Студопедия — Мышление и язык
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мышление и язык






Интеллектуальные способности человека - это умение мыслить в формах лексических значений слов, суждений, умозаключений, понятий, теорий, гипотез и осуществлять обмен мыслями с другими людьми. Интеллектуальные способности человека - это его умение не только перенимать знания, выработанные предыдущими поколениями, но и мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно. Интеллекутальные способности человека есть способности его разума совершать переход к новому мышлению в зависимости от изменений в природных и социальных условиях, умение отказываться от знаний, казавшихся ранее истинными. Лексические значения слов, суждений, умозаклний - высшая форма отражения действитсти, свойственная только человеку. Они и составляют сферу познания, идеальное содержание процесса и мышления людей.

Язык имеет прямое отношение не только к мировоззрению, но и к общению. Общение - это обмен мыслями м/у людьми. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - этот особым образом организованные структуры, возникающие в мозге ребенка, биологическим путем не наследуемые. Эти структуры социальны.

Теория, изучающая природу интеллектуальных способностей человека и механизмов этих способностей, имеет прямое отношение к конструированию искусственного интеллекта новых поколений компьютеров. Основная задача искусственного интеллекта - "обучение компьютеров" "понимать" естественно-человеческий язык. Для обеспечения этих возможностей искусственный интеллект компьютеров должен обладать устройством, подобным структурно-функциональной организации естественного языка как средства мышления и общения людей. Для решения этой проблемы необходимо знать, что такое естественный человеческий язык и как он работает. Наука еще не раскрыла материальный механизм языка. Раскрыть его - значит объяснить взаимодействие внешних второсигнальных структур (речи, письма, знаков) с нейрофизиологическими структурами внутренней речи (понятий, хранимых в памяти, мозге человека

посредством нейронных связей), т.е. взаимодействие материальных структур внешней и внутренней речи.

Первая сигнальная система - это общая у человека с животными врожденная способность мозга и рецепторов отражать действительность. Она биологически наследуема. В чистом виде сущет у живых детей, еще не овладевших речью. Будучи органом отражения действительности, 1ая сигнальная система обеспечивает животным саморегуляцию поведения, она дает им возможность приспосабливаться к условиям окружающей среды, выживать в борьбе за сущние. 1ая сигнальная система - это чувственная ступень отражения действительности, которая дальше животной психики не идет. Она действует безусловно и быстро. 2ая сигнальная система свойственна только человеку, овладевшему речью. Она социально приобретенная, биологически не наследуемая. Она обладает признаком знаковости. Знаки 2ой сигнальной системы служат для обозначения первосигнальных явлений в действительности. Благодаря 2ой сигнальной системе у человека появляется способность перерабатывать информацию о предметах,

оперируя уже не самими предметами, а лишь знаками - словами.

История возникновения человечесуой речи - еще не разгаданная загадка. Пока найдены лишь некоторые подходы к ней. Ни наука о физиологии высшей нервной деятельности, ни наука семиотика (о знаковых системах) не раскрыли еще тайну образования у человека в процессе антропогенеза 2ой сигнальной системы.

Энгельс разработал трудовую теорию антропогенеза. Единство практики и познания - труд. Труд физический и труд умственный - это работа не только человеческих рук, но и мозга, а стало быть, языка как средства общения и познания. Мимика, жесты, звуки, которые использовались в качестве средств взаимного общения прежде всего высших животных, послужили биологической предпосылкой формирования человечесуойц речи. Развитие труда способствовало сплочению членов общества. У людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Эта потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений. Язык обеспечил единнообразное формирние идеальных явлений у всех общающихся индивидуумов.

Язык выступает как орудие мысли. Это обусловлено самой природой мышления. Только в словах мысль становится реальной. Иначе, чем в языковой материальной оболочке, мышление не сущет. Даже тогда, когда мы не выражаем мыслей вслух, а только думаем про себя, мы тоже облекаем их в словесную, языковую оболочку. Благодаря языку мысли не только формируются, но и передаются другим людям.

Язык в широком смысле - это все его второсигнальные формы, выступающие в качестве средств мышления и общения людей и органически связанные с первой сигнальной системой. Мышление - это логическая взаимосвязь содержания слов и предложений-суждений.

Проблема языка и мышления нашла свое отражение в философском творчестве Хайдеггера. Исходный его тезис: сущность языка - это недосягаемая высота, до которой не может подняться ни одна наука. Хайдеггер свое учение о языке противопоставляет языкознанию, психологии, истории, философии, логике, которые включают язык в число объектов исследования и делают попытку установить связь м/у языком и действитстью. Сущность языка - это тайна всех тайн. Хайдеггер подчеркивает, что ни "метафизика", ни "диалектика" в их стремлении найти "исторический"подход к языку как к объекту не достигают своей цели, они совершают грубую ошибку, поскольку не видят того, что язык имеет "монологический характер"; язык - монолог, он говорит только сам с собой.

Доступ к языку закрыт: о нем нельзя ничего сказать, если он сам о себе ничего не скажет. Никакая наука, в том числе и логика, не может правильно охарактеризовать язык, понять его сущность. Поэтому язык должен сам, своими собственными средствами выразить свою сущность, выявить ее. Сущность языка, по Хайдеггеру, и состоит в ее выявлении. Но дальше оказывается, что эта сущность находится в нас самих, мы принадлежим ей, относимся к ней. Сущность языка скрывается в индивидуальном самосознании. О человеке можно судить: "Он есть", и это только потому, что его человеческая сущность заключается в языке. Язык - это в 1ую очередь способ существования индивидуального самосознания. Подлинный язык - это язык сущности, в то время как неподлинный язык - это обыденный язык. Подлинный язык - это нечто большее, чем доступный нам человеческий язык.

Интересна хайдеггеровская концепция языка как поэтического мышления. Первоначальный язык, праязык - это поэзия. "Мышление есть поэзия". Оно состоит в том, что дарит, основывает и дает начало. Так мы постигаем подлинный смысл бытия. "Язык в чистом виде - это поэзия".

Язык как таковой начинает говорить именно тогда, когда мы не находим подходящего слова, чтобы назвать что-либо очень сильно нас захватывающее, то, чем мы взволнованы до глубины души. И здесь на помощь нам приходит слово поэта. В то время как в повседневном языке на 1ый план выступает то, о чем мы говорим, поэтический язык позволяет постигнуть сущее. Только поэт, благодаря своему высокому дарованию, способен проникнуть в недра языка и приоткрыть завесу его сущности, заставить сам язык заговорить.

Хайдеггер говорит о смешении языка и мышления, их трудно отделить друг от друга. В результате, благодаря их сложному переплетению, мы имеем язык, наделенный мыслью, осмысленное употребление языка. Но для осмысленного употребления языка главным является не его обычный смысл, а то, что скрыто в его глубинах. Единство языка и мышления нарушает то, что вековой традицией стало считать мышление рацным, математическим.

Хайдеггеровский человек, оторвавшись от корней своего подлинного бытия, тем не менее обращен к прошлому, к своей сущноти, к истине бытия. Этот поиск истины осуществляется через язык, дающий просвет к сущности человека, поскольку он имеет корни в его экзистенциальной структуре. Человек постоянно находится на пути к языку, к сущности бытия.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 722. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия