Формирование сознания личности. Сознание и самосознание.
Вопрос о сознании человека решался на протяжении всей истории философской мысли, так как определение места и роли человека в мире невозможно без выяснения природы человеческого сознания. Основная проблема здесь - сущность сознания, характер его отношения к бытию, поскольку это определяет исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Раньше в философии и до сих пор в религиозных верованиях сознание отождествляется с душой человека. При этом под душой понимается особое нематериальное начало, вложенное в человека Богом, создающее его духовный мир. Поэтому считалось, что постигнуть суть сознания невозможно. Маркс: сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфические формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике. В Марксизме возникновение сознания связывается прежде всего с формированием культуры на основе практическо-преобразовательной, общественной деятельности людей, благодаря включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры. Сознание может быть определено как высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключаюшаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительно мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание связано с мыслительной деятельностью людей. Человек мыслит при помощи понятий, облеченных в какую-либо форму, например, в знаковую. Пути освоения понятий человеком: 1. Непосредственное освоение мира в процессе опыта 2. Усвоение понятий из общественного сознания 3. Наполнение новым содержанием уже имеющихся понятий. Исток наших знаний - внешний мир, материальная деятельность человека с окружающими его предметами. Благодаря мозгу эти предметы, процессы отражаются и в результате возникают знания. Ленин показал, что сознание нематериально. Оно есть копия, образ действительности. В человеческой голове действительность соответствующим образом преобразуется и отражается в идеальной форме. Когда речь идет о сознании, то под отражением имеется ввиду совокупность сознания воспроизводить в образах (отражать) вне нас существующий внешний мир, реальную действительность. Отражение - это результат воздействия одного материального предмета, процесса на другой, при котором особенности первого воспроизводятся в особенностях второго. Как духовную деятельность, противоположная материальному, сознание непосредственно формируется под влиянием общественной практической деятельности людей и в конечном счете определяется этой деятельностью. Хотя сознание является свойством мозга, но осознает действительность не мозг сам по себе, а общественное существо - личность, обладающая нормально развитым мозгом и выступающая как субъект преобразующей практическую деятельность. Сознание каждого человека вбирает в себя опыт, знания, убеждения, верования, заблуждения, оценки той общественной среды, в которой он растет. Сознание - как личное, так и общественное - есть субъективный образ объективного мира. Это означает прежде всего принадлежность образа к субъекту, человеку, а не объективному миру. Понятие субъективности означает и тот факт, что образ, будучи отражением действительности, является не механическим, а идеальным ее отпечатком. Как субъективный, идеальный образ не тождественен отражаемому объекту. Субъективность образа означает и неполноту отражения, то, что ощущения никогда не охватывают, не исчерпывают того или иного свойства объекта. Они отражают свойства вещей лишь с большей или меньшей степенью приближения. Сознание и объективный мир - это противоположности, образующие единство. Основа этого единства - практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического, сознательного отражения действительности. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в сознании, преобразуется в идеальное. В свою очередь сознание, идеальное претворяется в действительность, в реальное. Содержание сознания так или иначе практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла или идеи. Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию. Каждый поступок человека предполагает 2 тесно связанных м/у собой процесса. Один из них - предусмотрение, предвидение, предвосхищение будто, вытекающее из познания соответствующих связей и отношений вещей. Другой процесс - программирование, планирование действия, которое должно привести к реализации цели. С сознанием связывается представление о самосознании. Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, порождают разные формы специфической характеристики человека - самосознания. Самосознание может выступать в разных формах: 1. Самочувствие - элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. 2. Более высокая форма самосознания связана с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. 3. Самый высокий уровень самосознания - возникновение сознания Я как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом Я, вынесение некоторой самооценки и возникновение чувства удовлетворения или неудовлетворения собой. Отношение человека к самому себе необходимо опосредованно его отношением к другому человеку. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. Самосознание теснейшим образом связано с таким духовным феноменом, как рефлексия. Рефлексия - принцип человеческого сознания, ориентирующий его на осмысление собственных духовных процессов, нередко критический анализ духовных и душевных состояний в их противоречивости, направленности чувств, побуждений и мыслей; раздумья над приемами своей мысли и их социальной значимостью. Познавая себя, человек никогда не остается таким же, как прежде. Регулируя свои действия и предусматривая результат этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них. Самосознание возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, генетически связано с отношением к себе с точки зрения другого, оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения в систему межчеловеческих отношений.
|