Предметное бытие человека. Единство материально-чувственной природы и социально-духовной сущности
Вся социальная реальность (2ая природа, как назвал ее Маркс) создается деятельностью людей. Она создается людьми, одаренными сознанием. По Марксу, все предметы - продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли. Преобразование природных объектов, материальное творчество составляет материальное производство. Оно вызывает на свет мир "артефактов" - содеянных вещей. С возникновением ремесла, а затем и промышленной техники мир артефактов, создаваемая человеком "2ая природа", становится все шире и многообразнее. Именно наличие элементов материальной культуры служит простейшим и вместе с тем надежным свидетельством присутствия человека внутри какого-то временного периода. Материальное производство как творчество, в котором воплощены различные физические и духовные способности человека, обозначается в Марксисткой философии понятием "предметно-практическая деятельность". Процесс предметного освоения мира приводит к изменению как природы мира, так и самого человека (его потребностей, способностей, интересов), тем самым вызывая к жизни комплекс взаимодействия м/у людьми, т.е. общественные отношения. Эти отношения закреплены предметно в продуктах совместной деятельности людей. Предметный мир, воссозданный человеческим трудом, выступает в качестве посредника м/у людьми, опосредует общественные отношения. До Маркса этого положения в философии не было. Фейербах, например, рассматривал человеческую деятельность, но не говорил о ней как о предметной деятельности. Для классиков Марксизма это понятие стало исходным в анализе общественной жизни. Определенные природные предметы под воздействием человеческого труда становятся носителем социального. Это происходит потому, что в созданных людьми предметах закрепляется равным образом их отношение к природе и друг к другу; предмет оказывается объектом едва, которое достигается в деятельности м/у человеком и природой, м/у индивидом и обществом. В общественном предмете закрепляются формируемые совместной деятельностью общественные отношения. Решающим моментом в становлении общественных отношений явилось вытеснение непосредственно, естественно-биологических связей м/у членами первобытного коллектива связями, осуществляемыми за счет предметных посредников, созданных совместным трудом и существующих в качестве орудий труда и предметов потребления. Чем больше расширялась сфера предметного освоения мира, тем меньше оставалось места для действия естественно-биологической закономерности и тем больше повышалась роль социальной закономерности. Это обусловило формирование специфически социальных потребностей, т.к. м/у естественным, природным предметом потребности и самой потребностью встал труд, усложняющийся в ходе исторического развития. Предметный мир, или "очеловеченная" природа, как объект и результат совместной деятельности людей, является носителем социальной наследственности, посредником сменяющих друг друга поколений. В предметах второй природы воплощены, "опредмечены" труд и знания человека. В них предметно, материально запечатлены знания людей, воплощены трудовые навыки тех, кто их изготовил. Предметный мир, социальная среда, помимо сознания, через механизм потребностей, проникает в сущность личности, закрепляется в этом индивидуальном Я, превращается в ее социальную сущность, детерминируя ее чувства, поступки и мысли. Вместе с тем человек обладает особой природой. Существуя как природное тело, человек подчиняется законам существования и развития конечных, преходящих тел. Но - в этом состоит особенность человеческого существования - законы развития и потребности тела не полностью, не однозначно воздействуют на бытие человека. Можно говорить о возникновении специфической, уникальной для живой природы, "нежесткой" и неуниверсальной детерминаци бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в таких, например, фактах, как способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в пределах и формах, одобряемых обществом, историей, собственной волей и сознанием индивида. Философия до Фейербаха отождествляла сущность человека с его сознанием, духовной деятельностью. Фейербах же стремился доказать, что социальное в человеке не сводится к сознанию, а включает в себя и тело, мир чувств человека. Поэтому нельзя рассматривать сущность личности, Я в отрыве от телесной организации индивида. Согласно Фейербаху, человек своими чувствами воспринимает мир чувств других людей, поэтому разнообразие чувств одних людей обогащает чувства других. В процессе обоюдного общения происходит формирование человеческой сущности. Формируется самосознание человека, его Я, и совершенствуется мир чувств, материально-телесное чувственное восприятие как природа мира, так и мира чувств других людей. Маркс критиковал Фейербаха за то, что мир человека, условия его жизни он понимает как раз навсегда данное состояние. Человек как телесное, материально-чувтсвенное существо выступает в философии Фейербаха не как продукт социального развития, не как продукт исторического изменения промышленности, производства, материальных условий жизни, а как неизменное природное существо. Фейербаху живой телесный человек представляется не результатом истории, а ее исходным пунктом. Маркс и Энгельс доказали, что как нельзя говорить о внеприродном существовании человека, так же мы не имеем права говорить и о только природно-телесном его существовании. Да, человек является непосредственным существом, частью природы. Личность телесна. Но именно поэтому, что она телесна, она привязана к социальной среде. Именно потому, что человек есть часть природы, что он живет природой, личность так покорно подчиняется силе вещей, свойствам и судьбе социальных предметов, сделанных из природы для людей самими же людьми. Материально-чувственная жизнь индивидуума - основа его жизнедеятельности, многообразие системы социальных связей и зависимостей человека. Окружающий человека чувственно-предметный мир есть продукт общественного развития. Этот предметный мир, преобразуясь в процессе практической деятельности людей, предопределяет изменения как самих людей, их потребностей, чувств, сознания, так и формы социальной организации, в которых осуществляется их деятельность, т.е. изменения социальной сущности человека.
16. Проблема потребностей: диалектика природного и социального в потребностях человека. Потребности - характеристика социальных свойств человека. Марксизм рассматривает потребности как свойства индивида, в которых отражаются и модифицируются свойства социальные предметы среды. Поскольку потребности - это выражение социальных свойств личности, постольку они не могу быть зафиксированы в телесном субстрате - индивидууме. Их исходное состояние заключено в "очеловеченной", социальной среде, а завершенное состояние обнаруживается в деятельности человека по их удовлетворению. Изучать потребности следует не путем анатомического исследования человека, а путем изучения деятельности человека и социальной среды, в которой протекает эта деятельность индивидуумов. Следовательно, потребности, как внутреннее Оное свойство личности, обнаруживают себя в отношении и проявляется как отношение. Предметный мир, условия производства и личная среда - вот основные факторы, которые через потребности личности проникают и закрепляются в ее сознании, определяют характер отношений личности с окружающим миром. Условия жизни заставляют людей действовать в определенном направлении благодаря тому, что формируют у них соответствующие потребности и интересы. Для личности действительность начинается с ее потребностей. Ими личность наполняет общественные отношения и тем самым проявляет себя как активный субъект этих отношений. Различия в характере деятельности и условиях жизни индивидуумов обуславливают различия потребностей людей и тем самым выступают побудительной силой их общения. Маркс: "Если бы один человек имел ту же потребность, что и другой о овеществлял свой труд в таком же предмете, что и первый, то м/у ними не существовало бы никаких отношений. Только различие их потребностей и неодинаковость осуществляемого ими производства дает повод к обмену и социальному приравниванию друг к другу в обмене". Т.о., потребности существуют во взаимодействии с другими людьми. Потребности личности - критерий содержания, широты отношений человека к окружающему миру. Чем меньше у человека потребностей, тем беднее его социальная сущность, тем ограниченнее сфера его общественных отношений. Потребности выступают внутренним импульсом личности к ее деятельности. Желательны или нежелательны, нормальны или ненормальны те или иные потребности личности с точки зрения других людей, но они неотделимы от личности. Потребность возникает во взаимодействии человека с окружающей средой, в связи с отношением человека к окружающей социальной среде, и обнаруживают себя не только в определенном состоянии человека, но и в определенных действиях с предметами и явлениями. Встреча с предметом потребности, т.е. деятельность по удовлетворению потребности, есть акт опредмечивания потребности, наполнения ее содержанием, которое берется из окружающего мира. Потребность - это состояние субъекта, выражающее его зависимость от объективного содержания условий жизни и деятельности. И, следовательно, нормальным состоянием индивида является состояние, способствующее удовлетворению его потребностей, и оно должно быть реализовано им самим. Удовлетворение потребности происходит во взаимодействии с предметным миром и личностной сферой жизни каждого индивида. Удовлетворение потребностей - это присвоение продукта, в котором воплощены энергия, труд, способности другого человека. Это вместе с тем и установление связи с другими людьми через предметный мир, в котором объективированы его знания, деятельность, способности. Человек находится в отношении с другими индивидами через совокупность потребностей в предметах независимо от того, в какой форме они существуют. Это, по существу, потребность в деятельности другого человека, потребность во взаимообщении с другим человеком. Короче, человек становится в определенное отношение с другим человеком прежде всего через деятельность или ее результаты - продукты материального и духовного производства. Удовлетворение потребностей - это процесс порождения новых потребностей, а создание новых предметов, изменение предметного мира - это объективная основа дальнейшего формирования и развития потребностей. Изменение потребностей человека есть одновременное изменении его способностей, его сущности, формирование новой личности. Изменение потребностей людей - объективный показатель новых тенденций общественного развития. Потребности - это такая содержательная сторона личности, в которой неразрывно связаны, синтезированы природное и социальное начало человека. Все потребности личности содержат в себе природные элементы, но обнаруживаются уже в качественно иной, социальной форме своего проявления. Природное, биологическое существует не рядом с социальным, а органически включено в социальное и функционирует там в новом качестве. Иначе говоря, социальное не механически надстраивается над природным биологическим началом, а преобразует природное начало, включая его в свою сущность, сохраняя природное в трансформрованном виде. Все природное в человеке выступает как феномен социального. Значит, все потребности в человеке социальны, следовательно, и человек выступает как общественное существо, т.е. постоянно усваивает предметное содержание и воспроизводит его в своих потребностях. Все потребности человека детерминированы его предметной деятельностью. Все потребности человека содержат в себе природный момент, но в снятом виде, в специфических человеческих формах его проявления. Человек с момента рождения органически включается в социальные процессы. Формирование потребностей человека осуществляется через систему вкусовых, тепловых, осязательных сигналов, исходящих из предметных усилий его существования, от объектов, непосредственно контактирующих с ним. Под воздействием этой социальной информации общество, конкретная среда проделывает работу по формированию личности и ее потребностей. Марксизм никогда не сводил потребности человека к биологическому началу. Человеку нужны знания, музыка, созерцание красоты, ему необходима вся богатейшая гамма чувств, переживаний, настроений - все это и есть потребности человека. Состояние потребностей, их набор и уровень развития определяют направление деятельности людей, те социальные средства, которые доступны человеку и необходимы для удовлетворения его потребностей. Потребности человека формируются той предметной и личностной средой, которая возникает и развивается в процессе общественного производства людей своей жизни и обуславливается определенным образом, преломляясь в мотивационной структуре личности, в характере ее жизнедеятельности. Марксизм, объясняя конечные причины действий людей необходимостью удовлетворения потребностей, подчеркивает, что последние отражаются в голове, осознаются. Чтобы побуждение к деятельности, исходящее от потребности, стало актуальным стимулом, необходимо отражение самой потребности, преобразование материального в идеальное, воспроизведение потребностей в форме сознания. Т.о., превращение потребностей из потенциальной побудительной силы к деятельности в актуальную силу, в реальный стимул, осуществляется при воздействии сознания. Поэтому потребности на поверхности социальной жизни выступают в форме идеальных побудительных мотивов. Вся деятельность человека осуществляется при участии сознания, оформляется сознанием. Потребности, побуждающие человека к деятельности, фиксируются в сознании в форме представлений, понятий, системы идей. Эти мыслительные образы, являясь "двойником", представителем потребности в сознании, выступают в качестве мотивов его практической деятельности.
|