Студопедия — Корпоративное устройство средневекового общества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Корпоративное устройство средневекового общества






Социальная структура общества в Западной Европе строилось на идее сословного разделения, в которой каждая социальная группа занимала свое определенное место.

В Средние века понятие «сословие» имело широко значение, поэтому наряду с разделением общества на три сословия можно встретить и подразделение на двенадцать. Сословие – состояние, ordo (порядок), за этим определением стоит мысль о действительности, которая установлена Богом. Понятие «ordo» охватывало множество разнородных категорий: сословие (в современном понимании); профессии: гильдии купцов и ремесленные цехи; состояние в браке, наряду с сохранением детства, кровнородственные союзы, патриархальные и индивидуальные семейные группы; пребывание в состоянии греха; четыре придворных: хлебороб, кравчий, стольник, кухмейстер; церковников: священники, диаконы, служки; монашеские и рыцарские ордена; городские коммуны; сельские общины [9, с. 12]. Это общество корпоративно сверху донизу. Средневековый человек всегда член группы, с которой он тесно связан.

Каждая из этих групп, сословий, «орденов» (порядков) являет собой божественное установление, определенный орден мироздания. За каждым сословием признавалось те функции, благодаря которым оно проявляло полезность, священную обязанность. Кроме того, тесные «микромирки», коллективы, в которые были объединены индивиды, давали им защиту, помощь, и строились на основе взаимообмена услугами, поддержкой.

В некоторых из этих групп (сословиях) человек рождался, жил в их составе, проявлял активность, удовлетворял свои социальные потребности. Иные группы были менее тесными и не поглощали целиком своих членов, человек Средневековья мог принадлежать к разным корпорациям. Но он всегда, так или иначе, был соотнесен с корпорацией.

Социальные связи были, прежде всего, внутригрупповыми. В каждой группе существовал свой регламент – устав, статус, кодекс поведения, писанный или традиционный, строго обязательный для каждого члена коллектива, имелись и свои моральные установки, социально-политические идеалы. Регламент вырабатывался самой группой и основывался на принципах всеобщего согласия и самоуправления.

И хотя группа, в которую включался индивид, давала ему занятие, гарантировала соблюдение определенного образа жизни, обеспечивала его материальное существование, но поведение, строй мысли и взглядов индивиду не предлагались, а навязывались.

Стоит остановиться еще на одном моменте. М.К. Петров, говоря о традиционном обществе, определял его как общество, для которого характер профессионально именной тип кодирования. В данном случае сфера социального поведения приобретает профессиональный план. В этом обществе люди типизируются по группам – профессиям, но в рамках таких групп человек утрачивает различимость, становится похожим на членов своей группы. Люди в группе «равные», одинаковыми, неразличимыми земледельцами, гончарами, плотниками и др. [8, с. 41] (рис. 19).

Нарушители регламентов и кодексов осуждались морально, наказывались и изгонялись из группы, корпорации. Не важно, в какую сторону отклонялось поведение индивида от нормы. Имеем ли мы дело с крестьянином, который решил перейти в рыцарское сословие или с ремесленником, изготавливающим изделие лучшего качества, чем принято в цехе, или работавшим рациональнее и быстрее по сравнению с коллегами, его наказывали как и нерадивого мастера. Это можно объяснить тем, что общество корпораций могло себя воспроизводить только на прежней основе, вне изменения и развития, сознание индивида было подчинено коллективному сознанию группы.

Между корпорациями существовали неравноправные отношения, но внутри корпорации основывались на принципе равенства своих сочленов. В корпоративную группу объединялись люди не только одной профессии или одинакового рода занятий, но и равного социально-правового статуса. В рамках такой группы не было отношений господства и подчинения, социальные связи внутри группы строились по горизонтали. Принцип равенства в корпорации становился конституирующим признаком даже тогда, когда на практике он не соблюдался. Цеховое единство могло быть нарушено дифференциацией в среде мастеров, точно также как и равенство горожан в коммуне, - но идея равенства служила стимулом для ее восстановления.

Отношения индивида и корпорации были противоречивыми, т. к. с одной стороны, личность была определена жесткими ограничителями, но, с другой – воспитывала чувство собственного достоинства и солидарности членов корпорации, сознания их равенства.

Таким образом, социальная структура средневекового общества характеризовалась двумя принципами организации: отношения господства/подчинения (например, принцип вассалитета – система подчинения одних рыцарей другим) и корпоративными отношениями.

Основными сословиями в европейской средневековой цивилизации было крестьянство, рыцарство и духовенство, особое сословие составляли горожане. Господь повелел простому народу появиться на свет, чтобы трудиться, возделывать землю или торговлей добывать себе надежные средства к жизни; духовенству предназначено вершить дело веры; аристократия призвана возвеличивать добродетель и блюсти справедливость. Высшие задачи страны: поддержание Церкви, распространение веры, защита народа от притеснения, соблюдение общего блага, борьба с насилием и тиранией. Человеческие грехи препятствуют осуществлению идеала, но он сохраняется как мерило, основа общественного мышления.

Но разные сословия, группы, корпорации были объединены в целое не одинаково и по-разному определяли индивидуальность своих членов.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 527. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия