Записки охотника» И. С. Тургенева как произведение натуральной школы.
Тургенева всегда отличал интерес к философии – в частности, к философии Гегеля. В творческом развитии Тургенева выделяются три крупных периода: Первый период (1836-1847), начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участие писателя в деятельности «Натуральной школы» и публикацией первых рассказов из «Записок охотника». Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных следов ученичества, относится к 1842-1844 годам. В 1843 происходит его знакомство с Белинским. В 1844-1847 годах Тургенев – один из самых видных участников «натуральной школы», содружества молодых петербургских писателей-реалистов. Второй период (1848-1861)- самый счастливый для Тургенева: после успеха «Записок охотника» известность писателя неуклонно росла. В этот же период был написан первый роман «Рудин», открывший цикл романов об идейной жизни России. В начале 1847 Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в «Современник» свой первый «охотничий» рассказ-очерк «Хорь и Калиныч», навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г. Третий период – 1862-1883 – начался с двух ссор – с журналом «Современник» и «молодым поколением», после публикации «Отцов и детей». Главное, что отличало Тургенева от писателей-моралистов (Достоевского и Толстого) – «пушкинское» отвращение к морализаторству и проповедничеству нежелание создавать рецепты общественного и личного «спасения». «Записки охотника» «Записки охотника» - поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашёл новую тему, став одним из первых русских прозаиков, открывших неизведанный «материк» - жизнь русского крестьянства, но и выработал новые принципы повествования. В книге нет единого сюжета, каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа рассказов – встречи, наблюдения, впечатления писателя-охотника. Главное открытие цикла – душа русского крестьянина. Крестьянский мир Тургенев показал как мир личностей, весомо дополнив недавнее открытие Карамзина. Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировав помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. «Охотник» не столько рассказывает о том, что с ним случилось, сколько маскирует её: он просто рассказывает о том, что видео и запомнил – и всё, будто забывая, что он сказал, и никак не связывая с тем, что скажет. Белинский объяснял успех «Хоря и Калиныча» тем, что в этом очерке Тургенев «зашёл к народу с той стороны, с какой до него к нему никто не находил», Хорь, с его практическим смыслов и практической натурою, с его грубы, но крепким и ясным умом… - тип русского мужика, умевшего создавать себе значащее положение при обстоятельствах весьма «неблагоприятных». Хорь был рационалист, человек положительный и практический. Калиныч же был мечтательным романтиком и идеалистом. Хорь прекрасно обустроился, завёл большую семью, накопил денег, ладил с барином и прочими властями. Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Когда-то у него была жена, которую он боялся, а детей не было вовсе. Хорь насквозь видел господина Полутыкина, а Калиныч благоговел перед своим господином. Калиныч стоял ближе к природе, он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгонял червей, пчелы ему давались. Хорь же был ближе к обществу. Стоило более или мене внимательно присмотреть к Хорю, чтобы сразу же стало ясно, насколько этот неграмотный крестьянин превосходит своего господина Полутыкина именно в интеллектуальном отношении, и насколько бессмысленны разговоры о дворянской опеке над мужиком. Хорь относился к нему с едва скрытым презрением, так как понимал его никчёмность. «Бежин луг» Повествование ведётся от лица автора, охотника, который июльской ночью на охоте сбился с дороги и заблудился. Эта проходит на Бежином луге, где у костра в ночном собрались крестьянские дети. Лейтмотив рассказа – гармоническое единство крестьянских детей и природы. Постепенно стала определяться ведущая сюжетная линия рассказа. Это линия Павлуши, которая полнее всего обозначила главное в рассказе: природа и человек. Фигура мальчика постоянно возникает в кульминационных, пограничных моментах повествования — на грани света от пламени костра и ночного мрака, в который мальчик бросается в погоню за волком; в предрассветный час между утром и ночью, когда, охраняя покой, не спит лишь Павел и т.д. С Павлом связан необычный финал рассказа. Финал, собственно, не один, а два. Первый — мажорное сообщение о наступившем новом дне. В прекрасной картине утренней, возрождающейся жизни рассказ, казалось бы, получил сюжетную завершенность, но не обрел конца. Интуитивно ощущается, что настоящий финал — в трех последних строчках, которые писатель прибавляет к предыдущим словно бы с некоторым недоумением, неохотно: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!» Эти последние слова сообщают рассказу подлинную художественную завершенность. Павел оказывается связующим звеном между отступающим ночным мраком и наступающим днем. Павлуша по-особому выделен: рассказчиком-охотником, товарищами и как бы самой природой. Мальчики уважительно реагируют на реплики именно Павла, в споре ждут его мнения. Он один из героев, открыто получивший оценку рассказчика: «Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». В повторяющихся похвалах герою (что Тургеневу мало свойственно) — высшая точка нарушения писателем обычной авторской сдержанности, «спрятанности» за рассказчика.
|