Студопедия — Русская религиозная философия о природе человека (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Русская религиозная философия о природе человека (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев)






 

Конец 19-начало 20 века в истории русской культуры нередко называют духовным ренессансом. Появляется множество философских обществ, литературных, поэтических кружков. Существует точка зрения, согласно которой считается, что русская философия того периода как бы предвосхитила последующее развитие на Западе целого ряда идей и направлений.

К особенностям русской философии можно отнести следующие:

1.Религиозный, религиознно-мистический, религиозно-символический характер русской философии. Это было связано с особенностями исторической ситуации: философы-материалисты стали группироваться вокруг крепнущего направления марксисткой мысли. В этих условиях в немарксисткой идеалистической мысли более уверенно себя чувствовали философы, которые опирались на солидные традиции религиозной мысли, но стремились преобразовать их соответственно новым идейным веяниям.

2. Тесная связь философии с отечественной культурой, особенно с литературой. Толчок духовному ренессансу в Росси был дан поэтическим подъемом начала 20в, возникновением символизма. А уже серьезность духовных поисков поэтов-символистов привела к диалогу м/у ними и религиозными философами.

3. Доминанта философии - ориентация на гуманитарное знание, на литературу и искусство, на проблемы человека. Отсюда ее антропоцентризм, который чаще всего предстает в виде "христоцентризма, то есть в виде религии философии человека.

4.Соборность - ключевое понятие религиозно-философских воззрений славянофилов. Она предполагала не только внешнее, видимое соединение людей в каком-либо месте, но и постоянную возможность такого соединения на основе духовной общности. Она есть следствие, итог взаимодействия свободного человеческого начала (свободы воли человека) и Божественного начала (благодати).

5. Русский космизм - тенденция, возникшая под влиянием нового естествознания и в то же время стремившаяся к построению широкого гуманистического взгляда на универсум. В работах многих философов встали проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Причина - русская философия стремилась представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанной со всеобщим. Концепции космизма опирались и на эволюционные воззрения, которые пользовались в России большим признанием. Одна из таких концепций - философия всеединства Вл.Соловьева.

В его философии речь идет о единении Бога и человечества, идеального и материального начала, единого и множественного.

Искомое всеединство осуществимо потому, что оно уже есть, оно заключено в фундаменте всего сущего, в абсолютно-существующем, в абсолютном первоначале - Боге. Человек - вечный субъект божественного воздействия, без него нет деятельности Бога, поскольку ее не на кого направлять. Бог не может существовать без человека, поэтому они совечны друг другу.

В настоящее время мир и прежде всего человечество находится в опасном состоянии, когда интенсивно нарастают процессы разобщенности, дифференциации, отделения, отчуждения. Люди замкнуты в себе, непроницаемы для другого, противопоставляют себя другому. Задача философии Соловьева - найти средство противостояния этому злу, хаосу и гибели.

Согласно его взглядам, человечество как вершина эволюции ограждена напряжением сознания, воли, чувств отдельного человека достигает такого состояния совершенства, одухотворенности, что способно преодолеть сначала разобщенность, разорванность в своем собственном существовании, затем - разрыв м/у человеком и природой и, наконец, м/у материальным и идеальным. Соединение с Богом создаст богочеловечество. Человечество становится партнером Бога для выполнения космической задачи - перевоплощения универсума; богочеловечество создает мир без гибели, уничтожения, который сохраняет всю полноту и многообразие бытия, оно побеждает время и смерть.

Соловьев придает огромное значение нравственной природе человека, идущего в космическую эру. Прогресс у него находится в зависимости не столько от науки, сколько от нравственности личности, от нравственного начала общества. Нравственность - досоциальное явление, она укоренена в Боге, именно в этом - истоки нравственности человека.

Посредник во взаимоотношениях Бога и человечества - София - душа мира, потенция всеединства, становящееся всеединство. В Боге дана идеальная форма всеединства, он - абсолютно неподвижный центр бытия, но являет миру себя через Софию. София заставляет материальный мир стремиться к единству.

Человек - существо, способное познать всеединство. В нем есть 2 стороны: эмпирическое и идеальное бытие. На первом плане в эмпирическом бытии находятся эгоистические устремления.

Современный человек далеко отстоит от центра всеединства, находясь в периферийных его областях. Периферийное сознание не может возвыситься до понимания космоса, подлинности мира, его единства. Среди вдохновенных чувств, помогающих периферийному сознанию преодолеть его слепоту, 1ое место принадлежит любви. В ней запечатлен отблеск могущественных сил единения. Смысл любви - создание нового человека (рождение нового духовного облика человека и продолжение человеческого рода). Истинное назначение любви - не в простом испытывании чувства и перенесении своей исключительности на объект любви, а в том, что благодаря этому совершается, в деле любви, в преображении социальной и природной среды.

Основной предмет интереса философии Бердяева - человек. Как бы ни менялись его политические симпатии и философские увлечения, центральная тема его философии - человек, его свобода, судьба, смысл и цель существования.

В работе "О назначении человека" Бердяев пишет о том, что каждая личность есть нечто уникальное, единственное, неповторимое. Понятие личности у Бердяева отличается от понятия эмпирического человеческого существа как части природы и элемента социального целого. Эмпирический человек, наделенный определенной телесной организацией - не личность, а индивидуум. Индивидуум - категория натурально-биологическая, а личность - религиозно-духовная. Индивидуум рождается и умирает, а личность творится Богом, личность - Божья идея и Божий замысел. Личность - безусловная и высшая ценность, но она существует лишь при существовании сверхличных ценностей, исток которых - Бог. Личность - носитель сверхличных ценностей, и только это созидает ее цельность, единство и вечное значение.

Индивидуум соотносителен роду. Л же соотносительна обществу, она предполагает другие личности. Индивидуум смертен, как смертен род. Личность же не разделяет судьбы рода, она бессмертна. Сложность человека, по Бердяеву, состоит в том, что он есть и индивидуум, часть рода и личность, духовное существо.

Бердяев признает предсуществование душ. Душа не является продуктом родового процесса, она не творится в момент зачатия. Она творится в вечности, в духовном мире Богом. Поэтому человеческая личность независима не только от рода, но и от общества.

Главная характеристика личности по Бердяеву - ее свобода. Личность не просто обладает свободой, она и есть сама свобода. Экзистеционизм Бердяева проявляется в том, что больше всего его страшит растворение личности в безличной стихии, утрата ею самостоятельности, свободы. Любая всеобщность, по Бердяеву - это безличное начало, личность же определяется как принципиально невсеобщее, единичное и единственное. Свобода рассматривается как отсутствие ограничения извне и изнутри: самоограничение для Бердяева -такая же несвобода, как и внешне положенный запрет.

Благодаря первоначальной свободе Адама, его грехоподению возник мир объективации. Вторая свобода - свобода творчества в добре. Этот путь открывает человечеству Христос. Творческое предназначение человека - продолжить дело творения, начатое Богом. Человек может положить конец миру объективации творчеством, творческим прорывом в экзистенциальный мир, экзистенциальное время.

В творчестве многих русских философов звучит мотив опасности современного им положения России или же мира в целом, его близкой гибели. В своих работах они так или иначе пытаются помочь человечеству предотвратить этот распад, возродиться. Возрождение это возможно через религиозность, Бога, православие.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 958. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия