Использование различных систем координат
1. Абсолютные координаты Учитывая систему координат экрана, нужно указать место, в котором должна быть отрисована точка, например: LINE (300,120). Достаточно указать координаты только одной точки, и на экране будет проведен отрезок от ЕПС до указанной точки, которая после этого станет ТПС. Сразу после включения графического режима ТПС является точка в центре экрана. 2. Относительные координаты Эти координаты показывают величину перемещения относительно положения ТПС. Чтобы нарисовать новую точку, используя относительные координаты, надо использовать ключевое слово STEP, например: PSET STEP (-5,8). На экране появляется точка, положение которой будет левее на 5 и ниже на 8 точек относительно ТПС. Оператор LINE Оператор LINE предназначен для рисования отрезка, соединяющего две произвольные точки экрана. Отрезок может быть коротким или длинным, вертикальным, горизонтальным или диагональным. Общая форма записи оператора: LINE [(X начало, Y начало)] – (X конец,Y конец), цвет, где X начало, Y начало – координаты начала отрезка (необязательные параметры); X конец,Y конец – координаты конца отрезка (обязательные параметры), цвет - значение цветового параметра. Пример. REM SCREEN 2 LINE (50, 50) – (50, 150) LINE – (150,150) LINE – (150,50) LINE – (50,50) END В операторе LINE можно использовать относительные координаты для начала и/или конца отрезка, например: LINE STEP (10,-10) – (100,165) LINE (115,120) – STEP (-10,15) LINE STEP (-5,5) – STEP (5,-5) Оператор CIRCLE Оператор CIRCLE позволяет рисовать окружность в любом месте экрана. Общий вид оператора: CIRCLE (X центр,Y центр), радиус, цвет– абсолютная форма; CIRCLE STEP (X центр,Y центр), радиус, цвет – относительная форма, где X центр,Y центр - координаты или смещение центра окружности; радиус – радиус окружности, цвет – значение цветового параметра. Пример. Рисование окружности. REM Рисование окружности SCREEN 2 CIRCLE (100, 100), 25 END Рисование прямоугольников LINE (X начало,Y начало) – (X диагональ,Y диагональ), цвет, B; LINE (X начало,Y начало) – (X диагональ,Y диагональ), цвет, BF, где B – параметр, указывающий на рисование прямоугольника; BF – параметр, указывающий на рисование закрашенного прямоугольника; X начало,Y начало – координаты левого верхнего угла прямоугольника; X диагональ,Y диагональ – координаты правого нижнего угла прямоугольника. Пример. Рисование прямоугольников. REM Рисование прямоугольников SCREEN 1 LINE (10,20) – (135,20), 3 LINE (150,20) – (200,45), 3, B LINE (230,20) – (280,45), 3,BF В случае пропуска какого-либо параметра или параметров нужно сохранить необходимое количество разделительными запятыми, например, LINE (150,20) – (200,45),, B Рисование дуг, эллипсов и секторов Чтобы нарисовать дугу, эллипс или сектор окружности необходимо добавить новые параметры в оператор CIRCLE. Полная форма оператора выглядит следующим образом: CIRCLE (X,Y), радиус, цвет, начало, конец, коэффициент, где X,Y – координаты центра окружности; радиус - радиус окружности; цвет – ее цвет; начало – начальная точка дуги, заданная в радианах; конец – конечная точка дуги, заданная в радианах; коэффициент – отношение значений Y- радиуса и X- радиуса. Для рисования дуги необходимо добавить значения параметров начальной и конечной точек. Дуга определяется углом, который вырезается из соответствующей окружности. Значения параметров начало и конец задаются в радианах и должны иметь значения между 0 и 2p радиан. Пример. Рисование окружности. REM начало цикла для изменения параметров окружности FOR PARAM%=1 TO 3 FOR RADIUS%=3 TO 60 STEP 3 REM рисование окружности CIRCLE (50+50*PERAM%, 80), RADIUS%, PARAM% NEXT RADIUS% REM пауза FOR TIMES%=1 TO 2000 NEXT TIMES% NEXT PARAM% END Звуковые средства языка QBASIC Оператор BEEP Наиболее простой звуковой оператор, воспроизводящий короткий звуковой сигнал длиной в четверть секунды. Он может быть использован для привлечения внимания пользователя к определенному месту программы, например сигнализируя о вводе неправильного значения или сопровождая вывод сообщения об ошибке. Пример. INPUT “Введите число”, Х IF X<0 THEN BEEP: GOTO 40 S=S+X 40 END
|