Проблематика «Повестей Белкина» А. С. Пушкина.
Написаны в период Болдинской осени (1830), опубликованы в 1831 году. Широта тематики: 1. Военно-офицерская тематика (Выстрел) 2. Чиновная (станционный смотритель) 3. Дворянский уклад жизни (Метель, Барышня-крестьянка) 4. Ремесло (Гробовщик). Повести ведутся от имени добродушного, скромного, небогатого, либерального помещика Белкина. Это вымышленное лицо. Оно нужно для того, чтобы придать историям достоверный характер. Все события в его глазах выглядят романтическими, необычными. В этих историях казалось бы есть этот романтизм. Белкин рассказывает об историях, которые кажутся ему неординарными. Сам он ведёт обычную жизнь. Его привлекают эти истории из-за необыкновенных событий в жизни людей. Белкин ничего подобного не испытывал. Доверяя роль рассказчика Белкину, Пушкин не устраняется из повествования. То, что Белкину кажется необыкновенным, Пушкину кажется самой обыкновенной прозой жизни. Самые же ординарные сюжеты оказываются наполненными поэзией, предвещают повороты в судьбе героев. Границы Белкинского взгляда расширяются. У Белкина очень бедное воображение. Эта скудность воображения приобретает особое смысловое наполнение. В своих фантазиях он не вырывается из ближайших деревень. Для Пушкина в этом недостатке заключено достоинство. Все случаи оказываются типичными. Благодаря вмешательству автора. Через Белкина поступает образ Пушкина. Образ Белкина – событие в русской литературе. Главная цель – заставить заговорить в прозе обычного человека, рассказать об обыденной жизни. А поступками людей руководит обыкновенно здравый смысл. Пушкин утверждает в повестях Белкина реализм. Правдивая, самобытная, отечественная проза. Создавая реалистическую прозу, он переосмысливает, иногда пародирует сентиментальную романтическую литературу. «Метель». Высмеивает сентиментальные штампы (Марья Гавриловна был воспитана на романах и поэтому была влюблена, Бурминс интересной бледностью). «Барышня-крестьянка» (перстень с черепом – обыкновенный парень, который любит обыкновенную девушку). «Гробовщик» - полемика с романтической прозой. Все эти «мистичности» сведены к прозаической торговле гробами. Хозяин – обычный гробовщик Адриан, ничего сверхъестественного в нём нет, а приведения к нему пришли от выпивки. Таинственное становится комическим, теряет свой ореол. «Станционный смотритель». Гуманистически приподнял своего маленького приниженного героя. Начало «Смотрителя» органически связано с основной задачей автора – показать в челвоеке, к которому все привыкли относиться с крайним раздражением, существо глубоко несчастное, со своей маленькой, но оттого не менее горестной драмой. События разворачивают с препятствиями и бедами, но заканчиваются счастливо. Пушкин берёт романтический сюжет и сводит его к будничной развязке. Пора научиться литературе по достоинству ценить жизненные ситуации. Персонажи создаются путём краткой реалистический характеристики. Проявляются в поступках, действиях, ничего преувеличенного или приторного. Горин – обобщение страдания, бесправия. При широте тематики проза Пушкина отличается лаконизмом. Применяет точные эпитеты, избегает. Пушкина отличает яркая, простая, логически прозрачная фраза. Внутреннему лаконизму соответствует композиция. Способность сосредоточиться на определённых коллизиях. Везде, где можно, не договаривает и полагается на воображение читателя. Метель и крестьянку он вообще обрезает… «Повести Белкина» - первое законченное произведение пушкина-прозаика. Их созданием закончился сложный процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина художественной прозы. Реальному, «прозаическому» содержанию «Повестей» соответствовала их словесная форма. Пушкин выработал лишённый ложных поэтических украшений, точный и ясный стиль художественной прозы, «язык мысли». Пушкин почти не останавливается на душевных переживаниях своих героев: в его повестях не найти сколько-нибудь развёрнутого психологического анализа. Но облик каждого персонажа выступает перед нами с рельефностью и отчётливостью из его поступков и речей.
|