Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Каменского муниципального района 3 страница




Глобализация — это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

Основные направления глобализации: деятельность транс­национальных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру; глобализация финансовых рынков; международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; со­здание международных организаций в экономической и фи­нансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемир­ный банк, Всемирная торговая организация и др.

Формирование глобальной экономики порождает взаимо­зависимость экономик отдельных государств. Успех или кри­зис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть стано­вится бессильной перед глобальными процессами. Это подтал­кивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов, напри­мер, расширяющееся Европейское экономическое сообщество.

Последствия процесса глобализации

Позитивные Негативные
• Стимулирующее влияние на эко­номику: — появление возможности созда­вать товары в тех регионах ми­ра, где их производство обойдет­ся дешевле; — возникновение возможности ре­ализации товара там, где это даст максимальную выгоду; — снижение издержек производства; — появление возможностей для даль­нейшего развития производства; — рост прибыли; — концентрация усилий на разработ­ке новых передовых технологий; — плодами НТР могут воспользо­ваться страны, не имеющие воз можности вести собственные на учно-технические исследования. • Сближение государств • Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике • Возникновение социокультурно­го единства человечества • Насаждение единого стандарта потребления • Создание препятствий для развития отечествен­ного производства • Игнорирование эконо­мической и культурно-исторической специфики развития разных стран • Навязывание опреде­ленного образа жизни, за­частую противоречащего традициям данного обще­ства • Оформление идеи сопер­ничества: наиболее мощ­ные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономи­чески слаборазвитых странах • Утрата каких-то специ­фических черт нацио­нальных культур

По вопросу о становлении единого человечества существу­ют следующие точки зрения:

— Единство человечества — только кажущееся. Люди го­ворят на тысячах языках, исповедуют разные религии, при­держиваются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.

— Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.

— Мир един и многообразен. Чем сильнее тенденция к единству, тем ярче проявляется многообразие культур, обра­зов жизни, социальных ценностей. Одно не противоречит дру­гому. Единство человечества дополняет его многообразие.

Основные факторы единства современного человечества

Факторы Их последствия
Изменение средств коммуникации В единый информационный поток со­единились практически все уголки и ре­гионы планеты
Изменение транспорта Быстрота перемещения из одной части света в другую. Мир стал доступен для передвижения
Характер современ­ной техники Реальна угроза уничтожения всего чело­вечества
Экономика Производство, рынки стали действи­тельно мировыми, производственные связи превратились в основу единства современного человечества
Глобальные проблемы Их решение возможно только общими усилиями всего мирового сообщества

В современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое — как биологический вид, но и со­циальное — объединяясь в целостную всемирную социальную систему, и культурное — поскольку во взаимообмене дости­жениями различных культур образуется единая общечелове­ческая культура.

___ Образец задания

I A1.1 Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о последствиях процесса глобализации? А. Глобализация способствует целостности мира и его развитию. Б. Глобализация способствует распространению ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.

Тема 9. Глобальные проблемы человечества

Термин «глобальные проблемы» появился в научной ли­тературе в конце 60-х гг. XX в. Глобальные проблемы совре­менности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой обострение и уг­лубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — природа — общество».

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Главные (приоритетные) глобальные проблемы    
  Проблема мира и разору­жения, предотвращения новой мировой войны     Преодоление отсталости развивающихся стран  
Экологическая Демографическая
Энергетическая Сырьевая
Продовольственная Использования Мирового океана
ч   Мирового освоения космоса »/  
               

Основные направления разрешения глобальных проблем

Формирование нового пла­нетарного сознания. Вос­питание человека на прин­ципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах

Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, ус­ловий, приводящих к воз­никновению и обострению проблем

Концентрация усилий всех стран по решению глобаль­ных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейщих экологических технологий, общего мирово­го центра по изучению гло­бальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации

Вывод международного со­трудничества на новый качественный уровень

Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объек­тивной информации от каж­дой страны и международ­ных исследований необхо­димо для прогнозирования и принятия решений

Четкая международная система прогнозирования

С учетом наличного уровня общественного развития и осо­бой остроты стоящих перед человечеством глобальных проб­лем делаются различные социальные прогнозы перспектив человечества:

— Пессимистические прогнозы («экологический песси­мизм») связаны с тем, что разрешить Глобальные проблемы человечества нельзя, так как это потребует осуществления та­ких мер, которые реализовать практически невозможно (на­пример, приостановка роста населения, отказ от техничес­кого и технологического прогресса, снижение уровня потреб­ления и т. д.). Неотвратимость экологической катастрофы, «конца истории», гибели человечества.

— Умеренно оптимистические прогнозы («научно-тех­нический оптимизм») обосновывают тем, что научно-тех­нические открытия и технологические новации могут стать основой разрешения наиболее сложных из глобальных проб­лем. Условием для этого является принятие мировым сообще­ством концепции «устойчивого развития», согласно которой научно-техническая и технологическая революции должны быть подчинены интересам выживания, сохранения природ­ной среды существования человечества.

Образец задания

Найдите в приведенном ниже списке глобальные про­блемы современности и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) проблема образования народных масс

2) демографическая проблема

3) продовольственная проблема

4) торговая проблема

5) проблема использования космоса

6) научная проблема

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: 235.

В4.

Раздел 2. Духовная жизнь общества

Тема 1. Культура и духовная жизнь

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распрост­раненными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

— Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

— Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

— Ценностный подход: культура — практическая реали­зация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию че­ловечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, ре­лигии. В это время оно было близко по значению к понятию « цивилизация ». Понятие « культура » противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал чело­век, а природа — то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно опреде­лить как исторически обусловленный динамический комп­лекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле — процесс активной творче­ской деятельности, в ходе которой создаются, распределя­ются и потребляются духовные ценности.

В связи с существованием двух типов деятельности — ма­териальной и духовной — можно выделить две основные сфе­ры существования и развития культуры.

 

    Культура    
       
         
Материальная культура   Духовная культура
Связана с производством и освоением предметов и яв­лений материального мира, с изменением физической природы человека: матери­ально-технические средст­ва труда, коммуникация, культурно-бытовые соору­жения, производственный опыт, умения, навыки лю­дей и др.   Совокупность духовных ценностей и творческой де­ятельности по их производ­ству, освоению и примене­нию: наука, искусство, ре­лигия, мораль, политика, право и др.
             

Потребности общества и человека (материальные

или духовные), которые удовлетворяются произведенными

ценностями

Критерий деления

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно,-потому что в «чистом» виде они просто не су­ществуют: духовная культура может воплощаться и в матери­альных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

Основные функции культуры

Наименование функции Бе содержание
Познавательная Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе
Оценочная Осуществление дифференциации ценнос­тей, обогащение традиций
Регулятивная (нормативная) Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех облас­тях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
Информативная Осуществление передачи и обмена знания­ми, ценностями и опытом предшествующих поколений
Коммуникатив­ная Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совер­шенствование личности через общение
Социализации Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к са­мосовершенствованию

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту об­ласть бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельнос­ти, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практиче­ской деятельности, является особой формой отражения окру­жающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремле­ния и цели людей. Взятые в единстве они составляют духов­ный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общест­ва и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эс­тетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Структура духовной жизни общества

Духовные потребности

Духовная деятельность (духовное производство)

Духовные блага (ценности)

Представляют собой объек­тивную нужду людей и обще­ства в целом со­здавать и ос­ваивать духов­ные ценности

Производство сознания в особой общественной форме, осуществляе­мое специализирован­ными группами лю­дей, профессионально занятыми квалифици­рованным умствен­ным трудом

• Идеи, теории, образы и духов­ные ценности

• Духовные об­щественные свя­зи индивидов

• Сам человек как существо духовное

Социализация личности

Виды

Цель

Наука

Искусство

Религия

Воспроиз­водство об­щественно­го сознания в его целост­ности

Особенности

Его продуктами являются идеальные образования, . которые не могут быть от-чуждены от их непосредст­венного производителя

Всеобщий характер его по­требления, так как духов­ные блага доступны всем - индивидам без исключе­ния, являясь достоянием всего человечества

Образец задания

I A1. I Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура — совокупность ценностей, общий уровень ин­теллектуального, нравственного, эстетического развития лю­дей.

Б. Культура — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 1.

Тема 2. Формы и разновидности культуры:

народная, массовая и элитарная;

молодежная субкультура

Когда речь идет о многообразии культур, то оно пони­мается по-разному.

Типология культуры

Основа классификации Типы культуры
Связь с религией Культуры религиозные и светские
Региональная принадлежность Восточная и западная, средиземномор­ская, латиноамериканская
Регионально-этни­ческая особенность Русская, французская и т. д.
Принадлежность к историческому типу общества Культуры традиционного, индустриаль­ного и постиндустриального общества
Хозяйственный уклад Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриаль­ная культура
Сфера жизни общества или вид деятельности Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологи­ческая, художественная и пр. культуры
Связь с территорией Сельская и городская культуры
Специализация Обыденная и специализированная куль­туры
Уровень мастерства и вид аудитории Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры

Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, под­разумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

Культура

Основные формы

Элитарная   Народная   Массовая
Создается при­вилегированной частью общест­ва» либо по ее за­казу профессио­нальными творцами   Создается ано­нимными твор­цами, не имею­щими профес­сиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы)   Понятие, используе­мое для характерис­тики современного культурного произ­водства и потребле­ния (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия клас­сов, наций, уровня материального со­стояния, стандар­тизация культуры)

Разновидности

Субкультура   Контркулътура
Часть общей культуры, сис­тема ценностей, присущих определенной группе (половоз­растные: женская, детская, молодежная и др.; профессио­нальные: научное сообщест­во, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитае­мым занятиям в свободное время); религиозные; эт­нические; криминальная)   Оппозиция и альтернати­ва по отношению к гос­подствующей в обществе культуре (битники, хип­пи и панки; левые радика­лы; андеграунд и др.)

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества

Позитивное Негативное
• Утверждает простые и понят­ные представления о мире лю­дей, о взаимоотношениях меж­ду ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современ­ном, быстро меняющемся мире • Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскатель­ным вкусам «массового человека»

Окончание табл.

Позитивное Негативное
• Ее произведения не выступают средством авторского самовыра­жения, а непосредственно обра­щены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы • Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социаль­ных групп), что соответствует нашему времени • Отвечает запросам, потребнос­тям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической раз­рядке • Имеет свои вершины — литера­турные, музыкальные, кинема­тографические произведения, ко­торые уже по сути могут быть от­несены к «высокому» искусству • Ведет к стандартизации и унификации не только об­раза жизни, но и образа мыслей миллионов людей • Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере • Насаждает мифы в созна­нии людей («миф Золуш­ки», «миф простого пар­ня» и т. д.) • Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности • Используя современные СМИ, подменяет для мно­гих людей реальную жизнь, навязывая опреде­ленные представления и предпочтения

Критерием наличия и сформированности субкультуры яв­ляется совокупность всех ее параметров.

Составляющие и признаки субкультуры: знание (карти­на мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жиз­ни; социальные институты как системы норм; навыки, уме­ния, способы осуществления, методы; социальные роли и ста­тусы; потребности и склонности.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного ис­кусства» через некоторое время перестают быть новаторски­ми и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Молодежная субкультура часто рассматривается как де-виантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оп­позиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и свя­зана с развитием общества потребления, создающего все но­вые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстра-

тивного потребления. Ее возникновение связано также с по­вышением роли и значения свободного времени, досуга, во­круг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные экс­перименты с образом жизни, поиск иных, отличных от куль­туры взрослых, культурных оснований своего существования.

___ Образец задания

| Вв. | Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, ко­торые необходимо вставить на место пропусков.

«Первоначально во взаимодействии инновации и_______(1)

в культуре доминирующую роль играет последняя, закреп­ляющая и удерживающая медленно накапливавшиеся нов­шества. Причем эта система на ранних стадиях развития об­щества по необходимости характеризуется крайней жестоко­стью, не допускает и тени __________(2). Чем глубже в

прошлое, тем более мы видим человека запеленутым в рече­вые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и

__________(3), в формулы житейской__________(4),

практического___________(5), верований. Он разгружен

от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, по­чти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата,

стих, пропись, обобщенный художественный_______(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для запол­нения пропусков.

A) образ Е) рассудок

Б) поведение Ж) преемственность

B) демократия 3) традиция Г) новаторство И) мудрость Д) искусство

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите

под каждым номером букву, соответствующую выбранному

вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк

ответов.

           

Ответ: ЗВБИЕА.

Тема 3. Средства массовой информации

Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ).

Средства массовой информации представляют собой:

• Совокупность всех каналов передачи информации: пе­чать (газеты, журналы, бюллетени, информационные лист­ки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Ин­тернет.

• Совокупность всех жанров, посредством которых реали­зуется все содержание массовой информации: заметка; ин­тервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета; очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.

Средства массовой информации влияют не только на чув­ства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т. д., но и на то, в какой форме и какими спосо­бами они распространяются среди различных социальных групп, как проявляются в деятельности и поведении послед­них. Их огромная роль станет особенно очевидной, если учесть, что инструменты коммуникации и знания, как тако­вые, являются одновременно инструментами власти.

Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание широчайших народных масс. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общест­венное мнение в поддержку каких-то конкретных целей, кам­паний, того или иного политического курса и т. п. СМИ спо­собствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, идейно-политических установок и т. д. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизи­руют и формируют однородную культуру, унифицируют мне­ния, ориентации, установки, поведенческие ориентиры.

Словесное выражение информации, особенно для аудио­визуальных СМИ, не единственный и не всегда самый глав­ный элемент информационной деятельности. Всевозрастаю­щий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как средство передачи, но и как элемент культуры на­шего времени. СМИ приобретают роль основного агента про­изводства и распределения культуры.

Функции СМИ

Наименование функции Бе содержание
Коммуникативная Установление контакта с массовой аудито­рией как совокупностью субъектов, имею­щих цель получить информацию
Непосредственно-организаторская Отражение роли СМИ как «четвертой власти» в обществе
Идеологическая (социально-ориен­тирующая) Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стрем­ления, включая мотивацию поведения
Культурно-образо­вательная Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных цен­ностей, воспитание людей на образах обще­мировой культуры
Рекламно-справоч-ная Удовлетворение утилитарных запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества (сад, 'огород, туризм, шах­маты, коллекционирование и т. д.)
Рекреативная Создание условий для развлечений, сня­тия напряжения, получения удовольствия

Образец задания

1 ВЗ. | Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе­ние которого пронумеровано.

(1) На сегодняшний день пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни. (2) В совет­ский период в массово-информационной сфере не было такого разнообразия изданий и передач, представляющих весь спектр мнений. (3) Среди исследователей массовой коммуникации существует мнение, утверждающее, что в советское время ме­тоды воздействия на аудиторию носили принудительный ха­рактер. (4) На наш взгляд, демократическое общество прино­сит с собой иные модели воздействия на население, поскольку теперь работает не армейская иерархия, а игра на равных. Определите, какие положения текста носят: А)4>актический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

       

Ответ: ААББ,

Тема 4. Искусство, его формы, основные направления

Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства:

— биологизаторская — происхождение искусства из по­требности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, нахо­дящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели вы­сокой творческой деятельности;

— игровая — причины возникновения искусства в потреб­ности расходования человеком нерастраченной в трудовой де­ятельности энергии, в необходимости тренировки для усвое­ния социальных ролей;

— магическая — искусство — форма различных видов ма­гии, внедренной в повседневную деятельность еще первобыт­ного человека;

— трудовая — искусство — результат труда: полезные ка­чества произведенных предметов становятся объектом худо­жественного наслаждения.

Искусство — практическая деятельность человека, на­правленная на освоение и создание эстетических ценнос­тей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2314. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.018 сек.) русская версия | украинская версия