Гипноз. Новейший справочник. же самые симптомы и переживания, какие были установлены в активной стадии невроза), на который он должен был вновь отреагировать
же самые симптомы и переживания, какие были установлены в активной стадии невроза), на который он должен был вновь отреагировать. Отметим, что эта техника использовалась и в диагностических целях. М. Мур (1945) использовала катартический метод, заключающийся в многократном пересказывании пациентом, находящимся, в особом состоянии сознания, психотравмирующих переживаний. Особенно эффективной эта техника считается при работе с повторяющимися кошмарными сновидениями. В 1974 г. Д. Кезрил предложил технику терапевтического крика, которую также можно использовать в особых состояниях сознания. Суть ее состоит в том, что пациенты после введения в особое состояние сознания и определенного «разогрева» поощряются к крику. Каждая сессия проходит в три этапа: подготовка, собственно крик и рефлексия. На этапе подготовки используются дыхательные техники, техники размягчения мышечных блоков, вибрации и т.п. На втором этапе через регрессивную метафору «детской любимой игрушки» пациенты погружаются в проблемное переживание (одиночество, чувство незащищенности и т.п.) и подталкиваются к крику. Пациенты кричат в технике рваного крика и через определенное время начинают чувствовать, что крик сам рвется из них, сопровождаемый то гневом, то плачем, то страхом. После того как крик становится будто бы самостоятельным и независимым от пациента, психотерапевт при помощи специальных техник «помогает» пациенту, облегчая экспрессию крика. Крик может перерастать и в плач, и в смех; пациенты могут испытывать озноб, дрожь, жар, холод и т.п., то есть те состояния, которые свидетельствуют о вовлеченности всего тела в терапевтический процесс. На третьем этапе идет обсуждение того, что переживал пациент, что «выходило» из него, какие эмоции. Пациент соотносит особенности своей жизненной ситуации и способов реагирования на нее с переживаниями, которые возникали в терапевтической сессии. Особенность эмоциональной экспрессии в сессиях крика состоит в том, что пациент переживает какую-либо эмоцию, чувствует наплывы тоски, горя, гнева и т.п., но не соотносит ее с конкретной ситуацией настоящего Глава 7. Современные техники, используемые в гипнозе 315 или прошлого - просто хочется плакать и т.п. Техника крика как бы освобождает пациента от накопленных эмоций, которые часто не осознаются и поэтому, естественно, не связываются с какой-то ситуацией. Сама эмоциональная экспрессия имеет слоистую структуру: на периферии находятся более осознаваемые, эго-идентифици-рованные и увязанные с конкретными ситуациями эмоции. Новое развитие катартические методы получили в связи с применением в психотерапевтической практике психоделиков. Однако после того, как их использование пришлось свернуть, поиск нефармакологических методов, позволяющих добиваться у пациентов особых состояний сознания с катартическими переживаниями, приводящими к излечению и положительным изменениям личности, привел к возникновению пневмокатар-тических методов и целого направления под названием холо-тропная психотерапия. Создатели - С. Гроф и К. Гроф, работая еще в русле психоделической терапии, в ряде случаев использовали интенсивное дыхание для «раскрытия» телесных и эмоциональных блоков. Основываясь на работе Л. Орра и С. Рэй «Возрождение в Новом веке» (1977), они стали сочетать интенсивное дыхание (в варианте гипервентиляции, т. е. форсированного выдоха) со специально подобранной музыкой, работой с телом и особой предварительной подготовкой участников, что позволяло вызывать переживания и эффекты, аналогичные тем, которые возникали в сеансах психоделической терапии. Поводом для обращения С. Грофа к дыхательной технике явился запрет на использование психоделиков, однако истина, по-видимому, лежит все же глубже. Теснейшая взаимосвязь психики и сознания с дыханием известна с древнейших времен и нашла отражение в языке. У многих народов мира слова «дыхание», «дух», «душа» (так же, как и в русском языке) происходят от одного корня, а животные, так же как и человек, мыслятся существами, наделенными «духом», способностью «дышать». Многие современные исследователи считают, что отмеченное этимологическое родство может указывать на реальное психофизиологическое единство (В. Д. Заставный, 1993). В этом отношении представляет интерес выдвинутая С. Грофом гипотеза о том, что спонтанные эпизоды интенсивного дыхания
|