Студопедия — Проблема существующего и должного в этике Канта. Критика практического разума. Знания, ценности, вера
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема существующего и должного в этике Канта. Критика практического разума. Знания, ценности, вера






Кант - родоначальник немецкой классической философии. 2 основных направления и 2 основных источника философии Канта - в словах: "Звездное небо надо мной..." - намек на механику Ньютона, которая для Канта - предпосылка теоретической философии, следовательно задача - философское обоснование законов естественного процесса; и "моральный закон во мне" - стимул разработки моральной философии, задача которой - обоснование человеческого достоинства и взаимного равенства.

2ая проблема эпохи, которую решил Кант своей философией, - проблема человеческой свободы. Человек - житель 2х миров: чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно-воспринимаемый мир - это мир природы. Умопостигаемый мир - это мир свободы. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум. Практическим этот разум называется потому, что его главное назначение - руководить поступками человека. Кант под "практическим" разумом людей понимает лишь область морального поведения. Движущей силой этого разума является не мышление, а воля.

Человек - это существо, которое преобразовало свои естественные стремления, поэтому, по Канту, он и обладает автономией. Человек - это скорее субъект автономного поведения и собственного самосовершенствования. Отличие автономного мотивированного поведения от поведения, определяемого внешними причинами, является отличием м/у человеческим и животным уровнями жизни. Как существо, способное к автономной мотивации, человек является "целью в себе", тогда как остальные животные - лишь простые "средства".

Кант формулирует нравственный закон. Поведение человека согласно этому закону мотивируется тем, что другие, относительно которых я действую, проявляют такую же автономию, как и я, или что они являются целями в себе, но ни в коем случае не средствами для деятельности кого-то другого. Поэтому формула категоричного императива, которая предписывает содержание морального поведения, звучит так: "Поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство". Нравственное поведение выступает как ограничение личного эгоизма.

Нравственный закон - это закон внеэмпирический, он не возникает в результате обобщения человеческого поведения. Подобным образом он и не мог возникнуть, ведь он касается того, что должно быть, а не того, что есть. Кант убежден в том, что знание закона не является проблемой. Закон знает каждый априори, то есть знание закона не обусловлено образованием или воспитанием, оно не обусловлено даже прямым познанием. Невыразимое знание закона является фактом нашего разума. Нравственный закон, таким образом, не только происходит из "разума", но он происходит из "чистого разума", то есть мы знаем о нем априори.

Поведение на основе закона совершается не только ради других, но и ради себя, чтобы ощутить и выразить свою свободу и достоинство.

Кант устанавливает новый статус идей свободы, бессмертия и Бога. Это постулаты. Их философия не является теоретической, постулаты служат побудителями нашего морального стремления, которое побуждает нас к поведению согласно закону, к нравственному поведению.

Кант ограничил знание, дав место вере. Именно вера в бессмертие души, свободу и Бога, рациональные доказательства существования которых Кант отвергает, составляет основание, которое должно освятить обращенное к человеку требование быть нравственным существом. Сфера нравственного действия оказалась отделенной от научного познания и поставленной выше него. По Канту, там, где кончается сфера опыта, не может быть научного познания. Это - область веры, область моральных ориентаций, сфера мировоззрения, вечный вопрос. Кантовский вопрос "На что я могу надеяться?" как раз и обрисовывает область веры. Суть кантовской философии, религии можно передать следующей краткой формулой: Богу угодна нравственная самостоятельность людей, и только она одна. Ему претит любое провяление малодушия, униженности и льстивости; соответственно подлинно верует лишь тот, кто не имеет страха перед Богом, никогда не роняет перед ним свое достоинство и не перекладывает на него свои моральные решения.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 663. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия