Студопедия — Безумия. В нем верховодит недотыкомка. Она неистребима.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Безумия. В нем верховодит недотыкомка. Она неистребима.






В этом отношении локальное время (90-е годы) не имеет решающего

значения. Роман несет черты не какого-то определенного времени, а

"безвременщины", понятия, характерного для различных периодов русской

истории. В романе "безвременщина" торжествует над временем. Можно даже

сказать, что, согласно концепции романа, "безвременщина" - это константа

национальной истории.

Говоря о социальных истоках "передоновщины", можно также указать на

то, что сологубовское решение этой проблемы отличается от традиционной

критики реакционного мракобесия. Здесь перед нами есть параллель в лице

"человека в футляре". Беликов порожден общественной несвободой. Достаточно

рассеяться страху, отменить бюрократические порядки и авторитарный

произвол, как Беликов исчезнет сам собой, растворится в воздухе. Недаром

рассказ заканчивается призывом слушателя: "...нет, больше жить так

невозможно!" Как известно, в романе Сологуба обсуждается чеховский рассказ.

Собственно, это несостоявшаяся беседа. Если в "Бедных людях" Девушкин читал

гоголевскую "Шинель" и был оскорблен ею лично, то сологубовский Передонов

(равно как и Володин) не только не читал " Человека в футляре ", но даже не

слышал о самом "господине Чехове".

Рассказ появился в период работы Сологуба над романом. Сологуб не мог

не откликнуться на этот рассказ, герой которого оказался коллегой

Передонова. Пройти мимо рассказа - значило молчаливо признать тематическое

влияние Чехова. Сологуб выбирает иной путь: он "абсорбирует" рассказ,

включает его в свое произведение с тем, чтобы преодолеть зависимость от

него.

Впрочем, это весьма сомнительный двойник. Передонов гораздо более

укоренен в бытии, нежели Беликов - фигура социальная, а не онтологическая.

Передонова нельзя отменить декретом или реформой народного образования. Он

так же, как Беликов, целиком и полностью стоит на стороне "порядка", и его

так же волнует вопрос "как бы чего не вышло?", но это лишь один из моментов

его фанаберии. В сущности, его бредовые честолюбивые помыслы, жажда власти

и желание наслаждаться ею несвойственны Беликову: тот пугает и сам пугается

и в конечном счете умирает как жертва всеобъемлющего страха. Он скорее

инструмент произвола, исполнитель не своей воли, нежели сознательный тиран

и деспот. Передонов, в отличие от него,- жестокий наслажденец, его

садические страсти подчинены не социальному, а "карамазовскому" (имеется в

виду старик Карамазов) началу.

Общественные корни "передоновщины" двояки. Они определены не только

реакционным режимом, но и либеральным прошлым Передонова. Изображая его

неверующим человеком, для которого обряды и таинства церкви "злое

колдовство", направленное "к порабощению простого народа", Сологуб

солидаризируется с Достоевским, с его критикой либерального сознания,

которое, будучи лишенным метафизической основы, приобретает разрушительный

нигилистический характер. Передонов

впитал в себя утилитаристские идеи шестидесятничества: ";...всяким духам

предпочитал он запах унавоженного поля, полезный, по его мнению, для

здоровья". Но этот утилитаризм со временем разложился, так как не имел под

собой никакой почвы. В результате "мысль о труде наводила на Передонова

тоску и страх". Передонов - носитель либерально-интеллигентских "мифов ";,

над которыми иронизирует Сологуб. "В каждом городе,- считает Передонов,-

есть тайный жандармский унтер-офицер. Он в штатском, иногда служит, или

торгует, или там еще что делает, а ночью, когда все спят, наденет голубой

мундир да и шасть к жандармскому офицеру". Передонов числит себя "тайным

(политическим.- В. Е.) преступником", воображает, что "еще со студенческих

лет состоит под полицейским надзором";. Напротив, в противовес либеральной

традиции, образ самого жандармского подполковника Рубовского создан без

особенной антипатии. Он "был скромен и молчалив, как могила, и никому не

делал ненужных неприятностей". Сологуб даже подчеркивает, что Рубовский

"любим в обществе", хотя отмечает и тот факт, что иные из бредовых доносов

Передонова подполковник "оставлял, на случай чего".

Итак, Сологуб делит социальную ответственность за безумие Передонова

(хотя это безумие невозможно объяснить одними социальными причинами) между







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 389. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия