Студопедия — Сладострастницы.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сладострастницы.






Соединение несоединимого (во всяком случае, с точки зрения

реалистической традиции) создает впечатление абсурда и нелепости. насильственная смерть Володина

оказывается как бы посередине: он априорно сакральная жертва (баран,

агнец), но в то же время этот "кентавр" имеет и человеческие черты.

Опять-таки двоящееся впечатление.

Призрачный, полуживой-полумертвый мир сологубовского романа

соответствует находившимся в процессе становления философско-эстетическим

основам символистской прозы (в полной мере выявившимся в "Петербурге"

Белого). В этом призрачном мире жизнь изменить невозможно. Из нее лишь

можно совершить бегство в иной план реальности.

Таким бегством в романе становится любовная связь между Людмилой и

гимназистом Пыльниковым. При анализе этого пласта романа следует вновь

вернуться к традиции русской литературы, подчеркивающей равенство людей

перед истиной. Между тем бегство, которое предлагает Сологуб, предназначено

только для избранных и, по сути дела, является запретным. Более того, эта

запретность и составляет, по Сологубу, его "сладость". Это элитарное

решение проблемы,чуждое демократическим принципам традиции вообще и

Достоевскому с его критикой идеи человекобожия в частности.

Важно отметить роль повествователя в истории отношений Людмилы и Саши.

Это явно заинтересованное лицо. В сценах любовных шалостей повествователь,

словно сам становясь персонажем романа, принимает роль соглядатая, "жадно"

подсматривающего сцены раздевания и переодевания Саши растлительницей

"Людмилочкой", утверждающей, что "самый лучший возраст для мальчиков...

четырнадцать - пятнадцать лет".

. Повествователь настолько увлечен

растлением юного "травести", что буквально теряет голову: Людмила

оказывается лишь "дамой-ширмой" для прикрытия гомосексуальных страстей.

Такого нецеломудренного повествователя не знала дотоле русская литература,

совершенно однозначно относившаяся всегда к противоестественным страстям

(впрочем, она и вовсе избегала описывать их, за исключением Достоевского:

"Исповедь Ставрогина").

Нарушены не только законы приличия, но также и собственно литературные

законы. Нарушение дистанции ведет к тому, что эротическая ситуация

перестает быть развернутой метафорой (метафорой бегства от пошлой жизни), а

обретает черты прямолинейно выраженного сладострастия.

Акцент делается на запретности страсти и на том, что лишь запретная

страсть способна принести истинное наслаждение. Вместе с тем эротизм в

"Мелком бесе" обладает "освободительной" функцией, призывает к наслаждению

и отражает близкую Мережковскому мысль об "освящении плоти", о "третьем

завете", призванном объединить христианскую мораль с язычеством (язычница

Людмила стыдливо признается в своей любви к "распятому"). Проповедь

эротизма носит некоторый пропагандистский характер, хотя обращена не к

широкой публике, а к "своим", посвященным. Но "освобождение" невозможно, и

в сцене с директором гимназии Хрипачом Людмила вынуждена скрывать истинную

суть отношений с Сашей. Ни Хрипач, ни тетка Саши, встревоженная сплетнями,

ее не поймут. Разрыв между языческой моралью Людмилы, которой сочувствует

повествователь, и общепринятыми нормами поведения (позиция Хрипача)

достаточно велик для того, чтобы попытаться его сократить за счет

чистосердечных признаний. Приходится прибегать ко лжи.

Но самая исповедь наслажденчества (эротического или эстетического)

находится в противоречии с традицией русской литературы, которая хотя и

готова была допустить эпикурейские, гедонические элементы (прежде всего

благодаря Пушкину), однако все-таки чуралась их и выводила на периферию, в

то время как проповедовала непримиримость к наслажденчеству (Гоголь,

Достоевский и особенно поздний Толстой), утверждала идеал жертвенности и

служения сверхиндивидуальным (общественным и метафизическим) ценностям.

Эротическая тематика "Мелкого беса", которая интересует нас как

критерий направленческого "сдвига" в сторону от традиции,- это

разветвленная система, далеко не ограничивающаяся отношениями Людмилы и

Саши. На первой же странице романа возникает мотив инцеста: Передонов и

Варвара ("- Да как же ты на Варваре Дмитриевне женишься? - спросил

краснолицый Фаластов: - ведь она же тебе сестра! Разве новый закон вышел,

что и на сестрах венчаться можно?"), который звучит и далее, не

подтвержденный, но и не опровергнутый. Мысли Передонова о княгине окрашены

геронтофилией ("Чуть тепленькая, трупцем попахивает,- представлял себе

Передонов и замирал от дикого сладострастия"). Интересно письмо Передонова,

направленное княгине. Геронтофилия используется как предлог для пародии,

связанной на этот раз не с преодолеваемой традицией, но со становящимся

символизмом. Сологуб иронизирует над "символистской" любовью: "Я люблю вас,

потому что вы - холодная и далекая... Я хочу иметь любовницу холодную и

далекую. Приезжайте и соответствуйте". В этом повторе любимых символистских

определений "холодная и далекая", неожиданном противопоставлении княгини -

Варваре, которая "потеет", и в пародийном снижении: "соответствуйте" -

видно отношение автора к новомодным "штампам" символизма.

Садистическими комплексами пронизаны отношения Людмилы и Саши

(" Хотелось что-то сделать ей, милое или больное, нежное или стыдное - но

что? Целовать ей ноги? Или бить ее, долго, сильно, длинными гибкими

ветвями?" В снах Людмилы "ответ": "Она сидела высоко, и нагие отроки перед

нею поочередно бичевали друг друга. И когда положили на стол Сашу... и

бичевали его, а он звонко смеялся и плакал,- она хохотала...").

Вообще следует сказать о том, что Сологуб не "пожалел" своих героинь.

Он создал целую галерею отвратительнейших женских образов: Варвара, Грушина

(поддельщица писем и интриганка, чье тело покрыто блошиными укусами),

пьяная хозяйка Передоновых Ершова, с которой Передонов пляшет дикий танец

во дворе, Адаменко, Гудаевская, сводница Вершина, Преполовенская. Вместо

преклонения перед русской женщиной, которое свойственно традиции, Сологуб

изобразил своих женщин пьяными, бесстыдными, похотливыми, лживыми,

злобными, кокетливыми дурами. На фоне традиции Сологуба можно было бы

назвать женоненавистником, если бы его мужские персонажи не были столь же

гадки.

Среди образов "нечистой силы", созданных русской литературой,

сологубовская недотыкомка занимает особое место. Отечественного читателя

невозможно удивить ведьмами, оборотнями и призраками. От "Гробовщика" и

сказок Пушкина, "Вия" Гоголя до черта из "Братьев Карамазовых" и "Черного

монаха" Чехова в русской литературе встречается немало "нечисти".

Однако "нечисть" - это прием, дающий

возможность писателю сказать о герое полную правду, но самое существование

"нечисти" не имеет объективного значения. Через черного монаха мы лучше

познаем Коврина (размеры его тщеславия), но через Коврина не виден черный

монах. Недотыкомка гораздо более объективный образ. Передонов скорее лишь

медиум, способный в силу своего болезненного состояния увидеть ее, но это

не означает, что болезненное состояние Передонова породило недотыкомку.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 388. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия