Студопедия — Новаторство Г в пьесе «На дне». Роль ремарок. Реалистическое и символическое в диалогах. Конфликт истинный и мнимый.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Новаторство Г в пьесе «На дне». Роль ремарок. Реалистическое и символическое в диалогах. Конфликт истинный и мнимый.






В пьесе «На дне» (первоначальные названия «Без солнца», «На дне жизни») заключено множество острых проблем. В интервью 1903г. Г говорил: «Основной вопрос, который я хотел бы поставить (в пьесе), это – что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?» В отличие от Вл. Соловьева, соединяющего истину и сострадание, пытается их противопоставить. Разрешить спор, что важнее, что нужнее, помогает образ Актера: в отношении к нему взаимно противопоставлены Лука и Сатин, а сам Сатин тоже сопоставлен с Актером. Актер единственный, кто проходит путь возрождения, им самим обозначенный. Он, спившийся, кажется забывший свое актерское имя, забывший любимые стихи, вспоминает и имя – Сверчков-Заволжский, и стихи, в которых вся душа. Другие в пьесе, если и претерпевают изменения, то в силу обстоятельств, а не по своей воле. Сюжетные линии всех обитателей ночлежки определены вводной ремаркой, предварительными характеристиками, которые дает своим героям писатель, даже именами, имеющими символическое наполнение. В 1 ремарке дается характеристика места действия: «Подвал, похожий на пещеру». В ней указание и на почти животное. пещерное существование героев, но и на более существенное. В пещере (хотя расположенной в горах) жил герой Ницше Заратустра с 30 лет в течение 10летия). Ночлежка – тоже пещера, обитель внутреннего одиночества для каждого. У Заратустры есть постоянные спутники звери – орел (гордость) и змея (мудрость). Сатин и Актер по-своему проявляют «вариации» этих качеств, они две стороны одной человеческой идеи, в их характерах Г создает пародию-эпиграмму на 2 источника творчества, по Ницше: аполлинический и дионисийский – сон и опьянение будут доминантным состоянием героев. В ходе их первой перебранки Сатин «прорычит», что дважды убить нельзя, а Актур удивится: «Почему нельзя?». В конце концов он будет убит дважды: сначала духовно Сатиным, потом отваится на самоубийство. В этой перебранке Актер бросает важные слова для осмысления сюжетных линий всех персонажей: «Талант – вот что нужно герою, а талант – это вера в себя, свою силу». Получается, что странник Лука появляется в ночлежке, чтобы пробудить в каждом из героев талант (веру в себя), каждому дает надежду на выход из ада. Актер никого не обижает и всем помогает (этого нельзя сказать о Сатине). В Актере нравственная основа менее повреждена, чем в остальных обитателях ночлежки (Клещ, Настя, Пепел, Барон и др.). Сатин и Актер – два состязающихся героя, меряющихся умом, талантом, верой. Оба образованные люди, но Сатин – игрок, фигляр, ироник, не желающий открывать своего истинного лица. Актер, напротив, все, о чем говорит, живо переживает. Сатин называет Актера «Сарданапалом» (последний ассирийский царь, натура утонченная). Актер бросает Сатину «Навуходоносор» (вавилонский царь, разрушитель града Божия Иерусалима). Так изначально эти герои противопоставлены миссией разрушительной и созидательной. Другое интересное и видимое противопоставление – Лука и Сатин. Сатин – отшельник. с гордыней и безверием, даже в фамилии его созвучие с Сатаной. Но и в апостольском имени Луки, ищущего истинную веру, есть обыгрываемый Г намек на лукавство, хитроумие. Лука и Сатин, кажется, говорят об одном, но Лука учит жить среди людей, а Сатин говорит об абсолюте: «свобода» и «ложь» у него абстрагированы от реальной жизни до полного искажения и взаимной подмены этих понятий. Не случайно свой знаменитый монолог Сатин начинает с обращений: «Дубье! Скоты!», продолжая: «Человек! Это великолепно! Это звучит гордо!». Его прекрасные идеи несовместимы с реальной жизнью. На гибель Актера Сатин реагирует не по-христиански сострадательно, а скорее, как «сверхчеловек» Ницше: «Испортил песню, чудак!». Актер обрывает тюремную песню «Солнце всходит и заходит». Слова Сатина звучат двойственно: жизнь могла бы быть как песня, но Актер обрывает ее. С другой стороны, согласно песне, жизнь – тюрьма, Актер уходит из нее.

В пьесе «На дне» проявилось драматургическое новаторство худож­ника. Используя традиции классического драматургического наслед­ства, прежде всего чеховскую, Горький создает жанр социально-философской драмы, вырабатывая свой драматургический стиль с его ярко выраженными характерными особенностями. Горький создал драматическое произведение нового типа. Особен­ность пьесы в том, что движущей силой драматургического действия является борьба идей. Внешние события пьесы определяются отноше­нием персонажей к основному вопросу о человеке, вопросу, вокруг которого и происходит спор, столкновение позиций. Поэтому центр действия в пьесе не остается постоянным, он все время смещается. Возникла так называемая «безгеройная» композиция драмы. Пьеса представляет собой цикл маленьких драм, которые, однако, связаны единой направляющей линией драматической борьбы – отношением к идее утешительства. В своих сплетениях эти частные драмы, развер­тывающиеся перед зрителем, создают исключительное напряжение действия. Структурная особенность горьковской драмы состояла в перенесении акцента с событий внешнего действия на постижение внутренней содержательности идейной борьбы. Поэтому узел внешних событий развязывается Горьким не в последнем, четвертом, акте, а в третьем. Из последнего акта пьесы автор уводит много лиц, в том числе и Луку, хотя именно с ними связана основная линия в развитии сюжета. Последний акт оказался внешне лишенным событий. Но именно он стал самым значительным по содержанию, не уступая первым трем в сценической напряженности, ибо здесь подводились итоги основного философского спора.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2627. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия