Философия Канта. Критика чистого разума
Кант - родоначальник немецкой классической философии. 2 основных направления и 2 основных источника философии Канта - в словах: "Звездное небо надо мной..." - намек на механику Ньютона, которая для Канта - предпосылка теоретической философии, следовательно задача - философское обоснование законов естественного процесса; и "моральные законы во мне" - стимул разработки моральной философии, задача которой - обоснование человеческого достоинства и взаимного равенства. В решении этих вопросов Кант провел критику старой метафизической философии. Благодаря задачам, которые он решил, а также способу их разрешения, Кант становится основателем немецкой классической философии. Кант делает предметом философии специфику познающего субъекта, который, по его мнению, определяет способ познания и контролирует предмет знания. У Канта возникает задача: установить различие м/у субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте Кант разделяет 2 уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). К эмпирическому уровню он относит индивидуально-познавательные особенности человека, к трансцендентальному - надиндивидуальное начало в человеке, то есть всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества. Одна из основных проблем "Критики чистого разума" - как возможно достоверное научное знание. Выражение "критика чистого разума" - это критика всего познания, к которому может прийти априори, то есть способом доказательств. Созвучен "Критике" и основной вопрос "Пролегоменов": возможна ли вообще метафизика? (здесь метафизика - конструирование доказательств трансцендентных предметов - Бога, души и идеи мира). Кант считает, что достоверное знание - это значит объективное знание. Объективность же, по Канту, отождествляется со всеобщностью и необходимостью. Следовательно, для того, чтобы знание несло достоверный характер, оно должно обладать чертами всеобщности и необходимости. Объективность знания обуславливается структурой трансцендентального субъекта, его надиндивидуальными качествами и свойствами. Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные (доопытные) формы подхода к действительности, из самой действительности невыводимые: пространство, время, формы рассудка. Пространство и время- это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества. Математика как наука и возможна на основе функционирования пространства (геометрия) и времени (арифметика). Доопытные формы чувственности - пространство и время - создают предпосылки достоверности математического знания. Реализация же этих предпосылок в действительность осуществляется на основе деятельности второй познавательной способности - рассудка. Рассудок - это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рассудок выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм созерцания, под единство понятий и категорий. Рассудок упорядочивает восприятия человека, подводит их под всеобщие и необходимые формы и, таким образом, обуславливает объективность знания. Возможность для такой деятельности рассудка создает акт самосознания субъекта: я мыслю (трансцендентальное единство апперцепции, то есть объединение восприятий за пределами опыта). Теория познания Канта состоит в следующем. Существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности - пространством и временем, то есть располагаются в традиционном измерении и фиксируются как длительность. На основе этих преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления - понятий и категорий - придает этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств, форму чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, "явилась" ему, и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, то есть каковы их качества и свойства, их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся "вещами в себе", непознанными, нераскрытыми. Кант считал, что у человека нет средства установить связь, сопоставить вещи сами по себе и явления. Отсюда вытекал вывод об ограниченности возможности в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, - умопостигаемый мир - может быть доступен только разуму. Разум - это высшая способность субъекта, который руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями. Идеи - это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит. Доказательство положения о том, что идеям разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума (противоречивые взаимоисключающие положения). Например, если мы возьмем идею мира в целом, то, оказывается, можно доказать справедливость 2х противоречащих друг другу утверждений: мир конечен и мир бесконечен в пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью конечно человеческого рассудка пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире "вещей самих по себе". Когда мы выходим за пределы возможного опыта, мы имеем дело с понятиями, имеющими свой источник исключительно в нашем разуме, и с чисто мыслительными сущностями. Итак, Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы, и м/у которыми существуют глубокие противоречия. Кант ограничил познавательные возможности субъекта "миром явлений", оставив нерешенной проблему связи явлений с "вещами самими по себе".
|