Студопедия — Александр Николаевич Островский
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Александр Николаевич Островский






(1823 - 1886)

Общая харрка творчества. Театр Островского

Он занимает особое место в русской клт 19 века, т.к. с его именем связано создание русского нац. театра как целостной системы. Он сделал для русского театра много. Он создал русский репертуар. До него были великие драматурги, и он продолжает традиции Гоголя, но до него русская пьеса насчитывала штучные пьесы. В середине 19 века стал развиваться театр, и встала проблема репертуара. До Островского он был переводным. Островский написал более 80 пьес. Из них около 20 - переводные, нескко написано в соавторстве, но около пятидесяти - его. Т.ч. он один создал массовый русский репертуар. Рядом с Островским тут же появилась когорта русских драматургов второго ряда, к. он во многом помогал.

Он создал русскую режиссёрскую школу. У него была своя концепция драмы: его драмы часто называют пьесами жизни или эпическими пьесами. В массовом репертуаре переводной пьесы вся режиссура строилась на т.н. принципе амплуа. Т.е. везде молодая героиня, молодой герой, старик-резонёр, злодей и т.д., роли подбирались под амплуа. Когда Островский начал писать свои "пьесы жизни", где он пытается изобразить реальную русскую жизнь в её полноте и многообразии, произошёл конфликт с принципом амплуа: не соответствует. Т.ч. Островскому пришлось самому стать режиссёром, Малый театр в Мск. Островский заложил основы русской режиссуры: идти не от амплуа, а от харра каждого пжа. В театр и режиссуру Островского уходит корнями система Станиславского, к. сейчас имеет мировую известность.

Островский создал массовый русский репертуара и систему русской режиссуры.

Островский родился в Замоскворечье и прожил там большую часть своей жизни. Этот район исторически был заселён русским купечеством, и, живя там, Островский формирует свою систему ценностей. Вся лтр в этот период была дворянской, и появляется демократическая - лтр других соц. слоёв, что зафиксировано Тургеневым в "Отцах и детях". Островский - писатель новой демократической клт. Островский всю жизнь считает себя воплощением русского купечества, и с его т.з. истинное воплощение русского нац. харра - купец. В его пьесах, как только появляется дворянин, он обычно отрицательный пж: Островский считал дворянскую клт инородной. Купец - и деловой чк, и глубоко религиозный, т.ч. купечество - среда традиционных русских религ. ценностей, но купец обращён в будущее, т.к. это деловой чк. Т.ч. всё творчество Островского посвящено купечеству. Его пьесы были новаторскими, т.к. в русскую клт вошёл новый пж - купец.

С особым вниманием к купечеству связана и позиция в ситуации западников и славянофилов: он славянофил, входил в группу младославянофилов, т.е. славянофилов нового поколения, к. были сосредоточены на проблеме русского нац. харра.

Само обращение к драматургии у Островского связано с купечеством. Он драматург по типу таланта, но он обращается к драме и потому, что считает, что это исво для купечества. Театр в 19 веке был самым массовым видом исва: чтобы смотреть пьесу, не надо было даже уметь читать. С т.з. Островского, русское купечество было всем хорошо, но малообразованно, и его надо просвещать. Оптимальный вид исва для просвещения купечества - театр.

Театр Островского часто называют эпическим театром, а пьесы - пьесами жизни. Островский начал как комедиограф, но его новаторство в русской драме - в том, что он резко расширил рамки и возможности жанра комедии. В пьесах много второстепенных пжей. Меняется функция ремарок: они становятся более развёрнутыми. Т.о. опыт русского эпич. романа влияет на драмы Остр, и она становится эпической. Есть кт и типичный драматич. сюжет, но входит и повседневная бытовая жизнь.

Этапы творчества обусловлены и его собственным развитием, и сменой эпох.

_Первый этап - конец 40-х годов. Принадлежал к натуральной школе, т.ч. повлиял Белинский. Остр начал сотрудничать с ним во второй половине 40-х годов, и в рамках сотрудничества с натураьлной школой Остр написал нескко прозаических прз, к. были неудачны. В рамках натуральной школы, но уже после смерти Белинского Остр самоопределился как драматург. Первая пьеса 1849 г., первое название "Банкрот", потом "Свои люди - сочтёмся". С этого момента многие пьесы Островского называются русскими пословицами и поговорками, т.к. Остр считает купечество, демократического героя истинным русским чком и представителем русского нац. харра, и Остр пытается в пьесах вывести на сцену реальных русских людей. Отсюда мощное фольклорное начало. Т.ж. название игровое, ироничное, т.к. свои люди не сочлись.

Это сатирическая комедия о купечестве. Остр считал, что купечество представляет русский нац. харр, и никто больше его не представляет, поэтому в купечестве есть и положительные, и отрицательные стороны русского нац. харра. Остр начинает с сатирической комедии, чтобы обозначить проблемы, но при этом ни на каком др. матле их поставить просто невозможно. Остр любит своих героев, рисует их с удовольствием. Пьеса начинается женским миром русского купечества. Новый русский язык.

Проблематика пьесы, к. была вынесена в первое название пьесы - "Банкрот". В основе не обличение нравов (хотя оно и будет в конце), а собственно экая. Современная экономическая проблема - ложное банкротство: чтобы расплатиться с кредиторами по минимуму, купец объявлял себя банкротом, переписав всё своё имущество на какого-то близкого чка, и мог расплачиваться с кредиторами по очень маленьким ставкам. Это экая основа пьесы. Экая проблематика не была раньше предметом изображения в руслит. Для западно-евр клт это более харрно. Купец Большов переписал всё своё имущество на приказчика Подхалюзина. Он женится на Липочке. В финале Большов сидит в долговой яме, он и Аграфена Кондратевна умоляют Подхалюзина заплатить хоть какие-то деньги, но тот отказывается. Все обманывают друг друга - традиция русской сатирической комедии. Но изображено более мягко и с юмором. По мысли Остр, купечество потому истинно национально, что совмещает в себе практицизм, деловитость и русские нац. традиции. На этой идее и выстроена первая пьеса.

_След. этап - первая половина 50-х годов. После сотрудничества с натуральной школой Остр примыкает к редакции журнала "Москвитянин", к. придерживается оч. целостных и последовательных славянофильских позиций, младославянофильство, развивались идеи о том, что носители истинного нац. харра - не дворянство, а демократические слои, в частности, купечество. Остр работал с Аполлоном Григорьевым, подружились на всю жизнь.

Позиция Остр развивается. "Свои люди - сочтёмся" - сатирическая, а в этот период купечество - русский нац. идеал. "Бедность не порок" 1853 г. Название - одна из принципиальных ценностей русского нац. харра, и всё это разворачивается на том же материале - купечестве, к. по определению занято тем, что зарабатывает деньги. Семья русского купца Гордея Торцова - стремится зарабатывать, его промотавшийся брат Любим Торцов - широкая русская душа, к. невозможна без темы трактира и пьянства. События происходят на святочной неделе - это и традиционный православный праздник, и с языческим фольклорным началом. Много песен, Разлюляев и Гуслин только и делают, что поют. Пьеса не об экономических проблемах, а о любви: борьба за руку Любови Гордеевны. Она любит приказчика Митю за то, что он тихий и сиротливый. Гордей Торцов изображён нескко сатирически, он попал под влияние западничества, подобрал дочери старого жениха, к. уже погубил одну жену, фабрикант Африкан Коршунов. Любовь Гордеевна постоянно говорит, что не выйдет из воли отца, - тоже грань харра: абсолютная покорность родителям - одна из нац. ценностей. На святках происходит чудо: Любим Торцов рассказывает, что именно Коршунов разорил его, и Торцов в порыве гордости восклицает, что отдаст дочь за первого попавшегося, к. оказывается Митя. Так в пьесы Остр входит бытовое чудо.

_Вторая половина 50-х годов. Снова меняется позиция Остр - в связи с изменяющейся эпохой: подготовка реформ, и Остр меняет жл, хотя и сохраняет славянофильские позиции, но сотрудницает с "Современником" Некрасова и Панаева. Этот жл - лидер по постановке политических вопросов. В нём разворачивалась реформаторская проблематика. В 57 году появляется первая пьеса Остр не о купечестве - "Доходное место". О чиновниках, т.ч. демократический герой сохраняется. Пьеса вновь сатирическая, Гоголь-с традиции. В Мск. Русским чиновником руководит взятка, - соц. проблема. Иерархия русских чиновников: сановник Вышневский, его подчинённый старый чиновник Юсов, они сколотили себе состе взятками. В центре пьесы - выбор, к. делает молодое поколение, два молодых пжа - чиновник Белогубов и племянник Вышневского Жадов. Белогубов делает всё, чтобы вписаться в эту соц.-эк. систему, Жадов - идеалист, и пьеса основана на этом: он отказывается от доходных мест, от незаконных денег, "бедность не порок". Две молодые девушки, дочери вдовы Кукушкиной Полина и Юленька. Юленька выходит замуж за Белогубова по расчёту, Полина - за Жадова по любви. Разные судьбы: несчастная Полина и Юленька, к. объясняет ей, как надо жить. В финале пьесы Жадов просит доходного места, но Вышневский арестован за взятки, Жадов одумывается. Новаторство Остр - в том, что появляется счастливый финал.

"Гроза" 1859 г. Снова купечество, уездный город Калинов - исключительно купеческий. Первые ремарки: вид на Волгу, русская народная песня - нац. мир, русский фольклор. Вводится тема жестоких нравов. Пьеса достаточно традиционна для русской драмы, т.к. в центре - проблема двух поколений в переходную эпоху. Остр за реформы, но его беспокоит судьба русских нац. ценностей. С одной стороны, он понимает, что ценности должны меняться, но он боится потери нац. самоидентификации, сути русского нац. харра. На этом строится "Гроза".

Название многозначное. Гроза над Россией - реформы, к. и необходимы, и опасны. Т.ч. у Остр сложная позиция. Сходная проблематика - "Отцы и дети", "Дым" и "Обрыв". Чуткость Остр: все эти романы будут написаны позже.

Два поколения и их разное отне к реформам. Старшее поколение. В образе Кабановой воплощена оч. традиционная важнейшая русская нац. ценность - религиозность, и она полностью предана дедовским обычаям. Дикой - как Гордей Торцов, русский купец, сильный харр. В предыдущих пьесах Остр эти качества были положительными, тут - отрицательные. Собственная проблема Остр: купеческой России надо меняться, но при этом будут изменены базовые русские ценности. В центре - молодое поколение, к. делает выбор в новой ситуации. С новым поколением связана новая ценность - личная свобода чка. Тема времени: все обсуждают новые времена как страшные, новые времена характеризуются этой новой ценностью. Остр пишет о том, как в мир традиц. русских ценностей входит новая, и что происходит. С т.з. новой ценности молодое поколение делится на три группы:

- пжи, к. знают о том, что есть такая ценность, хотели бы быть свободными, но не могут. Тихон и Борис. Трагедия Катерины в том, что это люди одного типа.

- противоположный тип: абсолютно свободные: Варвара и Кудряш. Живут, как хотят, сами устраивают свою жизнь по собственному желанию. В конце вообще исчезают из этого пространства.

- Катерина: ситуация совр. России, по Остр. С одной стороны, для неё оч. важны традиционные русские ценности, она глубоко религиозна, оч. хочет быть верной женой. С др. стороны, "уж такая я уродилась горячая". С её образом в творчество Остр входит понятие горячего сердца. Это нац. вариант свободного чка. Катерина - внутренне свободный чк. Она выбирает то, что невозможно было выбирать в традиционной патриархальной клт. Но в ней нарастает чувство вины. Кульминация - покаяние на площади. Но покаяние ничего не снимает и не изменяет. Катерина покончила с собой, т.к. оказалась между двумя системами ценностей. Трагический герой - положительный герой, к. гибнет от своих положительных качеств. Гроза - русская нац. трагедия.

"Гроза" вызвала полемику. В том же 59 году Добролюбов написал свою первую статью о творчестве Остр "Тёмное царство": анализ вышедшего сборника Остр, но, в первую очередь, анализ "Свои люди - сочтёмся". Корнями в эту статью уходят многие харрки театра Остр: эпический, пьесы жизни, много второстепенных пжей и т.д. Но Добролюбов со своей позиции западничества квалифицирует мир Остр как тёмное царство. Когда вышла "Гроза", Добролюбов написал "Луч света в тёмном царстве". Остро почувствовал особую природу образа Катерины, тему свободы, но эта статья Добролюбова вызвала большое несогласие, т.ч. полемика началась не столько с самой пьесы, скко со статьи: с Добролюбовым стали спорить многие. Др. молодой критик Д.И. Писарев написал в ответ статью "Мотивы русской драмы". Писарев был сосредоточен на идее научного развития России. Статья состоит из двух частей, и в первой он доказывает, что Катерина - "купчиха и необразованная дура, поэтому она не может быть лучём света в тёмном царстве", но во второй части статьи - у нас есть такой луч - это Базаров. Др. статья, к. высоко оценил сам Остр, "После Грозы Ост" Аполлона Григорьева. Он первым воспринял пьесу как русскую нац. трагедию, Катерина - трагическая героиня.

Ост, как и многие люди русской клт, сложно пережил реформы начала 60-х годов. У него был даже творческий застой. Потом он пишет только ист. пьесы, даже в стихах. Эти пьесы никак не были связаны с современностью. Остр, как и многие художники, потерял чувство совр. России, поэтому уходит в прошлое, чтобы на ист матле посмотреть такие же смутные времена.

_Новый этап - драматургия конца 60-х годов. "На всякого мудреца довольно простоты". Совр. Мск периода реформ, что активно обсуждается. Глумов - новый тип героя. Он говорит в начале пьесы: "Я умёл, зол и завистлив". В новой России он ставит единственной целью карьеру любой ценой. Это новый тип личности с т.з. Остр, т.к. принципиальное для новой эпохи сочетание блестящего ума и абсолютной беспринципности, полная утрата нац. ценностей, чк без нации. На современников произвёл оч. сильное впечатление, фамилия стала определением целого класса людей. У С-Щ в ряде прз есть герой с такой фамилией, есть в черновиках у Дост. Тоже сатирическая комедия. Как и в "Доходном месте", выстраиватся иерархия пжей по отню к реформам. Важный старик Крутицкий пишет трактат "О вреде реформ вообще", молодой деятель Городулин полностью за реформы, важный чиновник Мамаев юз реформы как средство саморекламы: любит поучать. Глумов - чк-зеркало: подыгрывает, приспосабливается - в этом его ум. Богатая вдова Турусина и её дочь Машенька - он хотел на ней жениться, организовал ситуацию так, что все рекомендуют его. Он всех умеет превратить в марионеток и заставить работать на себя. Глумов: "Я нужен вам всем", и в финале пжи это признают.

 

"На всякого мудреца довольно простоты" и "Горячее сердце" - этими пьесами начинается поздний период творчества Остр. С этого времени у его творчества новые особенности по сравнению со всем, что было раньше. "На всякого мудреца...": в центре - дворянство, к. раньше было периферийной темой и изображалось отрицательно, а, начиная с этой пьесы, Ост приобщается к одной из важнейших совр. тем - судьба дворянства после реформ. Но он по-прежнему относится к дворянству как к антинац. силе. Художественная особенность, к. формируется в этой пьесе, связанная с Глумовым: с ним в пьесу входит принципиальное качество современной ему драматургии - интрига. Как художественный приём интрига - непременная составляющая современной Остр драмы, интрига как художественный приём и как основа сюжета определяет то, что в творчестве Ост появляется ряд пьес, к. нельзя назвать пьесами жизни, где интрига играла минимальную роль. Новые пьесы основаны на др. художественном механизме.

 

«Горячее сердце» 1869 г. В противоположность "На всякого мудреца..." выстроена на традиционной для Остр проблематике и художественных приёмах. Остр обращается к темам и мотивам своего раннего творчества. Действие происходит в Калинове тридцать лет назад, т.е. при крепостном праве. Система образов - купечество. Семья купца Курослепова. Значительную роль играет подрядчик Хлынов, оч. богатый чк. Городничий...обоев. Рядом с ними - второстепенные, воссоздание купеческого мира. Но этот купеческий мир - однозначно тёмное царство: вся жизнь организована по принципу абсурда. Проблема реали. Хлынов тратит деньги нато, что его развлекает спец. театр, живёт в совершенно вымышленном мире. Жёстко сатирические образы хозяев жизни.

Пьеса - о горячем сердце, гг - дочь Курослепова от первого брака Прасковья. На фоне абсурдного тёмного царства она - целостный естественный нац. харр. Она живёт чувством, сердцем. Лтр середины века создаёт концепцию русского нац. харра, в основе к. - эмоции, чувства, и, по Остр, это хорошо.

Любовный сюжет. Параша влюблена в Васю Шустрого - вариант Кудряша, а её любит приказчик Гаврила - вариант Мити. Вася оказывается арестован, его должны отдать в солдаты, перед ним выбор - стать солдатом или шутом у Хлынова. Параша - за то, чтобы в солдаты, Вася делает рац. выбор. Параша: "Вот теперь я обижена", - не оправдал ожиданий, и она остаётся с Гаврилой.

В 1870 году было написано две пьесы, где разные тенденции специфически взаимодействуют. "Бешеные деньги" и "Лес".

«Бешеные деньги». В названии - экономическая проблематика. Бешеные деньги - в контексте пьесы - проблематика дворянства, т.ч. тоже изображается дворянство. Мск в новые времена. Традиционно для Остр выстраивается система образов: дворяне: пожилой сановник Кучумов, молодой дворянин Телятев, ещё один Глумов, но смыслы этого образа отчасти меняются: главное, чем он отличается от "Мудреца", - масштаб личности: тот был сильной личностью, а этот - интриган мелкий. Т.ч. тоже входит интрига, а т.ж. он абсолютно продажен и абсолютно безденежен. Это тема дворянства и бешеных денег: продажны и безденежны все дворяне в пьесе. По Остр, совр. дворянство в таком плачевном состе и с экой, и с нравственной т.з., т.к. при крепостном праве оно привыкло к бешеным деньгам, т.е. не заработанным, оно не умеет зарабатывать деньги. Бешеные деньги - легко приходят и легко уходят.

В группу дворян входят мать и дочь Чебоксаровы, тоже дворянки и в той же ситуации. Лидия - первая красавица Мск, масса поклонников, но она выйдет замуж только за большие деньги. "Я без золотой пыльцы не могу". Она готова быть с кем угодно, ей нужны только деньги.

Интрига создаётся появлением в этом мире купца Василькова. Он тоже из бедных дворян, но в этом мире он купец, т.к. занят делом. Он - даже не купец, а капиталист, капитализм здесь положительный. С т.з. Остр, русское купечество в эти новые времена расцветает. Васильков - идеальный нац. харр. по Остр. С одной стороны, у него самого горячее сердце, он искренен, т.ч. он всей душой полюбил Лидию. В любви он живёт чувством, но в практической жизни он прагматичен, тема экого расчёта, у него деньги не бешеные, а заработанные и организованные, они сохраняются и вновь пускаются в дело. Идеальный русский чк.

 

«Лес» 1870. Тоже дворянство. Дворянское поместье Гурмыжской, к. расположено рядом с Калиновым. Тоже горячее сердце и тёмное царство, "лес". Начинается тема бесприданницы. С темой горячего сердца как яркого нац. харра в эту пьесу впервые входит тема актёра и театра. Первая встреча Несчастливцева и Счастливцева - на дороге к имению Гурмыжской. Скитальческая судьба. Несчастливцев - племянник Гурмыжской. Несчастливцев предлагает Аксюше пойти в актрисы: по Остр, в основе выбора, к. делает русский чк, становясь актёром, - тоже горячее сердце, способность сильно чувствовать.

В позднем творчестве Остр начинают появляться пьесы со специфическими финалами: двойные, двойственные. Здесь: счастливый финал для влюблённых, но заканчивается монологом Несчастливцева о лесе, он цитирует Шиллера, обличение. Для самих актёров это несчастливый финал. Завершение сюжета и этот монолог - специфика этих финалов в позднем творчестве Остр.

 

«Снегурочка» 1873 г.

Проявился опыт ист. пьес. "Снегурочка" - в стихах. Сказка, но есть ист. аспект: мифическое племя берендеев, но в сущности это мир древней Руси. "Снегурочка" парадоксально продолжает тему горячего сердца, т.к. все в пьесе - люди горячего сердца, люди, живущие любовью. События происходят в первые дни весны, в дни солнечного поворота, все ждут прихода весны. Снегурочка хочет к людям, хочет стать такой же, как они, любить, но если она полюбит, она растает.

 

«Бесприданница» 1878 г.

Тема бедной девушки. До этого это обычно было горячее сердце, а здесь акценты меняются. Лариса Огудалова входит в мир пьесы как воплощение красоты и таланта, разворачивается тема судьбы красоты и таланта. Важно, что она бесприданница, но вопрос в том, какой выбор делает чк, новые темы Остр будут развёрнуты в "Талантах и поклонниках". Мир современного купечества, капиталисты, но там торжествуют деньги, нажива, расчёт. Специфика пьесы в том, что нет ни одного горячего сердца.

Пожилой богатый Кнуров, молодой и талантливый купец Вожеватов, Паратов - купец, к. Лариса любит и за к. она надеялась выйти замуж, пока он неожиданно не покинул город, и сюжет строится на его новом появлении в городе: он приезжает, чтобы продать свой корабль, и он - накануне выгодной женитьбы. Лариса уже принимает предложение мелкого чиновника Карандышева. Лариса любила Паратова, а теперь искренне хочет стать хорошей женой Карандышева. В заключительном монологе Лариса проговаривает новое состе мира: "Я - вещь", - она согласилась с тем, что судьба красоты и таланта в этом мире - быть проданной и купленной, т.ч. она благодарит Карандышева за то, что уходит из этого мира.

 

Остр в 80-е годы чувствует себя не лучшим образом, пьес становится меньше, но в последние годы творчества он разворачивает самую важную для него тему театра.

«Таланты и поклонники» 1882 г.

Провинциальный театр. Начинается с разговора матери Негиной со стариком Нароковым, к. всю жизнь предан театру, его монологи о любви к театру - позиция и самого Остр. Молодая талантливая актриса Негина и её поклонники - разные: есть желающие сделать её предметом купли-продажи. Дулепов пытается сорвать её бенефис после того, как она ему отказала. Бывший студент Петя выступает учителем, просвещает Негину, пытается укрепить её дух, образовывает её. Другой поклонник - Вожеватов - тоже любит её, он вмешивается в интригу, оплачивает весь её бенефис, предлагает уехать с ним и специально организовать для неё театр. Она делает выбор в пользу не любви, а благополучного состояния. Её судьба сложится успешно, но она расстаётся с Петей, которого по-настоящему любила. В финале - монолог Пети, где он прямо формулирует позицию Остр: мы просвещаем, вы развращаете, - ситуация совр. театра по Остр.

 

«Без вины виноватые» 1883 г.

Тоже о театре. Судьба великой трагической актрисы Кручининой, возвращается тема горячего сердца. Великой актрисой станет чк с горячим сердцем и перенесший глубокие переживания.

 

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 591. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия