимые питомцы, после такого обращения не ведут себя так же, как герои мультфильмов.

В американских мультиках, как правило, даже социальное поведение некоторых героев мультфильмов представляется как «героическое развлечение». Например, - сериал «Чёрный плащ». Но чаще всего в тех мультиках описывается всё что угодно, но только не созидательная деятельность. Все и вся в этих мультиках развлекаются. Развлекаются самыми разнообразными способами и методами. Случается даже кого-то убивают. Никогда в этих западных мультиках не бывает коллектива. Все взаимоотношения между персонажами мультфильмов, как правило, конкурентные. Изредка, как нечто необязательное - дружеское. Всегда эти мультики показывают поведение и стиль жизни завзятого индивидуалиста, живущего во враждебном социальном окружении.

В сюжетно-ролевых играх дети часто подражают своим любимым героям. В процессе подражания они усваивают социальные роли, нормы поведения, ценностные ориентиры, идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с персонажем мультфильма, роль которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Ребенок будет копировать жесты, манеру поведения персонажа, и в игре не будет ни творчества, ни развития, а сам ребенок будет подвержен опасности копировать биомеханические сооружения. Из-за традиционного подражания складывается неправильное мышление, образ, что способствует конфликту с родителями.

Наверное, было бы не правильным делить мультипликацию на черное и белое, на “наше” и “не наше”. Бесспорно, у зарубежных мультипликаторов тоже есть хорошие ленты. За всю историю анимации лидером по популярности и количеству кассовых сборов стал полнометражный анимационный зарубежный фильм «История игрушек», который занял почетное первое место в рейтинге совместного проекта кинокомпании Pixar Animation и студии Уолта Диснея. Главные персонажи самого популярного мультфильма – мальчик Энди и его игрушечные друзья: ковбой Вуди, динозавр Рекс, космический рейнджер Базз Лайтер, мистер «Картофельная голова» и другие игрушки, живущие в комнате своего маленького хозяина. Они постоянно ведут борьбу за любовь Энди. По итогам опроса, фильм «История игрушек» признали самым лучшим зарубежным мультфильмом всех времен. Он завоевал любовь не только маленьких зрителей, у фильма миллионы поклонников по всему миру и его с удовольствием смотрят и дети, и подростки, и взрослые.

После просмотра данного мультфильма я пришел к выводу: здесь ведь также есть игрушки, которые и ссорятся, и бунтуют и даже устраивают смешные драчливые разборки между собой. Но ведь этот мультик никак не влияет отрицательно на ребёнка, не учит его драться или сквернословить. Наоборот, в нашем детском сознании усвоится тот момент (польза от просмотра мультфильма), что как бы то ни было, но все люди (пусть даже в образе игрушек!) должны:

1. уважать себе равных;

2. мириться, если произошла ссора;

3. не обижать слабых

В классе среди одноклассников и их родителей я провел анкетирование, в котором были заданы следующие вопросы:

1.Любите ли вы смотреть мультипликационные фильмы?

2.Какие мультипликационные фильмы вы предпочитаете?

3.Назовите свои любимые мультипликационные фильмы?

4.Сколько времени в день вы смотрите мультипликационные фильмы?

5.Выберите любимых мультипликационных героев из списка.

6.Кого из режиссеров мультфильмов вы знаете?

7.Какие мультфильмы вы предпочитаете?

Проведенное исследование показало что, все дети любят мультфильмы. Причем дети охотно смотрят и наши и зарубежные мультики. Лидерами по просмотру среди зарубежных мультфильмов стали «Губка Боб- квадратные штаны»(80%),»Барт Симпсон»(39%),»Человек-паук»(35%).Среди российских мультфильмов большее количество набрали «Кот Матроскин»(46%), «Олененок Бемби»(39%). Большинство родителей не желают ограничивать своих детей в выборе мультфильмов. Право выбора мультфильма принадлежит ребенку. Это очень тревожный знак. Чаще всего дети выбирают зарубежные мультфильмы. Детям кажется, что они уже достаточно взрослые, и поэтому не хотят смотреть "кукольные" мультфильмы, предпочитая им зарубежные с яркими спецэффектами, новыми технологиями.

Смотрят мультфильмы около 2-х часов в день (46%), свыше 2-часов (27%), что вредно для зрения и здоровья в целом. Назвать режиссера смог назвать лишь один человек из всех опрашиваемых. Свое предпочтение рисованным мультикам отдали 50% анкетируемых, аниме-54%. Любимыми героями детей становятся такие, которые могут совершить жестокий поступок и даже убийство. Представляете, если и в жизни ребенок начнет копировать поведение своих любимых героев?!Я думаю, что родителям необходимо об этом задуматься и следить за тем, что и сколько смотрят дети.

Анализируя программу телепередач, было установлено, что 79% мультфильмов, идущих на телевизионных каналах – это мультфильмы зарубежного производства и всего 20% - мультфильмы российской киноиндустрии. Как правило, практически все зарубежные мультфильмы не ориентированы на российскую культуру, не адаптированы к менталитету нашего народа. При этом следует отметить – все, что смотрят дети по телевизору, несет элемент воспитания и формирования личности.

Вывод: в связи с этим, я пришёл к следующим выводам, что мультфильмы:

- учат любить животных. Героями мультфильмов часто бывают животные.

- учат дружить.

- помогают изучать окружающий мир.

- учат выполнять свои обязанности, как и герои мультфильмов своим примером показывают как нужно выполнять те или иные действия.

А родители должны следить за тем, чтобы:

-отказаться от просмотра мультипликационных сериалов, которые плохо влияют на ребенка.

-ограничивать время просмотра.

Детские психиатры и психологи считают, что "голубой экран", у которого современные семьи проводят почти все свободное время, наносит несомненный ущерб физическому и психическому здоровью детей, поэтому основными болезнями детей в XXI веке будут болезни от телевидения и компьютеров.

В связи с вышеизложенным мы с мамой разработали памятку просмотра мультфильмов. С этой памяткой мы ознакомили всех родителей и детей нашего класса.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 557. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия