Ноября 2012
В период тридцатых годов происходит смена лидера с Пушкина на Лермонтова. В сороковые годы усиливаются настроение идейной борьбы между западниками и славянофилами, но общее пространство сохраняется. Больше противоречий в истории русской прозы. Общим моментом является прозаизация жизни и литературы, проза набирает силу. Причем ведущим жанром, как говорил Белинский "формой времени", является повесть или цикл повестей. Повести Белкина Пушкина, например. Есть несколько тенденций, по которым развивается этот жанр. Прежде всего, жанровая модель повестей Белкина - модель так называемой нравоописательной повести. Но у Пушкина конечно же нельзя говорить о чистоте жанра, потому что любой великий писатель выходит за рамки какого-то одного направления. Так или иначе, тяготел он к нравоописательной повести. Среди таких повестей есть светские - по социальной принадлежности героев, то есть герои принадлежат к высшим кругам дворянства, обычно в столицах, но может быть в провинции и на Кавказе. Как у Лермонтова в Княжне Мэри. Кавказская привязка важна для русской повести, потому что шла война за присоединение и удержание Кавказа к российской империи, и там было широко представлено офицерство и элитарная часть армии вообще. Кавказская повесть - ее тоже можно выделить как некий подтип повестей. Такой жанр был чрезвычайно популярен, писатель мог проявить умение описывать войну и любовь на фоне войны, все очень романтично, как и все в то время (еще романтизм был на пике популярности), кавказские пейзажи - все находило чрезвычайный спрос. Самые массовые - нравоописательные повести причем с кавказским колоритом.
Широкие массы тяготеют к прозе, а не поэзии, повести можно пересказать своими словами. Был к этому интерес, и литература на него отвечала. Вторая тенденция, почему развивалась проза - проза давала поле для развития мысли прежде всего. В поэзии можно ограничиться красотой звучания, она не должна быть слишком умна. Интеллектуальная часть аудитории тоже росла, кстати. Духовная элита конечно испытывала потребность в высокой философской прозе. Ответом на эту потребность становится философская повесть - особый жанр, начавший бурно развиваться в тридцатые годы. Владимир Федорович Одоевский - двоюродный брат Алексея Ивановича Одоевского. Первый Одоевский вместе с кем-то еще руководил кружком любомудрия. Он ориентировался на наиболее интеллектуальную аудиторию, при чем был востребованным писателем и ставил перед собой просветительские цели, пытался поднять уровень аудитории, писал сказки для взрослых. Повесть "Сильфида" (что это? Узнать!). В Сильфиде он создает фантастическую философскую повесть, главная идея которой - напомнить аудитории, что есть ценности, гораздо более значимее принятых в обывательской среде,например, семейного счастья. Такое счастье неспособно быть вопреки духовной жизни участников семьи, и если один из семьи недоволен своей духовной жизнью - это катастрофа. Сильфида - трагедия человека с серьезными духовными запросами, которому помешали их удовлетворить. Вообще Одоевский тяготел к мистическим эзотерическим учениям, и показывает таким своего героя. Герой, конечно, не столь возвышен как автор. Между ними есть дистанция, что придает всей повести иронический флер.
Вторая повесть Одоева - " княжна Мими ". Название из Грибоедова, эпиграф тоже. Показывает нравоучительную картину светского общества тридцатых годов с острой любовной интригой. Но надо иметь ввиду, что Одоевский тут конечно же с большой долей сарказма говорит о старых девах, но это не просто неприятие светских сплетниц старых дев, которые в обиде на судьбу расправляются с окружающими их счастливыми дамами. Тут есть большее. Здесь есть анализ самого явления сплетни, как оно рождается и как проявляется. Отсюда и отсылка к Горю от ума. Сплетни - не просто безнравственно, это опасность для общества.
Повесть Павлова, выпущенная в знаковом тридцать пятом году, "сборник три повести". Интересует прежде всего повесть "Именины". Тут расширяется социальный пласт героев, на роль главного героя выходит крепостной. Не путать крепостных и крепостников. Герой - представитель крепостной интеллигенции, он талантливый музыкант, родившийся в низах общества. Произведение строится на любовной интриге. Главное в повести - Павлов открывает мир духовного богатства крепостных, пусть и интеллигентных. Социальная линия не акцентируется, акцентируется сочувствие и интерес к личности из этой среды. Сам Павлов - выходец из крепостных, он получил вольную в детстве, рос и получал образование он как вольноотпущенный, но о корнях своих он помнил.
Еще одна тенденция - к расширению художественного полотна. Повесть - средний по размеру жанр, а роман - это самый большой. Повесть как средний жанр был наиболее востребован, но многие писатели понимали, что этого недостаточно чтобы показать реальность, нужно более крупное пространство. Черты романа имела Капитанская дочка 36 года - Пушкин почувствовал эту тенденцию. На сцене появляется новый автор, писатель, умеющий справляться с большими формами на исторической базе, это ЛажЕчников, русский Вальтер Скотт. Еще Загоскин - его роман присвоил Хлестаков себе в Ревизоре и сказал, что есть два Загоскина. Лажечников - автор "юрия Милославского или русский в двенадцатом году". Крупный роман еще "ледяной дом" - про бироновщину, при Анне Иоановне. Противостояние Волынского и Бирона как приближенных императрице, иногда Лажечников переходил там грань допустимого. Загоскин еще более тяготел к русскому национализму, так что мы их не проходим, более качественен роман Лажечникова Ледяной дом. Пушкин прочитал этот роман и написал ему письмо, где критиковал его за две вещи: не совсем справедливое описание Тредиаковского и что все грехи жестокой эпохи Лажечников объяснял господством немецкой партии, типа именно Бирон насаждал такие принципы поведения. Не надо было все грехи история и нравы общества того времени связывать именно с немецким происхождением героя. Это была вина всей нации, всего народа, а не Бирона. Это хороший урок для нас, нельзя все проблемы России связывать с вмешательством евреев и кавказцев. Вместе с тем это роман любовный.
Таким образом развивается русская литература, и основными жанрами становится повесть, причем бывают повести, объединенные в циклы. Циклизация и появление исторического романа - главные черты развития. Исторические романы - Капитанская дочка и Ледяной дом.
|