Каменского муниципального района 5 страница
Окончание табл.
Сегодня все чаще говорят о процессе «исламизации», который очень противоречив: с одной стороны, отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой — реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые бедствия. «Исламизация» — 1) содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира (Пакистане, Иране, Ливии), цель которых — построение «исламского общества»; 2) продолжающееся распространение ислама в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока, Образец задания I B2. I Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «религия». Верование; обряд; магия; знание; политеизм. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «религия». Ответ: Знание. Тема 8. Мораль. Нравственная культура Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль. Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характеру) — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Развитие норм морали
По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения: — натуралистический подход — мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития; — теологический подход — мораль дарована человеку Богом; — социологический подход — мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей; — культурологический подход — мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей. Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом. С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него. Моральные требования и представления: нормы поведения («не лги»; «не укради»; «неубий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм — индивидуализм; эгоизм — альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.). Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т. е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.
Окончание табл. I Что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного) Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего) Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos — обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы. Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него. Мораль и право: общее и различия
Окончание табл.
Важнейшие функции морали в обществе — Регулятивная — регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни. — Ценностно-ориентационная — утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. — Мотивационная — моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности. — Конститутивная (от лат. constitus — утвердившийся, установленный) — принципы нравственности — высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде. — Координационная — обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей. В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура. Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества. Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства — личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали. "Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:
Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов. Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы jec особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе).. Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности'
Окончание табл.
Таким образом, нравственная культура личности — это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка. Образец задания I C6. Проиллюстрируйте тремя примерами единство морали и права. Ответ: В качестве примеров, иллюстрирующих единство морали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и права единый объект регулирования — общественные отношения. Как нормы морали, таки нормы права исходят от общества. Нормы морали и права выделились из мононорм первобытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др. Тема 9. Тенденции духовной жизни современной России В дискуссиях по вопросу перспектив духовной жизни России в начале XXI в. можно выделить две основные идеи: 1) необходимо пойти по линии культурного сближения с западными странами и, осваивая их опыт и достижения, как и они, двигаться к будущей постиндустриальной цивилизации; 2) необходимо противостоять экспансивным тенденциям За- пада и искать свой особый, принципиально отличный от всех других, путь в будущее, соответствующий культурно-исторической специфике России и исключительности ее положения и роли в мире. Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России 1. Снижение нормативности культуры, что характерно.для переломных эпох. Расшатываются моральные устои, подвергаются пересмотру нравственные идеалы, распространение получили различные формы девиантного и асоциального поведения. 2. Бедность значительной части населения ведет к отстранению ее от активного участия в культурной жизни. У людей, озабоченных материальными проблемами, не остается ни сил, ни времени, ни средств для наслаждения достижениями духовной культуры. Шедевры высокого искусства — лучшие спектакли, концерты, книги, выставки — становятся доступными лишь людям с достатком, а малооплачиваемому большинству приходится ограничивать свои культурные запросы дешевой продукцией массовой культуры. Возможности приобщения народа к достижениям отечественной и мировой культуры сужаются, народ становится духовно беднее. 3. Требует внимания проблема культурного единства многонациональной Российской Федерации. В ней есть русская культура — культура русского народа — и национальные культуры других народов России. Можно ли отождествлять и рассматривать культуры народов нашей страны как субкультуры в составе русской культуры или же необходимо считать, что российская культура есть сочетание русской культуры с сосуществующими рядом с ней многими нерусскими национальными культурами? Решение данного вопроса очень значимо для понимания перспектив развития духовной жизни нашей страны. 4. Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реакция культурного отторжения. Заполнение российского рынка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития новых потенциалов в сфере российской культуры. 5. Как это ни парадоксально, но современная культура России соединяет несоединимое: коллективизм и индивидуализм, антизападнические настроения и стремление воссоединиться с мировой цивилизацией. Российская культура синтезирует в своем организме элементы различных культур. 6. Несоответствие уровня развития политической и правовой культуры общества требованиям жизни в демократическом правовом государстве. Это ведет к тому, что население недостаточно использует возможности демократии, не проявляет политической активности и т. д. 7. Осуществляется ломка культурных стереотипов, сформировавшихся еще в условиях доиндустриального общества. По-видимому нет оснований полагать, что эта ломка затронет коренные ценности и идеалы, составляющие специфическое ядро культуры. Однако далеко не все традиционные нормы, ценности и идеалы прошлого могут быть вписаны в контекст современности. Расшатываются вековые традиции, и трудно сейчас сказать, что из них устоит, а что падет жертвой на алтарь нового расцвета русской культуры. Образец задания | С7. | Бытует мнение, что массовая культура стала исключительно полезным для правящих элит инструментом регулирования социального поведения. Только ли этим ограничивается роль массовой культуры в современном обществе? Свою позицию аргументируйте. Ответ: Массовая культура — это канал манипулирования массами и стабилизатор, тормоз, придающий современному обществу необходимую устойчивость на крутых исторических поворотах. Именно в рамках массовой культуры передаются нравственные ценности, национальные традиции, происходит знакомство с подлинными вершинами культуры, пусть в адаптированном виде. Раздел 3. Человек Тема 1. Человек как результат биологической и социальной эволюции Проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Теория происхождения человека, суть которой заключи ется в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение). Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения. Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно. Человек — высшая ступень развития живых организ мое на Земле. Биологически человек принадлежит к млеко питающим гоминидам, человекоподобным существам, кото рые появились около 550 тысяч лет назад. Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует. Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека. Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др. Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству. Биологизаторский подход Социологизаторский подход Акцентирует лишь эволюци-онно-биологические предпосылки человеческой природы Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек — «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова Основные отличия человека от животного I * Человек обладает мышлением и членораздельной ре->ыо. Только человек может размышлять о своем прошлом, фитически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы. Коммуникативными возможностями обладают и некото->ые виды обезьян, но только человек может передать другим гюдям объективную информацию об окружающем мире. Лю-ш имеют способность выделять в своей речи главное. К тому •ке человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм. 2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности: — моделирует свое поведение и может выбирать различ ные социальные роли; — обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов; — выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы. 3. Человек в процессе своей деятельности преобразует ок ружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру. Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования. 4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда. 5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека. Человек — существо уникальное (открытое миру, неповто римое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала) Образец задания I А1.1 Выберите правильный ответ. Человек, согласно совре менным представлениям, есть существо 1)духовное 2)социальное 3) биологическое 4) биосоциальное Ответ: 4. Тема 2. Бытие человека Бытие — философская категория, обозначающая существование, реальность. Соответственно, бытием обладают не только явления природы, но и человек, сферы его деятельности. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия. Формы бытия Бытие процессов природы у а также вещей, произведенных челове-кому т. е. естественная и «вторая природа» — очеловеченная Бытие человека Бытие духовное: внутренний (духовный) мир самого человека, его сознание, плоды его духовной деятельности Социальное бытие: бытие человека в природе, истории, обществе _Г Индивидуальный аспект бытия человека Жизнь человека от рождения до смерти Личностный аспект бытия человека Включенность человека в культуру В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела. В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивилизованных странах фундаментальные права человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически. Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры (личностный. аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но руководствуясь исторически возникшими нормами и идеалами. Тем не менее считается, что индивидуальное бытие — основание для бытия личности. Социальное бытие может быть выражено в более широком смысле как бытие общественное. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения. Образец задания I А1. I Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о бытии человека? А. Индивидуальное бытие человека не зависит от его природных данных. Б. Индивидуальное бытие человека не зависит от общественно-исторических условий существования.
|