Студопедия — Марксистский взгляд на человеческую природу
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Марксистский взгляд на человеческую природу






Так как Выготский пытался создать марксистскую психологию, прежде чем подробно рассматривать его работы, полезно будет кратко ознакомиться со взглядами самого Карла Маркса (1818-1883) на природу человека.

Замечания Маркса, касающиеся человеческой природы, немногочисленны и в основном встречаются в его ранних работах (Marx, 1844; Marx & Engels, 1846). Маркс признавал, что людьми движут биологические потребности, но подчеркивал, что человека отличает способность использовать орудия труда и самому производить продукты. Именно благодаря изобретению и использованию орудий человек может господствовать над окружающей природой, удовлетворять свои потребности, и в идеале — реализовать заложенный в нем творческий потенциал. Производство, подчеркивал Маркс, является в основе своей социальным процессом; люди объединяются, чтобы сажать растения и собирать урожай, обмениваться товарами, собирать машины и т. п.

Помимо этих общих замечаний Маркс мало касался вопросов человеческой природы. Более того, он утверждал, что ошибочно пытаться описывать природу человека абстрактно, в отрыве от социально-исторического контекста. Хотя человеческий род в целом отличает способность к использованию орудий труда и промышленному производству, условия труда претерпевают исторические изменения. К примеру, условия труда средневекового ремесленника и фабричного рабочего XIX в. существенно различаются. Поэтому, чтобы понять человека, мы должны понимать историю и динамику исторического процесса (Marx, 1845; Marx & Engels, 1846).

Историю Маркс рассматривает как диалектический процесс — череду противоречий, приводящую к их разрешению. Новые производительные силы (в частности, способы производства продукции) приходят в противоречие с существующей социальной системой, в результате чего устанавливается новая социальная система. Например, распространение фабричного производства в Европе XVIII–XIX вв. давало возможность зарождающемуся классу капиталистов накопить огромные суммы денег, но этому препятствовала устаревшая феодальная система. Результатом этого противоречия стало свержение феодальной системы и установление новой — системы свободного предпринимательства, позволявшей капиталистам зарабатывать любое количество денег (Магх, 1859; Магх & Engels, 1872).

Маркс считал, что его эпоха — вторая половина XIX в. — знаменует собой новую диалектическую фазу исторического развития. Система свободного предпринимательства уже начала сдерживать технологический прогресс. Разрешением этого конфликта должна стать коммунистическая революция, в результате которой рабочие захватят власть над производством и реорганизуют его на пользу всего общества.

Маркс, как и многие другие мыслители, почерпнул концепцию диалектики у Гегеля, но интерпретировал ее в совершенно ином смысле. Для Гегеля диалектика истории лежала в области сознания и идей; одни взгляды приходят в противоречие с другими, порождая новый синтез. Маркс же, напротив, считал, что конфликт идей — это лишь верхушка айсберга, реальные противоречия являются социально-экономическими по своей природе. А идеи и ценности, как правило, фактически служат для оправдания определенных социально-экономических интересов. Средневековая знать почитала верность и честь, а зарождающийся класс капиталистов воспевал дух свободы и соревнования, и оба сословия считали, что они олицетворяют собой высшие человеческие ценности. В действительности, и те и другие лишь расхваливали этические взгляды, оправдывающие их социально-экономические интересы.

Придерживаясь такой точки зрения, Маркс резко критически относился к тем ученым, которые пытались проанализировать природу сознания — человеческие взгляды, идеи и ценности, — считая, что они представляют собой независимую сущность. Маркс же говорил, что мышление людей зависит от материальных условий их жизни — от того, как они работают, производят продукты и обмениваются ими на том или ином этапе исторического развития.

Однако не только содержание мышления зависит от исторической эпохи, сами когнитивные способности (capacities) рода человеческого также изменяются в результате исторического, и прежде всего — технологического развития. По крайней мере так считал единомышленник Маркса, Фридрих Энгельс (1820-1895), который горячо отстаивал точку зрения, что развитие технологии, т. е. изготовления орудий труда на ранних этапах человеческой истории, породило такие уникальные человеческие проявления, как развитие интеллектуальных способностей и речи.

Энгельс об использовании орудий и человеческой эволюции. По мнению Энгельса, наши далекие предки обрели способность изготавливать орудия, когда спустились с деревьев и стали жить на поверхности земли. Новый образ жизни давал им возможность принять вертикальное положение тела, что освободило их руки для изготовления каменных приспособлений. Переход к изготовлению орудий труда расширил умственные способности человека. Люди стали открывать новые свойства природных материалов, таких как камень и дерево, в частности — свойство камня резать другие материалы. Люди также начали осознавать, хотя поначалу довольно смутно, научные принципы, лежащие в основе действия используемых ими орудий, такие как принцип рычага, а также действие массы и силы.

Использование орудий также привело к развитию новых способов кооперации и коммуникации. По мере технологического развития люди осознавали преимущества сотрудничества. В частности, они обнаружили, что могут более эффективно строить хижины или лодки, если будут работать сообща. Теперь им потребовалось средство общения друг с другом, выходящее за рамки рычания и жестов. У людей появилась необходимость давать друг другу команды, типа «поверни направо» или «тяни сильней». По словам Энгельса: «В процессе развития люди достигли стадии, когда им было что сказать друг другу». Так появилась речь.

В широком смысле, развитие технологии способствовало изменению отношения человека к окружающей среде. Имея в руках орудия труда, человек уже не был вынужден принимать среду такой, как она есть, — теперь он мог сам изменять ее. В частности, на определенном этапе люди перестали собирать плоды только там, где могли их найти; они начали расчищать землю и сажать растения и собирать собственный урожай. Новый вид деятельности породил планирование и прогнозирование. Эффективное земледелие требует планирования на месяцы и годы вперед. Такое предвидение, замечает Энгельс, далеко не всегда было развито у человека на столь высоком уровне, какой требовался для его жизнедеятельности. Однако, когда люди осознали возможности орудий и технологии, они стали изменять свою среду в соответствии с собственными планами и проектами.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 441. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия