Происхождение языка и речи ученых
[ccxliii] Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. М.–Л., 1964. С. 30–31. [ccxliv] Федорова Е. В. Введение в латинскую эпиграфику. МГУ, 1982. С. 10–14. [ccxlv] Сергеенко М. Е. Простые люди Древней Италии. М.–Л., 1964. С. 23: Древняя Италия была страной грамотной. [ccxlvi] Plut. Crass. 32. [ccxlvii] Turner J. H. Roman Elementary Mathematics: The Operations // The Classical Journal. Vol. 47, №2. Nov. 1951. P. 63–74; 106–108. [ccxlviii] Справедливый хаким / Пер. А. Герасимовой // Сказки народов мира: переводы / Пред. Н. И. Никулина. Прим. А. В. Ващенко, Д. А. Ольдерогге, Н. И. Никулина, Б. Н. Путилова. М., 1987. С. 158. [ccxlix] Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. 4. СПб, 1883. С. 936. George G. Primary Groups, Organisation and Military Performance // Handbook of Military Institutions / Ed. P. W. Little. Beverley Hills (Calif.), 1971. P. 306. [ccl] URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Baltic_languages [ccli] Дуров В. С. История римской литературы. СПб, 2000. С. 33–35. [cclii] 3, 113. [ccliii] Теренций. Комедии: Отрывки из несохранившихся комедий Римской паллиаты / Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1985. С. 503. [ccliv] Пер. М. Л. Гаспарова. См.: Дуров В. С. История римской литературы. СПб, 2000. С. 16–19. [cclv] Newman J. K. Later Latin Poetry: Some Principles of Inteipretation / Illinois Classical Studies, XIV. University of Illinois at Urbana-Champaign. URL: http://libsysdigi.library.illinois.edu/OCA/Books2009-09/illinoisclassica/illinoisclassica141989univ/illinoisclassica141989univ_djvu.txt[cclvi]См. ГриммельсгаузенГ. Я. К. Симплициссимус = Der abenteuerliche Simplicissimus / Изд. подг. А. А. Морозов; отв. ред. А. В. Фёдоров. Л., 1967. [cclvii] Черняк А. Б. Simplex (contio, oratio, verba etc.) у Аммиана Марцеллина и в поздней латыни // Индоевропейское языкознание и классическая филология–IX (чтения памяти И. М. Тронского). Материалы конференции, проходившей 20–22 июня 2005 г. / Отв. ред. Н. Н. Казанский. СПб, 2005. С. 272–277. [cclviii] Благовещенский Н. М. 1) О начале римской комедии; 2) Ателланы // Пропилеи. Сб. ст. по классической древности / Изд. П. Леонтьев. Кн. 2. Отд. 1. М., 1857. С. 140–180. [cclix] Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. I. Хозяйство, семья, общество. II. Власть, право, религия / Пер. Н. Н. Казанского, Б. П. Нарумова, С. Г. Проскурина, О. М. Савельевой, Н. Л. Сухачева. Ред. С. Степанова. М., 1995. С. 212–215. [cclx] Миловидов Г. А. О свободе и власти: URL: http://vrn-id.ru/filzaps06.htm [cclxi] Бурлак С. А. Старостин С. А. Сравнительно-историческое языкознание. М., 2005. URL: http://krotov.info/libr_min/02_b/ur/lak_2005e.htm [cclxii]Пер. О. Ф. Кудрявцеваиз Charles de Bovelles. Le Livre du sage / Ed. P. Magnard. Paris, 1982 // Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1996. С. 248. [cclxiii] Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса. 2-е изд. Т. 21. М., 1961. С. 28–178. В. И. Ленин, вслед за Спинозой, понимает свободу как осознанную необходимость. [cclxiv] Пер. С. П. Шестакова. Сиротенко В. Т. Введение в историю международных отношений в Европе во вт. Пол. IV — нач. VI вв. Ч. 1, источники. Пермь, 1973. С. 21–22. [cclxv] Новокшонов Д. Е. Отец Liber и его Libertas. URL: https://www.academia.edu/6632356/Liber_Libertas [cclxvi] Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI–XVII вв. / Пер. Н. Б. Срединской. Л., 1990. С. 239. [cclxvii]Luc. 7,427–436. Марк Анней Лукан. Фарсалия или поэма о Гражданской войне / Пер. Л. Е. Остроумова. М., 1993. С. 158. [cclxviii] Balsdon J. P. V. D. Auctoritas, dignitas, otium // CQ. 1960. Vol. 10. № 1. P. 44–46; Adcock F. E. Roman Political Ideas and Practice. Ann Arbor, 1964. P. 13; Камалутдинов К. Я. Цицерон о роли и месте princeps в политической системе римского общества (По материалам трактата «О государстве») // Античный мир и археология. 1986. Вып. 6. С. 21. [cclxix] Токарев А. Н. Res publica в идеологии «оптиматов» // Laurea. К 80-летию профессора В. И. Кадеева. Харьков, 2007. С. 101–110. [cclxx] Ovid. Fast. 3, 771 sq. [cclxxi] Штаерман Е. М. Социальные основы религии древнего Рима. М., 1987. С. 134. [cclxxii] В изложении Павла Диакона, писателя эпохи Карла Великого. [cclxxiii] Paul. P. 115. [cclxxiv] Sen. De tranq. an. 15, 15. [cclxxv] Смыков Е. В. Антоний и Дионис (Из истории религиозной политики триумвира Антония) // Античный мир и археология. 2002. Вып. 11. С. 93–94. [cclxxvi]Flor. 2. 13, 63. Дуров В. С. Юлий Цезарь: Человек и писатель. СПб, 2013. С. 196–199. [cclxxvii]Ter. Eunuch. 734. [cclxxviii] Пер. А. Артюшкова по изд.: Теренций. Комедии. М., 1985. С. 246. [cclxxix] Aug. C. D. 7. 21. [cclxxx] Смыков Е. В. Антоний и Дионис. (Из истории религиозной политики триумвира Антония) // Античный мир и археология. 2002. Вып. 11. С. 80–106. [cclxxxi] См., например, русские поговорки: кто ее обедает, тот ее и танцует; где кабачок, там и мужичок. Об этом подробнее: Армалинский М. Русские бесстыжие пословицы и поговорки. Миннеаполис, 1995. [cclxxxii] См. Барков И. С. Лука Мудищев. М., 2012. [cclxxxiii] Буров А. С. Приап и его восприятие в римском обществе (по Carmina Priapea) // Проблемы истории, филологии, культуры. Москва; Магнитогорск, 1998. Вып. 5. С. 95–101; Приапеи / Пер. М. М. Позднева. Самиздат. 1995. [cclxxxiv] Блох И. История проституции. М., 1994. С. 7, 16. [cclxxxv] В. С. Дуров: «Омограф, не омофон: lĭber, но līber». [cclxxxvi] См., например, русская поговорка о неспособном к общению человеке: лыка не вяжет. Об этом подробнее: Козлова Т. А. Освещение промысловых и ремесленных занятий в устно-поэтическом творчестве мордовского народа // Фундаментальные исследования. № 9. 2012. С. 332–336. [cclxxxvii] Моммзен Т. История Рима / пер. под ред. С. И. Ковалева и Н. А. Машкина. СПб, 1997. С. 184. [cclxxxviii] Катон, Варрон, Колумелла, Плиний. О сельском хозяйстве / Под ред. М. И. Бурского. М.–Л., 1937. [cclxxxix]Liv. 29. 9, 1. [ccxc] Федорова Е. В. Ранняя латинская письменность VIII–II до н. э. МГУ, 1991. С. 90–98. [ccxci] Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983. С. 200–201. Фуфлунса сопровождали Семела и неизвестная из греческой мифологии Весуна (Фесан-Весна). [ccxcii] URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Lyubertsy [ccxciii] URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Lyuban_(town),_Leningrad_Oblast [ccxciv] URL: http://enc-dic.com/rusethy/Ljubov-1774.html [ccxcv] Коптев А. В. «Свобода» и «рабство» колонов в поздней Римской империи // ВДИ. 1990. № 2. С. 24–38; Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей / И.-Г. Георги; пред. и прим. В. А. Дмитриева. Перепеч. с изд. 1799 г. СПб, 2007. С. 495–504. [ccxcvi] Col. 12. praef. Пер. М. Е. Сергеенко по изд.: Ляпуcтин B. C. Женщины в ремесленных мастерских Помпеи // Быт и история в античности / Отв. ред. Г. С. Кнабе М., 1988. С.71. [ccxcvii] Эргон Ж. Повседневная жизнь этрусков. М., 2009. С. 101. [ccxcviii] Дата — не раньше 55 г. (первый поход Цезаря в Британию). [ccxcix] Рядом вы… — в подлиннике comites, так называлась свита римских должностных лиц в провинциях. Катулл воображает себя спутником полководца — в Парфии, на которую готовил поход Красс, в Египте, где в это время действовал Габиний, в Галлии, откуда Цезарь делал первые вылазки за Рен (Рейн) и за Ламанш. [ccc] Проблема этногенеза древних арабов не решена: Луцкий В. Б. Арабы // Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова. М., 1973–1982. «Термин араб не был самоназванием какого-либо народа или его части; он возник из нарицательного слова, обозначавшего засушливые, невозделанные земли и их обитателей»: Халидов А. Б. Арабский язык // Очерки истории арабской культуры V–XV вв. М., 1982. С. 31–33. [ccci] Гай Валерий Катулл Веронский. Книга стихотворений / Пер. С. В. Шервинского; примеч. М. Л. Гаспарова. М., 1986. [cccii] Дибвойз Н. К. Политическая история Парфии / Пер., ред. и библ. В. П. Никонорова. СПб, 2008. С. 85–98. [ccciii] О символическом значении этого пожара, случившегося именно в 700 год от основания Города: Hist. 7, 2, 10–12. [ccciv] Следующий знаменитый пожар состоится в Риме лишь через 100 лет с лишком в правление Нерона. В ночь на 19 июля 64 года (817 г. от о.Р.) огонь распространится из лавок, расположенных с юго-восточной стороны Большого цирка. К утру пламенем будет охвачена большая часть города. Tac. Ann. 15, 38. [cccv] Oros. 6, 14, 5. Пер. и прим. В. М. Тюленева.
|