Студопедия — ЛЕКЦИЯ №8. Субъект и объект познания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛЕКЦИЯ №8. Субъект и объект познания






Теория познания, или гносеология — это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отно­шение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Познание можно определить как сово­купность процессов, обеспечивающих человеку возможность по­лучать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе. В истории философии вплоть до XIX в. определение по­нятия «познание» устанавливалось чаще всего путем сопоставле­ния знания с мнением и верой. В XX в. познание тоже оказалось производным от знания, причем крен в сторону истинного, науч­ного знания усилился. Наиболее приемлемым можно считать подход к познанию с позиции типов деятельности в пределах субъектно-объектных отношений. Деятельность субъекта расчле­няется, как известно, на три основных типа: практическую, цен-ностно-ориентационную и познавательную. Необходимо сопо­ставить последний тип с двумя предыдущими. В отличие от практической познавательная деятельность есть духовная дея­тельность которая по себе не изменяет вещественно-субъектные, материальные системы, не преобразует природу и общество. В пределах же духовной деятельности в отличие от духовной цен-ностно-ориентационной деятельности познание дает информа­цию не о ценностях, а о сущностях; акт оценки, включенной в эту деятельность, есть осознание того, что те или другие явления мо­гут удовлетворять наши потребности и интересы. В отличие от этой деятельности познание есть деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкрет­но-чувственных и понятийных образов. Знание же — результат познания. Видов познания будет столько же, сколько и видов зна­ния. Виды познания:обыденное, религиозное, мифологическое, художественное, научное, эмпирическое, теоретическое и др. Путь познания имеет свою собственную эволюцию от способа отражения через способ познания к научному методу. Эта эволю­ция принимает во внимание средства элементарного отражения, которые в основном одинаковы у человека и животного и разли-


чаются по степени развития. Осознание человеком способа поз­нания добавляет к его структуре новые элементы: понятийный аппарат, систему общелогических приемов познания, категори­альный каркас познания и его регулятор в виде системы принци­пов и логики познания. Метод познания — это творческая лабора­тория субъекта познания, ориентированная на способы самодвижения и саморазвития объекта познания. Метод опреде­ляется природой объекта и уровнем его освоения. Выделяют об­щелогические приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия и моделирование), методы чувственного познания (наблюдение, описание, измере­ние, эксперимент) и рационального (идеализация, формализация, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, метод мысленного эксперимента, единства исторического и логического) уровней познания. Также существуют формы научного и вненаучного познания.

Явления или процессы, на которые направлена познаватель­ная активность людей, называют объектом познания. Тот, кто осу­ществляет познавательную деятельность, становится субъектом познания. Это могут быть индивид, группа, общество в целом. В истории философии сложилось несколько моделей гносеоло­гических отношений субъекта и объекта. Одна из первых принад­лежит древнегреческому мыслителю Демокриту. У него субъект фигурирует не как объект познания, а как его образ. Образ — тон­чайшая оболочка тела, материальная копия объекта. Оторвав­шись от тела, он обретает самостоятельность. Образы исходят от всех вещей, растений и живых существ вследствие их энергично­го движения и теплоты. Образ, достигая органов чувств, вызыва­ет соответствующие ощущения. Представители философии объек­тивного идеализма ссылались на «непосредственную данность» объекта в мысли субъекта. Чувственному миру, возникающему на время, исчезающему насовсем, древнегреческий философ Платон противопоставляет идеальный мир как действительный и реаль­ный. Г. Лейбниц отрицает субстанциональную пропасть между Бо­гом и миром, утверждает принцип «предустановленной гармо­нии» как логической взаимосвязи всех вещей мира, непрерывности их развития и совместимости. Г. Гегель свое гно­сеологическое отношение к миру выстраивает на базе принципа тождества мышления и бытия, тождества логического и истори­ческого. В условиях тождества бытия и мышления взаимосвязь


субъекта с окружающим миром сводится к его чистой духовной активности. Объект же превращается в проявление, форму этой активности. Познание рассматривается как процесс конструиро­вания объекта усилиями человеческого ума, субъекта, вне рамок его чувствительной деятельности. Далеко не продвинулись пред­ставители философии материализма, рассматривавшие связь субъекта и объекта как чисто физическое отношение. При этом познание видится как результат одностороннего воздействия объекта на субъект. А в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний, определения их достаточно­сти для решения конкретной проблемной ситуации. В отноше­нии между знанием и объектом как источником знания есть свои проблемы. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое зна­ние всегда интенционально, т. е. направлено на свой объект. Во­прос о соотношении образа и предмета, знания и реальности яв­ляется основным вопросом гносеологии. Формой, связующей отношение субъекта и объекта, является образ. Образ субъекти­вен по восприятию, но объективен по содержанию. В истории философии сложились три варианта связи образа и объекта: об­раз есть совокупность наших ощущений (позиция субъективного идеализма); образ есть постижение разумом объективно суще­ствующих идей (объективный идеализм); образ есть субъектив­ное освоение объективной действительности, существующей не­зависимо от сознания субъекта (материализм). По отношению к субъекту образы подразделяются на чувственные и рациональ­ные. По отношению к объекту делятся на информационные и проективные. Из этого следует, что познание — сложный процесс, включающий различные формы субъективного освоения объек­тивной действительности.








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 414. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия