Студопедия — Билет 3. Повесть Куприна «Поединок». Проблематика. Герой-победитель. Композиция повести
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Билет 3. Повесть Куприна «Поединок». Проблематика. Герой-победитель. Композиция повести






Конфликт – взаимоотношения человека и общества, подавляющего личность. Проблематика “Поединка” выходит за рамки традиционной военной повести. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, поднимает проблему взаимоотношений личности и общества, интеллигенции и народа. Композиционный центр повести Ромашов сталкивается в поединке с военно-бюрократической силой. Подпоручик Ромашов не видит и не чувствует смысла в самом существовании армии — с ее уставами, учениями, гарнизонной и казарменной повседневностью. Ромашов – Хлебников. После встречи с солдатом Хлебниковым, “униженным и оскорбленным”, в сознании Ромашова наступает перелом, его потрясает готовность человека пойти на самоубийство, в котором он видит единственный выход из мученической жизни. Искренность порыва Хлебникова особенно ярко указывает Ромашову на глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью лишь что-то доказать окружающим. Ромашов потрясен силой страданий Хлебникова, желание сострадать заставляет подпоручика впервые задуматься о судьбе простого народа. Ромашов – Шурочка Николаевна. Сопоставление героев, оба понимают неправильность отношений между людьми, хотят выйти из тупика. Ромашов приходит к мысли о протесте против мещанского благополучия и застоя, а Шурочка приспосабливается к нему, несмотря на внешнее показное неприятие. Ромашов – естественный человек, инстинктивно сопротивляется несправедливости. Шурочка хладнокровно ставит его под дуло пистолета в дуэли с мужем. Ромашов – офицеры полка. Люди превращены в безропотные механические величины, называемые ротой, батальоном, полком. Почти все карьеристы, пьяницы, тупые и невежественные. Служба для них скучная, тягостная обязанность. Интеллектуальных интересов нет никаких. Придя в полк, Ромашов мечтал о славе и подвигах, но люби ведут серое существование, бьют солдат, не удовлетворены жизнью, царит произвол. Образ Назанского неоднозначен: его радикальное настроение (критические монологи, романтическое предчувствие “светозарной жизни”, предвидение грядущих социальных потрясений, ненависть к образу жизни военной касты, способность оценить высокую, чистую любовь, почувствовать красоту жизни) вступает в противоречие с его собственным образом жизни – спился и загубил себя. Ромашов не позволяет себе стать распущенным и бездумным, хочет заняться чем-то другим, уважает солдат, искренне любит Шурочку, общество офицеров тяготит. Название. под поединком подразумевается не только описанная в конце повести дуэль, но и все события, происходящие с главными героями. Действие книги происходит в то время, когда только что официально разрешили поединки между офицерами. Офицеры должны защищать честь кровью, так считает даже Шурочка, Ромашов не понимает. Ромашов проходит путь самосознания и делает вывод – три гордых призвания человека наука, искусство, свободный физический труд. Он погибает, так и не осуществив мечту уйти и не испытав любви, на которую был способен. Куприн своей книгой выразил протест против порядков, существующих в армии.

Билет 4. Художественное воплощение темы искусства в рассказе Куприна «Гамбринус»

драматические исторические события в России: русско-японская война, революция 1905 г., последовавшие за ней реакция и погромы. Репертуар Сашки отражал современные события: когда англичане воевали с бурами, исполнялся «Бурский марш», во время франко-русских торжеств — марсельеза, появились и песни о начавшейся русско-японской войне. На эту войну призвали Сашку. Его про­вожает весь Гамбринус, он оставляет мадам Ивановой Белочку. Когда пришел, из его глаз «не только не исчезло выражение ужаса и тоски, которые она видела в них при прощании, но стало еще глубже и значительнее. Погромы, каменщик бросается на Сашку, тк он еврей. Услышав, что он напал на кумира Гамбринуса, каменщик останавливается. Вина за кровь, за погромы возлагается не только на толпу, но и на ее идеологов, пользующихся в своих интересах ее губительной силой. Каменщик щадит Сашку, но компенсирует свою жажду крови убийством Белочки. Кульминация рассказа — в восьмой главе, изображающей «время, похожее на сон в параличе», когда победители «проверяли свою власть, еще не насытясь вдоволь безнаказанностью». В один из таких дней десять погромщиков пришли в Гамбринус. Мотька Гундосый потребовал исполнения гимна в честь царя. Сашка отказался, подняв отступника от иудейской веры на смех («весь Гамбринус расхохотался»). Все поразились вескости и властности голоса Сашки, обычно смешного и кривляющегося, когда он назвал Мотьку «убийцей», а затем своей скрипкой ударил его по виску. Гамбринус спас своего кумира. Но час спустя, когда Сашка шел домой, несколько человек напали на него и отвели в участок как политического. Теперь вторично и окончательно считали Сашку похороненным, но он появился через 3 мес с искалеченной рукой: его изувечили в участке, так, чтобы он никогда не мог играть на скрипке. И когда все решили, что не услышат Сашкиной песни, тот «здоровой рукой вынул из кармана» «наивную свистульку». Свистулька пела на языке еще непонятном ни для друзей Гамбринуса, ни для самого Сашки: Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит». Тема мужающего, борющегося и побеждающего искусства – главная в рассказе «Гамбринус». жизнь изувечила человека. он не сломлен духовно, но он уже не верит в революцию и в будущее «царство добра». Он понимает, что настоящее царство, царство блаженства и гармонии — в творчестве.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 3231. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия