Потребности и способности личности, пути их формирования и развития
Согласно Марксу, сущность человека - совокупность (ансамбль) общественных отношений, т.е. сущность человека социальна, под людьми следует понимать определенную структуру, формирующуюся у человека в результате взаимодействия с социальной средой. Элементами этой структуры являются индивидуальные потребности, интересы, ценности, установки. Желательны или нежелательны, нормальны или ненормальны те или иные потребности личности с точки зрения других людей, но они неотделимы от личности. Философия рассматривает потребности как внутренний побудительный фронт, определяющий деятельность человека, как свойство требовать для своего существования, своей жизнедеятельности определенные условия материальной, духовной и социальной среды. Изучать потребности следует не путем анатомического исследования человека, а путем изучения деятельности человека и социальной среды, в которой протекает эта деятельность индивидов. Потребность возникает во взаимодействии человека с окружающей средой, в связи с отношением человека к окружающей социальной среде, и обнаруживают себя не только в определенном состоянии человека, но и в определенных действиях с предметами и явлениями. Встреча с предметом потребности, т.е. деятельности по удовлетворению потребности, есть акт опредмечивания потребности, наполнения ее содержанием, которое берется из окружающего мира. Потребность - это состояние субъекта, выражающее его зависимость от объективного содержания условий жизни и деятельности. И, следовательно, нормальным состоянием индивида является состояние, способствующее удовлетворению его потребностей, и оно должно быть реализовано им самим. Для личности действительность начинается с ее потребностей. Ими личность наполняет общественные отношения и тем самым проявляет себя как активный субъект этих отношений. Различия в характере деятельности и условиях жизни индивидов обуславливают различия потребностей людей и тем самым выступают побудительной силой их общения. Маркс: "Если бы один человек имел ту же потребность, что и другой о овеществлял свой труд в таком же предмете, что и первый, то м/у ними не существовало бы никаких отношений. Только различие их потребностей и неодинаковость осуществляемого ими производства дает повод к обмену и социальному приравниванию друг к другу в обмене". Т.о., потребности существуют во взаимодействии с другими людьми. Чем меньше у человека потребностей, тем беднее его социальная сущность, тем ограниченнее сфера его общественных отношений. Изменение потребностей человека есть одновременное изменение его способностей, его сущности, формирование новой личности. Существуют различные классификации человеческих потребностей. Маслоу: базисные (постоянны, располагаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от "низших" материальных до высших "духовных") и производные (метапотребности, изменяются, ценностно равны друг другу - в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни). Развитие личности - смена актуальной потребности: 1)Потребности существования (еда, жилище, одежда, отдых, секс) 2)Потребность в безопасности, стабильных условиях жизнедеятельности 3)Социальные потребности - в привязанности, общении, заботе 4)Престижные потребности - в уважении, статусе, служебном росте, признании 5)Духовные потребности - в самовыражении через творчество. 1 и 2 - первичные, врожденные; 3-5 - приобретенные. Согласно теории иерархии, потребности каждого нового уровня становятся насущными лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. С другой точки зрения, все потребности человека можно разделить на общие и конкретные. Конкретные потребности - потребность в тех предметах, которые реально существуют и могут быть потреблены конкретными субъектами. Конкретные потребности определяют поведение человека в каждый конкретный момент времени. Общие потребности связаны с существованием и изменением субъекта: а) Потребности функционирования обеспечивают воспроизводство, определенного уровня развития субъекта б) Потребность развития обусловливает качественные изменение субъекта, постоянный прогресс общества, социальной группы, личности. Потребности - одна сторона процесса жизнедеятельности личности. Другая его сторона -способности. Понятие способностей в науку ввел Платон. От него идет идея о врожденном неравенстве людей в отношении способностей. Не все люди одинаково способны к одним и тем же видам деятельности. Одни рождены для управления, вторые - для земледелия и так далее. Итак, в настоящее время способности рассматриваются как сторона процесса жизнедеятельности. Если потребности - "перевод" внешнего содержания социальной среды во внутренние свойства человека, то способности - способ взаимодействия человека с окружающим миром, процесс опредмечивания внутреннего содержания личности в предметах материальной и духовной культуры. Потребность на уровне осознания способа ее реализации формирует и развивает у личности соответствующие способности. В этом смысле способность можно определить и как реализованную потребность. Это совокупность свойств личности, позволяющих ей осуществить деятельность по реализации потребностей. В то же время, новые развитые способности человека через созданные им предметы потребления опосредованно порождают у него и новые потребности. Теория потребностей Эриха Фромма. Потребности человека вытекают из дихотомии его существования. Человеческая жизнь -неизбежная альтернатива м/у возвращением к животному существованию и достижением человеческого бытия. Даже самое полное удовлетворение всех его инстинктивных потребностей (голод, жажда, секс) не разрешит его человеческие проблемы. Его самые сильные потребности - не те, которые коренятся в его теле, а те, что имеют корни в особенностях его существования.. 1. Потребность в объединении с другим живым существом. Ее можно достичь разными путями: подчинение, власть, любовь. 2. Потребность в трансценденции, в творчестве. Ответ на эту потребность - создание или разрушение. Если удовлетворение этой потребности через творчество ведет к счастью, человек в этом случае поднимает себя над пассивностью и случайностью своего существования в область свободы, то через разрушение - к страданию. 3. Потребность в укорененности. Рождение человека - начало его исхода из естественной родины, начало освобождения от естественных связей. Но это освобождение вызывает страх. Если человек потеряет свои естественные корни, то он не сможет вынести изолированности и беспомощности своего положения. Поэтому от своих естественных корней человек может отказаться только тогда, когда он найдет новые человеческие корни, только тогда он снова сможет почувствовать себя дома в этом мире. Поэтому люди стремятся сохранить естественные связи, самая элементарная - связь ребенка с матерью, затем ее функции перенимают семья, государство, нация или церковь. 4. Потребность в самотождественности. Человек - живое существо, которое может сказать Я, может осознать себя как самостоятельную величину. Человек наделен разумом, он должен сформировать представление о самом себе, дать возможность говорить и чувствовать: Я есть Я. 5. Потребность в ориентации, необходимость духовно и эмоционально ориентироваться в мире. Верит ли человек в силу тотемного животного, в бога дождя или в превосходство и судьбоносное предназначение своей расы, его потребность в ориентации удовлетворяется. Возможность ориентации важнее необходимости войти в контакт с реальностью, объективно понять мир. Свойства потребностей: 1. Побудитель активной деятельности 2. Динамичный характер (развитие все более высоких потребностей) 3. Потребности зависят от уровня развития данного общества, а также от специфических условий деятельности Типы потребностей: 1. По сфере деятельности (Потребность труда, познания, общения) 2. По объекту (материальные, духовные, этические, эстетические) 3. По их функциональной роли (устойчивые и ситуационные, доминирующие и второстепенные) 4. По субъекту (индивидуальные, коллективные, общественные) способности - индивидуальной особенности личности для реализации своих потребностей в общественной жизни 1) Врожденные свойства души, передаются по наследству 2) Локк: зависят от внешних условий жизни 3) Маркс: способности формируются в процессе осуществления деятельности Типы способностей: 1. По виду деятельности (инженерные, научные, художественные) 2. Связаны с работой органов чувств и нервной системы
|