Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Каменского муниципального района 2 страница





Тема 4. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества

Каждой сфере жизни общества присуща определенная са­мостоятельность, они функционируют и развиваются по зако­нам целого, т. е. общества. Вместе с тем все четыре основные сферы не только взаимодействуют, но и взаимно обусловлива­ют друг друга. Например, влияние политической сферы на

культуру проявляется в том, что, во-первых, каждое государ­ство проводит определенную политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве определенные политические взгляды и позиции.

Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не те­ряет своей ведущей функции. Вопрос о соотношении основ­ных сфер общественной жизни и выделении одной приоритет­ной является дискуссионным. Существуют сторонники опре­деляющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро эко­номических отношений, удовлетворяет самые насущные, пер­вичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве при­оритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники это­го подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют из­менения в сознании людей, переход к иным духовным ценнос­тям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов яв­ляется подход, приверженцы которого утверждают, что каж­дая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития.

Образец задания

| ВЗ. | Установите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каж­дой позиции, данной в первом столбце, подберите соответст­вующую позицию из второго столбца.

  УЧРЕЖДЕНИЯ   СФЕРЫ ЖИЗНИ
  (ОРГАНИЗАЦИИ)   ОБЩЕСТВА
А) парламент 1) социальная сфера
Б) система здравоохранения 2) политическая сфера
В) общественные организации    
Г) правительство    
Д) коммунальные службы    

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившую­ся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г Д
         

Ответ: 21221.

Тема 5. Социальные институты

Социальный институт — это исторически сложив­шаяся, устойчивая форма организации совместной деятель­ности людей, реализующих определенные функции в обще­стве, главная из которых — удовлетворение социальных по­требностей.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечи­вающими ее достижение.

В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: насле­дование, власть, собственность, семья.

Внутри фундаментальных социальных институтов су­ществуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым инс­титутом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, марке­тинговые, организационно-управленческие институты. В сис­теме политических институтов современного общества, наря­ду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.

Социальные институты:

• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ни-

ми складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законода­тельно, другие поддерживаются традициями, обычаями, об­щественным мнением;

• включают систему санкций — от правовых до мораль­но-этических;

• упорядочивают, координируют множество индивиду­альных действий людей, придают им организованный и пред­сказуемый характер;

• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Функции социальных институтов: явные (заявлены офи­циально, признаны и контролируются обществом); скрытые (выполняются скрыто или непреднамеренно).

Когда расхождение между этими функциями велико, воз­никает двойной стандарт социальных отношений, что угро­жает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на се­бя функцию регуляции важнейших общественных отноше­ний (например, криминальные структуры).

Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.

Образец задания

I C5. I Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты обществаf? Привлекая знания обществовед­ческого курса, составьте два предложения, содержащие ин­формацию об институтах общества.

Ответ: Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лю­дей, реализующих определенные функции, в обществе, глав­ная из которых — удовлетворение социальных потребностей. Примеры предложений: Выделяют экономические, политиче­ские, социальные институты, институты действующие в ду­ховной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Инс­титуты общества — сложное и разветвленное образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие. С точки зрения органи­зации общества ключевыми институтами являются: наследова­ние, власть, собственность, семья и др.

Тема б. Многовариантность общественного развития. Типология обществ

Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

Общественное развитие

Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать)

Революция (от лат. revo-lutio — поворот, переворот)

Это какая-либо степень усовер­шенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, че­рез ряд постепенных преобразо­ваний, не затрагивающих фун­даментальные основы (систе­мы, явления, структуры)

Это коренное, качествен­ное изменение всех или большинства сторон об­щественной жизни, за­трагивающее основы су­ществующего социально­го строя

Виды

Виды

Прогрессив­ные

Регрессивные (реакционные)

Кратко­временные

Долговре­менные

(например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие ре­формы Алек­сандра II)

(например, ре­формы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — ♦Контррефор­мы» Александ­ра III)

(напри­мер, Фев­ральская революция 1917 г. в России)

(например, неолитиче­ская револю­ция — 3 тыс. лет; промыш­ленная рево­люция xvm-XIX вв.)

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

— экономические реформы — преобразования хозяйст­венного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банк­ротстве, антимонопольные законы и т. п.);

— социальные реформы — преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непо­средственным образом связаны с людьми);

— политические реформы — изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, изби­рательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» ре­формы в России в начале 90-х гг. XX в.

В современных условиях два пути общественного разви­тия — реформа и революция — противопоставляются практи­ке перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «ле­чат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима по­стоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в совре­менном обществознании акцент переносится с дилеммы «ре­форма — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией (от англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей со­циального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связы­вается с процессом модернизации.

Модернизация (от фр. moderniser — современный) — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первич­ную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории мо­дернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в ус­ловиях существования «образца», например в виде западно­европейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимст­вования или насаждения. По сути данная модернизация пред­ставляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «уни­версальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типоло­гий) общества:

1) дописьменные и письменные;

2) простые и сложные (в качестве критерия в данной ти­пологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах от­сутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управле­ния и несколько социальных слоев населения, расположен­ных сверху вниз по мере убывания доходов);

3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, комму­нистическое общество (в качестве критерия в данной типоло­гии выступает формационный признак);

4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве кри­терия в данной типологии выступает уровень развития);

5)

Окончание табл.

Линии сравнения Традиционное (доиндустриаль-ное) Индустриальное Постиндустри­альное (информа­ционное)
Продолжи­тельность жизни 40—50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздейст­вие челове­ка на при­роду Локальное, не­контролируе­мое Глобальное, неконтролируе­мое Глобальное, контролируемое
Взаимо­действие с другими странами Несуществен­ное Тесная взаимо­связь Открытость общества
Полити­ческая жизнь Преобладание монархиче­ских форм правления; по­литические свободы отсут­ствуют; власть выше закона, для нее не нуж­ны обоснова­ния; сочетание самоуправляю­щихся общин и традицион­ных империй Провозглаше­ние политиче­ских свобод, ра­венства перед законом, демо­кратические преобразования; власть не вос­принимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидер­ство Политический плюрализм, сильное граж­данское общест­во; возникнове­ние новой формы демократии — «демократии консенсуса»
Духовная жизнь Господствуют традиционные религиозные ценности; одно­родный харак­тер культуры; преобладает устная переда­ча информа­ции; малое количество об­разованных лю­дей; борьба с не­грамотностью Утверждаются новые ценности прогресса, лич­ного успеха, ве­ры в науку; возникает и занимает лиди­рующие пози­ции массовая культура; под­готовка специ­алистов Особая роль науки, обра­зования; разви­тие индивидуа­лизированного сознания; непрерывное образование

Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обще-ствознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895).

Ключевым понятием этой школы обществознания высту­пает категория «общественно-экономическая формация».

Общественно-экономическая формация (от лат. for-matio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взя­тое в единстве всех его сторон, с присущим ему спосо­бом производства, экономическим строем и возвышаю­щейся над ним надстройкой

Структура

Надстройка — это совокупность идеологических от­ношений, взглядов и учреждений (философия, рели­гия, мораль, государство, право, политика и др.), воз­никающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воз­действующая на него

Способ

Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди всту­пают в процессе материального производства)

Производительные силы — это средства производ­ства и люди, обладающие производственным опы­том, навыками к труду

производства

Несмотря на относительную самостоятельность, тип над­стройки определяется характером базиса. Он же представ-

ляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.

Производительные силы являются динамичным, постоян­но развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношения­ми, разрешающийся в ходе социальной революции, слома ста­рого базиса и перехода на новую ступень общественного разви­тия, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Та­ким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-исто­рическую смену общественно-исторических формаций:

I

Первичная (архаичная)

Вторичная (экономическая)

Перво­бытно­общинная

Рабо-

владель ческая

I—*---' Капита-

1феодаль- листи-ная ческая

Третичная

' Коммуни­стическая:

1) социализм;

2) комму­низм.

Формации

1 Представле-> ны в трудах J К. Маркса

Сформиро­вались в со­ветском об-ществозна-нии

в 30-е гг. XX в.

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анали­зу общественного развития является понятие «цивилиза­ция», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civis — гражданин) в ми­ровой исторической и философской литературе употребляется:

— как определенная стадия в развитии локальных куль­тур (например, О. Шпенглер);

— как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);

— как синоним культуры (например, А. Тойнби);

— как уровень (Ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.

Любая цивилизация характеризуется не столько произ­водственным базисом, сколько специфическим для нее обра-

зом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

В современной теории цивилизации выделяются два под­хода.

Теория цивилизации

±

Стадиальный подход

Локальный подход

Цивилизация — единый процесс, проходящий через определенные стадии

Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни)

Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. — поел, треть XX в.)

Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV—III тыс. до н.э. — 60—80-е гг. XVIII в.)

Локальная цивилизация —

большая социокультурная общность, которая существу­ет длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, соци­ально-политической, духов­ной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития

Структура

Современные типы: западная, восточноевро­пейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамери­канская

Культурно-психологическая под­система (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). Политическая подсистема (обы­чаи и нормы, право, власть и об­щество, партии, движения и т.д.). Экономическая подсистема (про­изводство, потребление, обмен продуктами, услугами, техноло­гиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.). Биосоциальная подсистема (се­мья, родственные связи, половоз­растные отношения, гигиена, пи­тание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)

Различными исследователями выделяется множество ло­кальных цивилизаций (например, английский историк, социо­лог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), кото­рые могут совпадать с границами государств (китайская ци­вилизация) или охватывать несколько стран (античная, за­падная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — западную и восточную.

Линии сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
1. Особеннос­ти восприя­тия мира Рациональное, про­тиворечивое восп­риятие — «фаустов-ско-гамлетовское» Эмоциональное, целост­ное восприятие (икеба­на, вера в бесконечную цепь смертей и возрож­дений)
2. Отношение к природе Стремление подчи­нить себе природу. Человек — венец природы, и все созда­но для его пользы. Для возмещения несо­вершенства человека производится и ис­пользуется техника Стремление быть в гар­монии с природой. Чело­век — органическая часть природы (боевые искусства, медицина по­строены на изучении законов природы). Усо­вершенствование своей души и тела
3. Соотноше­ние личности и общества Приоритет свобод­ной личности, обла­дающей граждански­ми правами. Ценно­сти индивидуальной свободы Приоритет системы под­чинения личности (под­данных) обществу (госу­дарству). Господство тра­диций коллективизма
4. Отношения власти Принцип разделе­ния властей. Сослов-но-представитель-ные структуры. Пар­ламентаризм Политический монизм. Восточная деспотия (не­ограниченная власть, обожествление монарха)
5. Отношения собственности Господство частной собственности Преобладание государст­венной и общинной соб­ственности. Принцип власти — собственности (власть рождает собст­венность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)
Окончание табл.
Линии Западная Восточная
сравнения цивилизация цивилизация
6. Отношение Стремление к про- Стремление к воспроиз-
к прогрессу грессу, постоянное водству самих себя, под-
  изменение форм де- держанию традиционно-
  ятельности, исполь- го образа жизни.
  зование новаций. Развитие общества носит
  Развитие общества циклический характер
  носит постепенный,  
  поступательный ха-  
  рактер  

Таким образом, формация концентрирует внимание на уни­версальном, общем, повторяющемся, а цивилизация — на ло­кально-региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества

Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход
1. Соотно­шение объектив­ных и субъ­ективных факторов общест­венного развития Объективные закономер­ности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность лю­дей, они непреложны Человек — единст­венный творец истории, стоит в центре прошлого и настояще­го. Общественно-исто­рическое познание — это познание человека через формы и продук­ты его трудовой, соци­альной, политической и другой деятельности
2. Соотно­шение ма­териаль­ных и ду­ховных сфер жизни общества Материальные факторы (прежде всего произ­водство) играют решаю­щую роль в развитии общества Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем ма­териальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими
3. Направ­ленность истори­ческого развития. Понятие «прогресс» Общество движется от бо­лее низкой к более высо­кой ступени развития. Главные критерии про­гресса связаны с совер­шенствованием производ­ственных отношений Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Про­гресс относителен, он может охватывать

Окончание табл.

Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход
    отдельные сферы жиз­ни общества: экономи­ку, технологии. Приме­нительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно
4. Достоин­ства Позволяет: — увидеть то общее, что было в историческом раз­витии различных народов; — представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить определен­ные закономерности ис­торического развития об­щества; — предложить опреде­ленную периодизацию всемирной истории и ис­тории отдельных стран — позволяет глубоко изучить историю конк­ретных обществ и наро­дов во всем их многооб­разии и специфике; — ориентирует на изу­чение тех сторон обще­ственной жизни, кото­рые обычно выпадают из поля зрения сторон­ников формационного подхода (ценности, на­циональные особеннос­ти, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр иссле­дования человеческую деятельность и человека
5. Недос­татки — многие народы не про­ходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; — большинство процессов политического, духовно­го, идейного, культурно­го порядка не могут быть без искажений и упроще­ний объяснены с чисто экономических позиций; — последовательное при­менение формационного подхода неизбежно ото­двигает на задний план — при своем последова­тельном применении ве­дет к тому, что стано­вится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; — создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и об­ществ;
Окончание табл.
Линии Формационный Цивилизационный
сравнения подход подход
5. Недос- роль человеческого фак- — сводит к минимуму
татки тора, человеческую возможности исследова-
  деятельность; ния закономерностей ис-
  — недостаточное внима- торического развития
  ние уделяется своеобра- человеческого общества
  зию, уникальности, непо-  
  вторимости отдельных об-  
  ществ и народов  

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что су­ществующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относить­ся с точки зрения принципа дополнительности, принимая jbo внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

Образец задания

1 В1. | Запишите слово, пропущенное в схеме.

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

I Эволюция I Ответ: Революция.

Тема 7. Понятие общественного прогресса

Проблема направленности совершающихся в обществе из­менений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной.

Различные взгляды на направленность общественного развития

— Французские просветители — история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

— Религиозные течения — преобладание регресса во многих сферах жизни общества.

— Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби — движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.

— Современные исследователи — положительные изме­нения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.

Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии

Прогресс (от лат. progres-sus — движение вперед, успех) — это направле­ние развития, для кото­рого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более слож­ному, движение вперед к более совершенному

Регресс (от лат. regressus — об­ратное движение) — это та­кой тип развития, для ко­торого характерен переход от высшего к низшему, про­цессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций

Относительность прогресса

Есть области, к кото­рым понятие про­гресса не применимо

Противоречивость прогресса

Совершенствование в одних областях обо­рачивается потерями в других. Одним со­циальным силам про­гресс в данной об­ласти может быть вы­годен, а другим нет

Развитие человеческого разума

Совершенствование нравст­венности людей

Развитие производитель­ных сил, включая самого человека

Прогресс науки и техники

Возрастание степени сво­боды, которую общество может предоставлять человеку

Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время оста­навливаться, что называется стагнацией.

Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистически­ми параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности че­ловеческого существования, создание благоприятных усло­вий для человека — в этом видится прогресс современного об­щества. В качестве гуманистических критериев выдвигают­ся такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни человека, детская и ма­теринская смертность, состояние здоровья, уровень образо­вания, развитие различных сфер культуры, чувство удовле­творенности жишью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.

В2.

Образец задания

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исклю­чением одного, связаны с понятием «прогресс». Социальная реформа; стагнация; социальная революция; об­щественное развитие; модернизация.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «про­гресс». Ответ: Стагнация.

Тема 8. Процессы глобализации и становление единого человечества

В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государ­ствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди все глуб­же осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли.

Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.

Глобализация — процесс интеграции государств и наро­дов в разных областях деятельности.

Основные причины глобализации: переход от индустри­ального общества к информационному, к высоким технологиям; переход от централизации экономики к ее децентрализации; переход от национальной экономики к мировой; переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора; использование новых коммуникационных технологий: Ин­тернета, спутникового телевидения.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 684. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия