Яков Софронович Скороходов – официантр ресторана, маленький человек, вынужден потакать капризам поситителей, безропотно сносить их высокомерие и пьяный кураж. Это слуга человеческий, который представляет всю массу слуг. Герой повести — характерный тип задавленного жизненными обстоятельствами и воспитанного в трепете перед «сильными мира сего» «маленького человека», наделенного от природы отзывчивым сердцем, незаурядным умом и обостренным чувством справедливости. тема защиты человеческого достоинства униженных и оскорбленных» определила собой сюжетно-композиционную структуру, выбор и группировку персонажей, форму повествования. Автор прослеживает сложность душевных движений героя, глубоко проникая в его внутренний мир. Скороходов, подобно персонажу гоголевской «Шинели», примирен со своей жалкой участью, свыкся с жизнью лакея. Пытаясь как-то самоутвердиться и внутренне оправдаться перед детьми, которые стыдятся профессии отца, Скороходов стремится, убедить себя что он лакей «не какой-нибудь, а из первоклассного ресторана. противоречие с рассказом самого же Скороходова о его бесправном положении в ресторане подчеркивает мечты о лучшей доле. На вершине общественной лестницы находятся те, кто «оборот с капитала делает». посетители ресторана даже и не глядят на лицо маленьким людям. Изображенные через главного героя посетители ресторана предстают во всей своей отвратительной нравственной наготе: угодничество перед теми, кто богаче и влиятельнее их (лакеям противостоят те, кто унижается не ради куска хлеба, а из высших соображений). цинизм, пошлость, фальшь, издевательства над слабыми и беззащитными, безудержный разврат. герой повести приходит к мысли о нравственном превосходстве простых людей. «Жизнь без соринки» — так определяет Скороходов свое нравственное кредо. По благородству души Скороходов оказывается в ресторане, среди его многочисленных посетителей, лакеев по своей сущности, едва ли не единственным. – название произведения имеет двойной смысл и профессиональный, и оценочно-моральный. Нравственное превосходство простых людей подчеркивается с помощью мотива двойников: чертами внешности Скороходов похож на адвоката Глотанова, на «пальцимейстера» из Красноярска Аксена Симоныча. Внутренне же он неизмеримо выше, порядочнее тех, кому прислуживает, а они по сущности натуры больше подходят на роль лакеев. Жизнь рядового человека предстает как сложное проявление самых различных начал: материальной бедности и душевного богатства, величайших страданий и неподкупной честности, грубой прозы быта и возвышенной поэзии чувств. каждый поступок и каждое событие в жизни Скороходова обусловлены ярко очерченными общественными причинами. Скороходов не претендует на какие-то «особые» блага в своей жизни. Заветная мечта героя — хотя бы в старости пожить спокойно, без забот о куске хлеба. Но неприятности: арест сына Николая, дочь Наталья ушла к козлу, уволили. В произведениях Гоголя и отчасти Достоевского духовный мир «маленького человека»— отражения в нем мертвящей скуки и идиотизма чиновничьего существования. Шмелев - духовная и социальная сущность как и все содержание личности, изменяется под влиянием различных обстоятельств. Страдания Скороходова раскрывают ему глаза, помогают освобождению его сознания от духовного рабства, способствуют возникновению чувства собственного достоинства и внутренней свободы. благами жизни пользуются те, кто их вовсе не заслужил. ресторан —микромодель мира, где изнывают от тяжкого труда и унижений простые люди и «жируют» незаслуженные баловни судьбы. Картины быта ресторана чередуются в повести со сценами семейной жизни официанта Скороходова- тон повествования Из негодующего превращается в сочувственный. Колористика повести почти целиком построена на контрасте света (в ресторане) и темноты (в квартире Скороходова). упадок нравственности, равнодушие к человеческой личности больше всего волнуют Скороходова. Лейтмотив его стремлений - тоска по доброте, справедливости, высокой одухотворенности человеческого существования. Внешний цветовой контраст переходит в произведении во внутренний, нравственный - там, где «огни и блеск, и оркестр», на самом деле царит нравственная темнота. Детали выписаны резко, Их конкретность обусловлена стремлением писателя сделать каждый компонент стиля произведения выразителем его главной идеи. Рядом с деталью крупного плана соседствует в повести множество мелких, тщательно выписанных штрихов. описание ужина, устроенного миллионером Карасевым музыкантам оркестра ради того, чтобы овладеть новой скрипачкой, «барышней__Геттелет». Все детали банкета, направлены на то, чтобы ярче подчеркнуть честолюбие натуры Карасева, выбрасывающего уйму денег ради удовлетворения своих похотливых желаний, оттенить скудность жизни семьи Скороходовых. Второстепенные персонажи вносят дополнительные штрихи в характеристику центрального героя произведения. фигуры посетителей ресторана освещают разные стороны мира, противостоящего простым людям, судьбы членов семьи Скороходова представляют собой различные индивидуально-психологические варианты той же драмы «бедных людей», которую переживает главный герой. Черепахин - Единственная радость в жизни — любовь к дочери Скороходова, Наташе. Черепахин полон гнева на «проклятущую жизнь», но против кого и как направить свой гнев — он не знает. В итоге запойная горячка приводит его в дом для душевнобольных. Иначе складывается судьба сослуживца Скороходова — официанта Икоркина. Он организует союз официантов для защиты их прав, вступается за несправедливо обиженных товарищей, призывает их отстаивать свои интересы. Он способствует переходу Скороходова от созерцательного восприятия действительности к суровому обличению. (Сцена посещения отцом и сыном Скороходовыми директора училища — Жалкая фигура официанта Скороходова, его покорность, смирение перед «начальством» и, наоборот, смелое поведение его сына говорят о трагической обездоленности и приниженности одного и об активном чувстве собственного достоинства у другого). Скороходов не постигает лицемерия разглагольствований участников банкета о благе народа. Но проходит время, и герой видит теперь посетителей насквозь и резко осуждает их лицемерие. Итог духовной эволюции - способность понять подлинные ценности жизни, распознать лицемерие и фальшь. Сказовая форма повествования накладывает отпечаток и на особенности языка остальных персонажей повести - их речь передается в соответствии со спецификой речи рассказчика. Темп повествования измеряется внутренними, субъективно-психологическими переживаниями. В соответствии с состоянием героя время или сильно замедляется, как в сцене беседы отца и сына Скороходовых с директором училища, или, наоборот, начинает бежать с предельной быстротой. Писатель то затормаживает темп повествования, внимательно и подробно фиксируя малейшие переживания героя или детали быта, то убыстряет.