Мозг и разум
Сознание может быть определено как высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключаюшаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Итак, сознание - функция мозга. Оно не может существовать без мозга, своего материального носителя, своего органа. Мозг как орган сознания по отношению к своему внешнему свойству - сознанию - выступает как материальный субстрат, и он не может быть отождествлен с этим свойством. Сеченов и Павлов доказали рефлекторную природу психической деятельности животных и человека. У человека, доказали они, помимо общей с животными 1ой сигнальной системы отражения действительности, образовалась вторая, речевая сигнальная система, связанная со словесным абстрактным мышлением. Если видовой опыт животных передается по наследству в форме инстинктов, то у людей усвоение исторически сложившихся форм деятельности происходит в процессе индивидуального развития человека. Прогресс психической деятельности людей связан не с морфологической эволюцией мозга, как у животных, а с развитием форм человеческого опыта, его хранения, передачи и переработки вплоть до создания автоматических устройств, облегчающих умственный труд и повышающих творческие возможности человека. Две взаимно помогающие друг другу способности деятельности сознания - разум и рассудок. Рассудочная способность отличается тем, что в ее пределах понятия не находится в процессе преобразования и сохраняют устойчивую форму; они выступают как готовые теоретические "мерила" для эмпирического материала, для конструирования результатов. Разумная способность отличается, напротив, тем, что здесь понятия ввергаются в процесс преобразования. Центральный философский вопрос - об отношении сознания к бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мире. Суть идеалистических взглядов на природу сознания сводится к следующему: духовное (сознание) существует до материального; оно может существовать без материального, т.е. от него не зависит; материальное разрушимо, а идеальное вечно. Основатель субъективного идеализма Джордж Беркли фактически отрицал внешний мир, считая, что реален только субъект, его сознание. Вещи существуют лишь постольку, поскольку человек непосредственно воспринимает и ощущает их - видит, слышит, осязает. Мир, т.о., заключен в сознании, в ощущениях субъекта. В средние века были распространены (Августин, Фома Аквинский) убеждения, согласно которым за первооснову действительности принимается надличностное универсальное духовное образование (идея, Бог, мировой разум). Августин: "Все знание заложено в душе и движется к Богу" Ф.Аквинский: "Внутренний опыт, самокопание - приближение к сознательному, всевышнему разуму". Материалистическое направление отстаивает примат бытия над сознанием. При этом Марксизм, например, не отрицает того обстоятельства, что способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что человеческая деятельность пронизана сознанием. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим усилием, средством, предпосылкой, "механизмом" вписывания человека в эту целостную систему бытия. Сознание в Марксизме с самого начала является общественным продуктом. На идеалистических позициях стоят и представители дуализма, исходящие из признания 2х субстанций: материи и духа, причем обе они характеризуются дуалистами как равнозначные и независимые друг от друга. Сознание, с точки зрения, дуалистов, не является функцией мозга, а существует будто бы само по себе вне мозга, никак не завит от него. Одной из широко распространенной идеалистической, но по своему существу дуалистических концепций является концепция т.н.психофизического параллелизма, согласно которой взаимодействие м/у душой и телом невозможно из-за их абсолютной несовместимости и разнородности. В рамках этой концепции психическое и физическое рассматривается как существующие независимо друг от друга, причем психическое не связано с физиологическими процессами, протекающими в мозгу человека. Маркс: сознание есть продукт исторического развития общественной практики, особая идеальная форма человеческой деятельности. Даже на той ступени развития, когда сознание приобретает относительную самостоятельность, практика остается его основой и критерием истинности его содержания. Сознание есть функция человеческого мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс. Однако сознание человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов восприятия и мыслительной деятельности. Объективный мир, отражаясь в сознании, превращается в идеальный образ. 3 подхода к проблеме идеального: 1. Идеальных явлений не существует (Карел Штейнбух, редукционистская точка зрения) Сводят идеальные явления к материальному, физическим и физиологическим процессам. 2. Идеальные процессы существуют, но это - информационные процессы. Наши образы, как и информация, непротяженны, свернуты, в них можно совместить прошлое с будущим. Ощущения - основной канал передачи информации. 3. Идеальные процессы только по форме существования индивидуализированы в человеческой жизни. Они существуют независимо от индивидуального существования людей, но только люди способны дать им жизнь, способны к их распредмечиванию. (Ильенков) Идеальные формы - это формы вещи, существующие вне этой вещи, в сознании человека, в виде его активной жизнедеятельности. Идеальное - это то, чего в самой природе нет, но что конструируется человеком в соответствии с его потребностями, интересами, целями, что подлежит реализации на практике. Когда предмет создан, потребность общества в нем удовлетворена, а деятельность угасла в ее продукте - умерло и само идеальное. Вне человека и помимо человека никакого идеального нет.
|