Многозначные логики.
В многозначных логиках высказывания и предикаты могут принимать не 2 значения (истина или ложь), а более. Существует множество таких логик, находящих все большое применение. Рассмотрим здесь трехзначную логику Лукашевича и четырехзначную логику параллельных миров (логику возможных миров). В логике Лукашевича возможно три истинностных значения: 0 – ложно, 1 – возможно, 2 – истинно. Используются дополнительные кванторы (квантификаторы)?(29) и?(30)
//таблицы истинности – рисунок (31)
Формула F ↔ G = (F → G) Ù (G Ù F) здесь не действительна. Здесь, справедливы формулы: //формулы (32) ù (F Ú G) = ù F Ù ù G ù (F Ù G) = ù F Ú ù G В логике параллельных миров предполагается, что есть несколько миров текущий (X) и множество параллельных. Соответственно определено четыре истинностных значения. A) Необходимо (абсолютно) истинно (3) – истинно как в текущем мире X, так и во всех параллельных мирах. B) Случайно истинно (2) – истинно в текущем мире X, но может существовать мир Y, где высказывание (предикат) ложно. C) Случайно ложно (1) – ложно в текущем мире X, но может существовать мир Y, где высказывание (предикат) ложно. D) Необходимо (абсолютно) ложно (0) – ложно как в текущем мире X, так и во всех параллельных мирах. Приведем таблицы истинности. //таблицы истинности (33)
Особенностью этой логики является, что конъюнкция соответствует операции побитового «и», дизъюнкция – операции побитового «или», а отрицание – операции побитового отрицания (подробнее о побитовых операциях []). Действительно, проведем вычисления. //вычисления (34)
Глава 3. ПРОДУКЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
В данной главе рассматриваются продукционные модели представления знаний, которые являются ближайшей альтернативой логических моделей. Производится сравнение моделей этих типов.
Основные понятия
Продукцией или продукционным правилом называется правило вида: ЕСЛИ условие ТО действие. В рамках продукционной модели знания представляются в виде набора (системы) продукционных правил, которые задают возможности преобразования глобальной базы данных. Пример. «Игра в восемь» (упрощенные пятнашки). Задача. Дана доска, на которой девять клеток, по которым перемещается восемь фишек. Их следует расположить по порядку (см. рисунки? и?). //рисунки – пример начального расположения фишек и правильное расположение фишек, которое должно получиться. (1)
Сформулируем правила. Условно считаем, что мы как бы перемещаем не фишки, а пустую клетку (дырку). A) Если дырка не в верхнем ряду, переместить ее вверх. B) Если дырка не а правом столбце, переместить ее вправо. С) Если дырка не в левом столбце, переместить ее влево. D) Если дырка не в нижнем ряду, переместить ее вниз. //рисунок хода игры (2)
Последнее состояние здесь является терминальным (правильная расстановка цифр). Продукционные модели часто используются при построении ЭС. Эта модель удобна тем, что язык представления ГБД может выбираться произвольно в зависимости от задачи (в предикатных языках ГБД представляется в виде набора предикатов). Структура ЭС описана в 2.2.7. Здесь, вспомним, что конечная цель – достижение терминального состояния ГБД. Пример. Формализация задачи о волке, козе и капусте. Есть река и лодка, в которую входит лодочник и еще один предмет. Козу и волка, а также козу и капусту нельзя оставлять вместе без присмотра. Задача – перевезти все с левого берега на правый. Представление ГБД. (x,y,z,s). x,y,z,s = 0 - соответствующий предмет на левом берегу x,y,z,s =1 – соответствующий предмет на правом берегу Таким образом, (0,0,0,0) – исходное состояние, а (1,1,1,1) – терминальное состояние. Прежде чем сформулировать правила, необходимо отсеять недопустимые состояния. Таковыми являются состояния, предусматривающие одновременное нахождение волка и козы или козы и капусты на берегу, противоположном от лодочника. Допустимые правила должны обеспечивать отсутствие возможности перехода в недопустимые состояния. Исходя, их этого соображения можно построить следующую таблицу:
Очевидно, что на продукциях, можно поставить задачи четырех типов: E) Определить существует ли решение вообще? F) Найти любое решение задачи. G) Найти всевозможные решения задачи. D) Найти из множеств решений оптимальное в каком-либо смысле. При этом в простейшем случае, под оптимальным понимается решение, требующее как можно меньше операций преобразования ГБД. В более сложных случаях, приходится оперировать с весовыми коэффициентами, соответствующими правилам.
|