Студопедия — Горький – романист. Христианская образность в формировании внутренней формы повестей и романов.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Горький – романист. Христианская образность в формировании внутренней формы повестей и романов.






С конца 90-х годов начинается новый период творческого развития писателя. Пытаясь показать русскую жизнь в ее историческом движении, он обращается к большим повествовательным формам – романам («Фома Горде­ев», 1899; «Трое», 1900) и драматургии («Мещане», 1901; «На дне», 1902; «Дачники», 1904). Молодой Г-реалист находился под заметным влиянием идущего от А.Н. Островского принципа изображения купеческого мира как «темного царства». Так, Фома Гордеев гибнет в столкновении с этим косным мирком как уничтоженный «темным царством» «луч света». В «Фоме» личность впервые предстает в измерении большим, историческим временем. Панорама общественной жизни здесь раздвинута не только в плане современности (изображение героев из разных этажей жизни), но и в глубь времен, в прошлое. В лице купцов разных поколений – Игната Гордеева, Анания Щурова, Якова Маякина, Африкана Смолина и одумавшегося «нигилиста» Тараса Маякина – Г. воссоздает историю русского капитала в его внутренней логике и «человеческом» выражении, его типической самооценке – самоутверждении героев-купцов (от Щурова до Якова М. и Смолина) и самосуде Фомы Гордеева. У Фомы – убеждение: «Так жить невозможно». Он не только говорит об этом, но и отказывается от такой жизни. Своими произведениями Г входил в полемику и взаимодействие с духовными авторитетами эпохи – Толстым, Достоевским, Чеховым, с «антихристианской» философией Ницше. По убеждению Ницше, у современного человечества, которое в состоянии труднейшего перехода с конца 19 века, не могло быть общей цели бытия. Пока Г не сблизился с марксистами, не разделил их убеждения относительно единой цели человеческой истории, для него значимой была ставка на крупную личность, котор находила смысл в самой себе – в своей свободе. Вот в этом Г сходился с идеей Ницше о «сверхчеловеке».

Отношение греха и наказания в христианской морали выглядит в произведениях Горького неким механизмом расчетливой мести, что близко к оценкам Ницше, который говорил о «тупом механизме наказания». «Со счетами – к Богу!» - думает герой романа «Трое» Илья Лунев об окружающих его людях, преступающих нравственные заповеди. «Просто очень…Согрешил, помолился – чист! Валяй опять – греши…». Об отшельничестве отца Антипы его сын, Яков Бесшабашный, язвительно замечает: «Батюшкой меня не корите, - он пять десятков лет грешил, а каялся всего восемь…». Мотивы преступления, греха – сквозные в творч-ве Г. Здесь он близок Достоевскому, Ницше: в центре внимания писателя не зло преступления по отношению к пострадавшим от него, а осмысление состояния самого преступившего. В «Трое» совершается не одно убийство: на глазах мальчика Ильи кузнец убивает жену («никто не заплакал, никто не пожалел»), мальчику стало жалко кузнеца, те не жертву, а убийцу. Подобное впечатление – с целью оправдания зла – автор стремится создать по отношению к центральному герою и его преступлению (Илья Лунев, чтобы пробиться в люди, к достатку, убивает хозяина, лавочника Полуэктова). Преступление осмыслено в романе как несчастье, это сквозной мотив. Ключевой мотив романа – преступление без покаяния, в художественном претворении которого Г полемичен Достоевскому. Совесть героя, Ильи Лунева, молчит, в финале он отрицает ее: «Совести нет…». Если для Дост. совесть укоренена в человеч. личности, то Г и Ницше сомневаются. Финал – самоубийство героя можно толковать двояко: бунт против социальн. несправедливости, и все-таки как самонаказание героя, под влиянием подспудно жившего в его душе голоса совести. Попытка героя отбросить в своем поведении нравственный критерий расценивается автором романа как выражение сниженного сознания, преобладающего в обществе, как следствие порочности самого общественного порядка.

По Минер.: Неотсупен интерес Г к христианской проблематике. Он преломился в самом стиле писателя, существенной составляющей которого является использование христианской символики, литургич. мотивов. Имя апостола Фомы (Фомы неверующего) у Гордеева выявляет ключевое для характера героя начало. Гордеев – фамилия с двумя символич. значениями. Намек на гордыню и на «гордиев узел» проблем, выпавших на долю героя, разрубить который он оказался не в силах. Взаимоотношения героев с миром нередко объясняются Г через их взаимоотношения с Богом, верой. «Только вера – вот истина, дающая при ударе по ней звук живой и полный», - писал Г Андрееву о романе «Трое» - отсылка к Евангельскому сюжету. 4 главных героя. Герои взрослеют. Все герои на дне общества, с которого все по-своему хотят выбраться, все хотят чистой и светлой жизни: Яков (пророк), Илья (пророк), Павел (апостол). Илья Лунев имеет историю (единственный из героев). В этом романе апокалиптическое начало, по-разному осмыслявшееся в серебряный век символистами и реалистами, деатеся Г в духе того времени через картину, изображающую Христа спустившимся вновь на землю и созерцающим грехи человеческие (сцена допроса Ильи Лунева следователем). Проблема обретения веры получает горьковский разворот и в романе «Мать», где картина «Христос идущий в Эммаус» оказывается смыслообразующим зерном для произведения в целом. Повесть «Исповедь» выдержана в том же идейно-стилистич. ключе. Г писал о ней: «Заканчиваю повесть о хождении некоего человека по святым местам, о бытии его в обителях и в искании всюду Господа Бога, коего он благополучно находит». Герой носит Евангельское имя Матвей. Этим Горький отсылает к пути поиска нового бога. Отцом оказывается народ. В нем есть вера, сила и Бог. Встречает Иону и Иегудиила. Марксизм не противоречит религии.

20. Один из романов Г по выбору. Проблема веры в романе. Социально-нравственный конфликт и его художественное решение. («Мать»)

Роман был написан Горьким во второй половине 1906–начале 1907 г.: первая часть–в Америке, вторая–в Италии, на Капри. В основу романа легли реальные исторические события, в частности демонстрация рабочих в Сормове 1 мая 1902 г. «...Ниловна,–писал Горький Н.И. Иорданскому в 1911 г.,– портрет матери Петра Заломова, осужденного в 902 г. за демонстрацию 1 мая в Сормове». В качестве обновляющей общество силы показан русский пролетариат, сознание которого освещается идеями социализма и революции – в образах Павла Власова, Андрея Находки, Пелагеи Ниловны – Матери, заглавной фигуры романа. Если Мать приняла дело революционеров, значит, оно свято, их цель – освобождение людей, отвечает естественным человеческим связям, связи мать и сын. Композиционная структура повествования: в центре точка зрения Матери. Ее композиционная роль в произведении исключительна: ни одного персонажа мы не видим без нее, без ее оценивающего и в чем-то оспаривающего восприятия. В своем внутреннем споре с «запрещенными людьми» (в первой части романа особенно) она многое в них верно замечает и не приемлет – например, слепую жажду драки Николая Весовщикова, сумрачную злобу крестьянина Рыбинаи его «лисьи повадки». Ее задевает сухость сердца, рационалистичность сына Павла, бросающего горькие слова – «есть любовь, которая мешает жить». Беспокоит Ниловну излишняя строгость Саши (строгость в понимании Г – знак негибкости, а то и нетерпимости в сознании), непростота и размашистость интеллигентки Софьи. Признав в конце концов правду сына и приняв участие в деле подпольщиков, Ниловна, продолжая размышлять о них, отмечает в них нечто детское. Это признание бескорыстия революционеров, но и скрытый упрек в незнании жизни, наивности. Многие внутренние реплики и оценки Ниловны служат средством выражения авторской оценки.

У революционных демократов Горький воспринял их веру в будущее России, непримиримость ко всему консервативному, враждебному революции. Но, в отличие от них, субъективный идеал художника уже совпадал с объективным ходом самой истории. Поэтому действительность будущего в романе предстает не только как действи­тельность желаемого, но и как осуществляемая в ходе революционного общественного развития. Социалистический идеал проявляется в ро­мане как не утопия, а как осязаемая реальность. В романе показано, как зреют обще­ственные, нравственные и эстетические идеалы народных масс, воп­лощаясь в живые черты борцов за новую жизнь, как проникновение идеи социализма в рабочую среду ломает старые представления чело­века о жизни, как формируются новые нормы отношений людей. Эти процессы раскрываются в жизненной истории Махотина, недоверчи­вого, но уже тянущегося к правде социализма, Сизова, Николая Весовщикова, Самойлова.

По-новому решается Г проблема отношений героя и массы Идея романа в том, что своих героев создает народ, а они, в свою очередь, влияют на развитие народного социального сознания. Такого героя Горький и показал в образе Павла Власова. Революционная работа способствует росту осознанной активности и других героев романа – Весовщикова, Рыбина. Процесс «выпрям­ления» человека в революции – основа и сюжетного движения, и композиционного строения произведения.

По Минер.: В условиях СССР роман рекомендовался для первоочередного изучения в силу своей удобной идеологической направленности. Г мыслил его как произведение на тему, обозначенную Чернышевским «Что делать» (что делать, как действовать молодым революционерам). Идейно-тематическая заданность вряд ли художественно усилила это прозв-е, он довольно плакатно, схематично. В то же время образ Ниловны отличается глубоким художественным психологизмом, мастерски выписаны фигуры революционеров – Наташа, Рыбин, Весовщиков и др. Роман не заслуживает общественного невнимания, которое постигло его в постсоветское время. Проблема обретения веры получает горьковский разворот и в романе «Мать», где картина «Христос идущий в Эммаус» оказывается смыслообразующим зерном для произведения в целом. Критик Львов-Рогачевский рассуждал проводит параллель пути Христа в Эммаус с путем «пролетариата», что не является верным.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1416. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия