Студопедия — Философия, ее предмет и роль в жизни общества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия, ее предмет и роль в жизни общества






Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума - мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на 1ый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Философия - система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Мировоззрение в Философии выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер. Этот момент существенно сближает философию и науку.

Философия на самых ранних этапах ее развития проявляется в особой установке, особом стиле мышления, в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев и традиций. Именно с сомнения началась философия. Гуссерль: философия начинается с теоретической установки человека по отношению к миру. Цель здесь - познание всеохватного единства мира, которое возможно при бескорыстном созерцании мира. Философия обращается к началам, основаниям, на которых строится то или иное отношение человека к миру.

В философской форме мировоззрения существуют 2 противоположных угла зрения:

1. Направление сознания "вовне" - формирование картины мира;

2. Его обращение внутрь, к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение.

1ый вопрос, с которого начиналось философское познание: что собой представляет мир, в котором мы живем. В познании мира философы обращались к решению таких задач, которые либо временно, в определенный исторический период, либо навсегда оставались вне поля внимания, компетенции конкретных наук. Таков, например, вопрос о самой возможности познания.

Философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия, философия берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего. Кант: задача философского познания - синтез разнообразных человеческих знаний, философия способна придать наукам "систематическое единство".

Философия - это форма познания наиболее общих, всеобщих оснований бытия.

Философское обобщение имеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Философия познает м зни. И этот нашло свое отражение в таких образах философии, как "наука наук", "госпожа наук".

Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм. Субстанция - это предельное основание, позволяющее сводить чувственно многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое устойчивое начало. Универсализм и субстанционализм - не 2 разных, а единый характерный признак философии: предельные основания в философии всегда сводятся до выявления субстанции всех вещей.

Другая характерная черта философии - ее плюралистичность. В течение длительного времени в общественном сознании складывалось упрощенное представление о том, что многообразие философских учений есть плод деятельности несговорчивых философов. Впервые серьезное исследование исторического развития философии провел Гегель. Он покончил с упрощенным представлением о причинах философского плюрализма. Гегель связал многообразие философии с многообразием действительности, одной из форм постижения которой и выступает философия. Поскольку действительность многообразна, постольку и философия многообразна. Все философские системы, на его взгляд, представляют собой моменты развития абсолютные идеи, абсолютного духа. Признается ценность каждой идеи, но в то же время подчеркивается ее относительность. Каждый философ, по Гегелю, является сыном своего времени, то есть его учение ограничено рамками той эпохи, в которой он живет и творит. Но если каждая эпоха порождает свой тип философии, то, учитывая качественное различие исторических эпох, цивилизаций, культур возникает вывод о неизбежности философского плюрализма не только для прошлой истории человечества, но и для настоящего и будущего.

В марксизме проблема философского плюрализма приобрела историко-материалистическое решение. Философия рассматривается в марксизме как одна из форм общественного сознания, специфически, под своим углом зрения, отражающая общественное бытие. Следовательно, философия, как духовное образование, находится в определенной зависимости от особенностей общественного бытия, различных факторов общественной жизни. Но марксизм не ставит развитие философии в жесткую, однозначную зависимость от развития общественного бытия, материальной и духовной жизни людей.

Гегелевской и марксистской концепции в определении сущности и предназначения философии противостоит экзистенциально-персоналистский подход. Представители этого направления выступают против истолкования философии как отражения и выражения каких-либо сторон абсолютной идеи или общественного бытия. Философия, по их мнению, специфична не своим предметом, а способом отношения человека к бытию. Следовательно, сущность философии образует не какой-то особый специфический предмет рассмотрения, а само философское мышление, философствование. Философское мышление, даже если его и можно назвать отражением бытия, есть отражение в форме проблемы, иначе говоря, специфичность философии проявляется в преобразовании наличной действительности в проблему: происходит проблематизация действительности и одновременно попытка разрешения этой проблемы в мышлении.

В экзистенциально-персоналистской интерпретации подчеркивается, что философия - это не наука, а духовно-практическая форма освоения действительности. В отличие от науки, она представляет собой не просто теоретическое знание, интеллектуальную конструкцию, а является выражением основных убеждений человека, его нравственной позиции. Философствование - это духовный акт, в котором действует не только интеллект, а вся совокупность духовных сил человека.

Сторонники этого направления настаивают на личном, субъективном характере философии, на присутствии личности философа во всем его учении. Философия - это стремление личности установить согласие с самим собой и окружающим миром, это форма реализации его собственной сущности. Она рождается из чувства неудовлетворенности и беспокойства и является результатом усилий мыслителя снять эти негативные эмоции. Личность философа проявляется и в выборе проблематики исследования, и через идеи, выражающие в абстрактных терминах внутреннего состояния личности философа, и в стиле, способе изложения материала. Поэтому не следует сталкивать философские системы друг с другом, объявлять, что одна из них истинна, а другая ложна. Каждая из них представляет ценность сама по себе.

Эти 3 точки зрения на причины философского плюрализма вытекают из определенного понимания специфики философии. Их можно увязать друг с другом, представив синтетическую целостную концепцию.

Функции философии:

1. Мировоззренческая, она связана с критической. Поиск решения сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов. Задача критического философского мышления, разрушения, расшатывания догм впервые прозвучала у Бэкона ("призраки").

2. Методологическая (исследование закономерностей развития, использования понятий; разработка самых общих научных принципов, которые затем используются теоретической наукой; выработка парадигмы, нового видения научного знания).

3. Согласование, интеграция всех форм человеческого опыта - практического, познавательного и ценностного.

Философия: форма осознания учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру теоретически сформулированное мировоззрение наука о всеобщих законах развития общества и мышления

Объект философии - окружающий мир и человек, мир человека

Метод - теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом

Специфика:

1. Знание предельно общее и абстрактное

2. Знание предельно широкое (о человеке и мире в целом)

3. Вечность философских проблем

4. Знание плюралистичное

5. Метод познания в философии - теоретическое мышление (в науке - эксперимент)

6. Знание предельно глубокое

4. Античная философия: начала рационализма, космоцентризм. Теория бытия и человека.

Античная философия возникла на рубеже 7-6 вв. до н.э. Античной философии принадлежит попытка рационального постижения окружающего мира. Ее специфика - в стремлении понять сущность природы, космоса, мира в целом. Направленность интересов древних мыслителей определялась хромметрологией мифологии, традиционных языческих верований и культов. Греческая мифология была реалигией природы, один из важных вопросов в ней - вопрос о просохождении мира. Но если миф отвечал на вопрос о том, кто родил все существующее, то философия спрашивала, из чего оно произошло. Философия древних - наука о причинах и началах всего существующего (в этом ее онтологизм). К другим особенностям можно отнести универсальность философской проблематики, но недостаточно научную ее обоснованность, так как философские идеи основывались на реальных процессах повседневной жизни и чувственно-эмпирической форме познания.

Античная философия начиналась как натурфилософия, философия природы, как поиск начала, субстанции мира, основы всех вещей и явлений. У Фалеса это вода, у Гераклита субстанцией бытия выступает огонь, неизменный во всех превращениях. Мир по Гераклиту - упорядоченный космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Все предметы и явления рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в Огонь.

Впервые от конкретных природных стихий (вода, воздух, земля, огонь) в истолковании субстанции к бытию как таковому перешли элеаты. Центральное понятие их философии - бытие. Согласно Пармениду, бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, так как ему возникнуть неоткуда, до него не было другого бытия. Оно не может возникнуть из небытия, так как небытия нет. Бытие есть, оно вечно, не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе. Бытие однородно и непрерывно, пустого пространства нет. Все наполнено бытием. Оно повсюду одинаково.

Философская концепция элеатов не была способна объяснить все многобразие явлений действительности, наличие движения, развития. Так, Парменид многобразие мира сводит к 2м началам: первое - Эфирный огонь, чистый свет, теплое, и 2ое - густая тьма, ночь, земля, холод. Из смешения этих 2х начал происходит все многообразие видимого мира.

Крупный шаг вперед в этом направлении сделал Демокрит: бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое - атом. Атомов бесчисленное множество. Демокрит характеризует атомы также, как Парменид бытие. Атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Они обладают абсолютной плотностью и твердостью и отличаются друг от друга по размерам.

Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом - бытие, то пустота - это небытие. Если бы не было пустоты, то не было бы и реального движения. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: место, занимаемое атомом, случайно. Беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения - причина всего существующего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире.

В период своего становления человеческое познание было направлено вовне, на объективный мир. 1ые греческие философы стремятся сконструировать картину мира, выявить всеобщие основания бытия этого мира. Накопление философией объема знаний, разработка инструментария мышления, изменений общественной жизни, под влиянием которых формируется человеческая личность, формирование новых общественных потребностей обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Родоначальники этой субъективистско-антропологической тенденции в философии - софисты и Сократ. В их философии единственным бытием становится человек, на 1ый план выходит проблема отношения человека к миру.

Софисты основное внимание уделяли субъективному моменту в отношении человека к миру, Сократ говорил не о субъективно-произвольном единичном человеке, а о человеке как разумном, мыслящем существе, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Сократ выступил с требованием вырабатывать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. Основополагающая способность человека - разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа - беседа, которая помогает рождению человеческой мысли. Исходным началом метода Сократа является ирония. Благодаря ироничному отношению к окружающему, Сократ пробуждал у людей сомнения в общепринятых истинах ("Я знаю то, что я ничего не знаю") и приглашал их к рассуждению, выработке своей собственной позиции, которая основывалась бы на логических аргументах, была бы достаточно обоснованной.

Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Человек обладает полнотой знания. Сознание черпает из самого себя понимание истины, того, что такое справедливость, что такое добро, в чем состоит лучшее государственное устройство и так далее. Цель критической работы ума - получение понятия, основанного на строгом научном определении предмета. Философия, по Сократу, может рассматриваться как нравственная деятельность, ведь знание само по себе есть добро. Сократ верил, что если человек знает, что именно хорошо, а что плохо, он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания; знание - исток нравственного совершенства. Истина и нравственность - совпадающие понятия.

У Платона также ведущей темой остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и государство. Платон полностью разделяет рационалистический подход Сократа к проблемам этики: условием нравственных поступков Платон также считает истинное знание.

Как и элеаты, Платон характеризует бытие как вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное человеческому восприятию и постигаемое только разумом. Множественное бытие Платон называет идеями. Важнейшее положение его онтологии - разделение действительности на 2 мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным, "истинно существующим" Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих идей. Вторично, производно от них все многообразие чувственно воспринимаемого мира. По учению Платона, отдельные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся потому, что в умопостигаемом мире имеется причина, которая делает вещь именно этой вещью.

Чувственные вещи "причастны" идеям и только в силу этой "причастности" они и существуют. Идеи, с точки зрения Платона, можно рассматривать как цели вещей. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя - это первичный материал, она может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна, как бы только возможность, а не действительность.

Положение Платона о множественности бытия поставило перед ним задачу объяснения связи между ними, объяснения единства самого мира идей. Платон обращается к понятию единого. Единое само по себе не есть бытие. Оно выше бытия и составляет условие возможности бытия. Единое выше всякого существования и всякой множественности. Но без его объединяющей силы невозможно и сами идеи, невозможна множественность. Единое отождествляется с высшим благом, к которому все стремится и благодаря которому все имеет свое бытие. Само же высшее благо располагается по ту сторону всякого бытия, оно недоступно разуму. О нем самом нельзя ничего сказать, кроме отрицания, указывающего на то, чем оно не является.

С учением о бытии в системе Платона тесно связана космология. Платон говорит о творении божеством Космоса из Хаоса. Божественный демиург был добр и пожелал устроить все так, чтобы было хорошо. Из беспорядка он все привел в порядок, затем пришел к мнению, что неразумное творение не будет прекрасно, вселил ум в душу космоса, а душу в тело. Вообще в человеке Платон различает бессмертную душу и смертное, тленное тело. Душа подобна идее, тленна и неделима, тело же, поскольку в него привходит материя, делимо и состоит из частей. Сущность души - не только в ее единстве, но и в самодвижении: все, движущее себя само, по Платону, бессмертно, тогда как все, что приводится в движение чем-то другим, конечно и смертно.

После смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем - в зависимости от того, насколько добродетельную и праведную жизнь вела она в земном мире, - вновь вселиться в какое- то другое тело (человека или животного). И только самые совершенные души совсем оставляют земной, несовершенный мир и остаются в царстве идей.

С учением о предсуществовании душ связано представление Платона о познании как припоминании. Еще до своего воплощения в тело душа каждого человека пребывала в сверхчувственном мире и могла созерцать идеи во всем их совершенстве и красоте; поэтому теперь за чувственными явлениями она прозревает их идеи, которые душа как бы смутно припоминает.

Главная часть учения Платона - нравственно-этическая. Условие нравственных поступков - истинное знание. Этим истинным знанием обладает душа. Она состоит из 3 частей:

1. Разумная - основа добродетели мудрости

2. Пылкая (волевая) - основа добродетели мужества

3. Вожделяющая (чувственная) - ее преодоление - основа умеренности, благополучия.

Гармоничное сочетание этих частей души под руководством разума дает начало добродетели справедливости.

С учением Платона о человеке и душе тесно связана теория государства. Платон делит людей на 3 разных типа в зависимости от того, какая часть души у них преобладает:

1. Люди, которые стремятся созерцать красоту и порядок идей, стремятся к высшему благу. Они приверженны к правде, справедливости и умеренности во всем, касающемся чувственных наслаждений. Их Платон зовет мудрецами или философами, и отводит им роль правителей в идеальном государстве.

2. Человек отличается благородными страстями - храбростью, мужеством, умением подчинять вожделение долгу. Воины, стражи, которые заботятся о безопасности государства.

3. Эти люди должны заниматься физическим трудом, они с самого начала сильно приверженны к телесно-физическому миру. Крестьяне и ремесленники, обеспечивающие материальную сторону жизни государства.

Справедливое и совершенное государство - это высшее из всего, что может существовать на Земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство - ради человека. В учении об идеальном государстве - господство всеобщего над индивидуальным.

В онтологии и гносеологии Платон впервые ставится вопрос об отношении материально-чувственного и идеально-сущностного мира. Платон решает этот вопрос однозначно, утверждая приоритет идей над чувственно-воспринимаемыми вещами. Им была положена идеалистическая линия в философии, которая в античной философии была продолжена Аристотелем и неоплатониками, наиболее ярко была представлена в средневековой философии. Вообще для большинства древнегреческих философов характерно противопоставление 2х начал: бытия и небытия у Парменида, атомов и пустоты у Демокрита, идей и материи у Платона. Именно с помощью этих двух начал греческие философы пытались объяснить бытие мира и человека. У Аристотеля эти 2 начала - форма и материя. Материя - это возможность. Для того чтобы из возможности возникло что-то действительное, материю должна ограничить форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально существующее. По отношению к человеку материей является его телесный состав, а формой - душа. Разум - та часть души, которая познает и думает. Он не завит от тела. Он бессмертен и находится в тесной в общное целое, то теперь философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от влияния внешнего мира и, прежде всего, от политической сферы.

По Эпикуру, чтобы быть счастливым, человек должен побороть страх перед богами, смертью, быть уверенным в возможности поступать в соответствии со своими желаниями. Боги, по учению Эпикура, совершенно не интересуются жизнью людей.

Человек - прежде всего телесное чувственное существо. Всякое благо и зло человека проистекает от его способности управлять своими ощущениями.

Стоицизм: все существующее предопределено. Все в мире жестко детерминировано. Человек ничего не может изменить в порядке вещей. Человеку остается жить сообразно с природой.

Хотя человек и не в состоянии воспрепятствовать ходу вещей и событий, он может выработать надлежащее отношение к ним. Человек должен выработать свое отношение к смерти как к чему-то неизбежному и безропотно ждать смерти как простого разложения тех элементов, из которых он состоит. Ведь последнее сообразно с природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным.

Однако, человек зависим не только внешне, но и внутренне. Ради полной свободы человек, согласно стоицизму, должен искоренить в себе страсти. Стоический идеал мудреца, как духовно свободного человека, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои страсти и привыкшего к страданиям, способного к любви и всепрощению, был полностью воспринят христианством.

Древнегреческие философы при всем их различии были космистами. Космос - одна из самых первичных категорий античного мышления. Лосев: Космос в античной философии есть не что иное, как чувственно-материальный космос, то есть видимый и слышимый, с землей посередине, с небесным сводом и звездным небом наверху, обязательно видимым и слышимым, и подземным миром внизу. Чувственно-материальный космос для античности - самый настоящий абсолют, так как ничего другого, кроме космоса, не существует и ничем другим этот космос не управляется, как только самим собой. Его никогда и никто не создавал, так как иначе пришлось бы признать какое-то бытие еще до космоса, и притом бытие деятельное, творческое. Он завит только от себя, имеет свою причину в себе и его движение определяется только им самим. Чувственно-материальный космос для античности есть ее последний абсолют.

В период формирования и развития античной философии сложилась основная проблематика философии, обнаружились ее основные линии развития. Философия возникает как учение о бытии. На начальных этапах бытие отождествляется с природой. Отсюда - объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии. Позднее, с развитием общественных отношений и формированием личности бытие осмысливается прежде всего как бытие человека. На смену натурализму приходит антропологизм, но обе эти тенденции развивались в рамках космоцентризма. Бытие в античной философии рассматривается как упорядоченная система - космос, важной составной частью которой является человек. С развитием философии, с появлением новых представлений о месте и предназначении человека в космосе возрастает роль и значение проблемы человека в структуре древнегреческого философского знания.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1108. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия