Формальная и диалектическая логика. Основные категории и принципы диалектической логики.
Человеческое мышление отличается логической организованностью. Логичность мышления заключается в том, что содержание мысли обретает адекватную форму и в единстве с ней соответствует существу предметной области рассуждения, характеру вещей и их связей. Логичной является та мысль, для которой характерна строгая организация ее смысловой структуры. Логическая мысль ухватывает необходимые, существенные связи вещей и явлений, что дает возможность овладеть принципом их организации и функционирования. Логика как наука занимается изучением строения нашего мышления с целью достижения им истинного знания. Это является основным требованием к формальной логике, которая имеет дело со структурами нашего мышления, представленными со стороны их формы в отвлечении от конкретного содержания мышления. Она изучает общее в мышлении, то, что в нем постоянно, устойчиво, относительно неизменно и общезначимо. Логические формы мышления - закономерности, способы, формы связи понятий в суждениях, суждений в умозаключениях. Понятие - есть такая форма мышления, в которой отражаются существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль - понятие обобщает, выделяет предметы общего класса по определенным родо-видовым специфическим для них признакам. Понятия получают логический смысл только в суждениях. Суждение представляет собой такую форму мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо. К тому или иному суждению человек может прийти путем непосредственного наблюдения какого-либо факта или опосредованным путем - с помощью умозаключения. Умозаключение представляет собой рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, логически непосредственно вытекающее из посылок. Однако формальная логика не охватывает процесса движения мысли в его диалектических противоположностях, противоречиях, в развитии. Этим занимается диалектическая логика. Диалектическая логика изучает принципы и закономерности формирования, изменения и развития знания, средства и методы их получения и проверки. Диалектическая логика анализирует возникновение и историю развития мышления в результате обобщений истории материальной и духовной жизни. Сравнение диалектической и формальной логики можно представить следующим образом: ФЛ ДЛ 1. Изучает формы мышления 1. Изучает содержание мышления 2. Стремится к достижению правильной мысли 2. Стремится к достижению истинности От нее требуется описание, объяснение, умение предвидеть (понимание 1-го уровня) Требуется познание сущности, необходимости (понимание 2-го уровня), но и мысленное подчинение исследуемого объекта, предмета мысли 3. Неидеологизирована 3. Идеологизирована, может быть полити- ческим инструментом (апологетика, крити - ка и насильственное преобразование) Диалектическая логика не может ограничиваться простым перечислением сторон предмета, для нее важен способ связи различных моментов в составе целого. ДЛ берет предмет в его развитии, "самодвижении", изменении. Кроме того, вся человеческая практика должна войти в полное определение предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. Согласно ДЛ абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это основные принципы ДЛ. Рассмотрим основные категории ДЛ. 1. Сущность и явление. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов. Сущность скрыта от взора человека, явление же лежит на поверхности. Сущность, следовательно, есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, нет сущности вообще. Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне: во взаимодействии со всем иным, в том числе и с нашими органами чувств. Явление - это непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит и от строения и действия органов чувств субъекта познания, а сущность - это то качественное своеобразие предмета, определяющее его характерное "лицо", которое может скрываться за его непосредственно наблюдаемыми проявлениями, нуждающимися в адекватной интерпретации. В процессе познания сущность и явление выступают как его различные ступени - будучи в своей исходной форме равнозависимыми от сущности как объекта, так и субъекта, явления нуждаются в адекватной интерпретации, вскрывающей закономерности именно такого проявления сущности. Рассматривая явления в их совокупности, посредством практики, эксперимента, абстрагирующей способности ума, вскрывающего объективную природу явлений, человек приближается к их сущности, никогда при этом не исчерпывая ее до конца. 2. Общее и единичное. Категория единичного выражает относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определенность. Общее - это единое во многом. В нем выражаются определенные свойства и отношения, характерные для данного класса предметов или событий. Различия единичностей фиксируются категорией особенного. Особенное означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении. Оно мыслится как специфика в реализации общего, характерная для данного объекта. 3. Необходимость и случайность. Вопросы закономерности явлений и процессов в мире всегда интересовали людей. Что в нашей жизни случайно, а что должно произойти и происходит обязательно? Под случайностью понимают такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Случайность - это субъективно неожиданные, объективно привходящие явления, это то, что в данных условиях может быть, а может и не быть, может произойти так, а может и иначе. Т.е. случайное - это возможное при соответствующих условиях. Оно противостоит закономерному как необходимому в соответствующих условиях. Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития. Необходимость таким образом есть проявление, момент закономерности, и в этом смысле она есть синоним ее. Необходимость - это существенная черта закона. Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное. В закономерно протекающие процессы случайность как бы вносит момент неопределенности, что выражается в категории вероятности. Случайности оказывают влияние на ход необходимого процесса: ускоряют или замедляют его. Более того, случайности в ходе развития могут превращаться в необходимость. (Например, появление биологических видов как результат случайного отклонения от признаков другого вида). Случайность находится в многообразных связях с необходимостью, и граница между случайностью и необходимостью никогда не бывает закрыта. Однако главное направление развития определяет именно необходимость. 4. Часть и целое. Целое - это такая сущность, которая не сводится к простой сумме составляющих его частей. Категории целого и части соотносительны: они имеют смысл только в соотношении друг с другом, причем это соотношение носит характер одновременности, снимающий вопрос о предшествовали чего-либо, как частей, так и самого целого. Познание частей и целого осуществляется одновременно. Выделяя части, мы сразу же познаем их не как обособленные явления, взятые сами по себе, а как именно части данного целого. С другой стороны, познавая целое, мы также сразу же имеем в виду и его разделенность на части. Без частей нет целого, без целого нет частей. Целое есть единораздельная цельность. 5. Содержание и форма. Содержание есть тождественность всех элементов и моментов целого с самим целым; это состав всех элементов объекта в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его свойств, процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Содержанием общества является все богатство материальной и духовной жизни действующих в нем людей, составляющих это общество, все продукты и орудия их деятельности. Форма предстает как тождественный содержанию способ его выражения. Форма и содержание - разные полюсы одного и того же, а не составные части. Их единство выявляется в том, что то или иное содержание "облачается" в определенную форму. Диалектика формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность при ведущей роли содержания. 6. Качество, количество, мера. Качество объекта, т.е. то, что отличает его от другого объекта, обнаруживается в совокупности его свойств, которые структурно упорядочены. Свойство есть способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Качество представляет собой целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости. Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства. Любое качество выражается в специфической для него системе количественных характеристик. Мера - это эона, в пределах которой данное качество модифицируется, варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств, сохраняя при этом свои существенные характеристики.
|