Студопедия — ЩЕРБАТОВ МИХАИЛМИХАЙЛОВИЧ. многие в едино общество соединились, и начальники оных, не хотя един другому уступить, равную власть над соединенным обществом сохранили; или от
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЩЕРБАТОВ МИХАИЛМИХАЙЛОВИЧ. многие в едино общество соединились, и начальники оных, не хотя един другому уступить, равную власть над соединенным обществом сохранили; или от






многие в едино общество соединились, и начальники оных, не хотя един другому уступить, равную власть над соединенным обществом сохранили; или от превратившегося монаршического правления: по злоупотреблению могущества претерпевая утеснение и налоги, именитейшие из народа соединились и поврежденную сию власть разрушили, дабы самим властителями общества учиниться. Кажется, народное правление не толь от естества вещей, коль от обстоятельства произошло, ибо народ, чувствуя себя отягченна монаршическою или вельможною властью, отяготящее его низринул и сам властителем и правителем себе учинился.

Но не было и несть ни у единого живущего в градах народа точно чистого какого из сих правлений, но все единое с другим мешалось, ибо монарх не может править без вельмож, вельможи не могут править без начальника и без народа, ни народ без начальников сам себя управлять.

Афины, хотя имели народное правление, но были у них начальники под именем архонтов, также и сенат, который ареопагом называли. В Спарте были цари начальниками правления; а эфоры — сдерживающие власть царскую и дерзость народа, имеющего участие в правлении.

У Персов, хотя власть царская не ограничена была, но сатрапы могуществом и силою своею удерживали его самопроизвольные поступки. И наконец в древних народах Рим прешел все роды правления, но всякое смешанное было с другим: при царях имел сенат, и народ, коленами и сотнями собирался; по извержении царей, — два консула с сенатом, хотя вельможное правление составляли, но консулы занимали место царское, а народ, хотя сам не допущен был ни в какие знатные чины, но, собираясь в собрании, в чины патрикиев избирал и законы утверждал; а когда и превозмог патрикиев, и стал иметь право во все чины государственные вступать, однако те же из среды их происшедшие вельможами учинились и народом управляли; даже как пишась своей вольности при императорах, учинился позорищем всех зол и бесчеловечия. Упал сенат, твердость римского духа в слабости пременилась, монархия претерпела от внутренних и внешних неприятелей, народы победили и побежденные возстенали, история именами Калигул, Неронов и Гелиогабалей осквернилась.

Се есть касательно до древних народов, воззрим теперь на новые царствия. Франция имеет монаршическое правление; прежде были у нее государственные штаты, где три степени государственных чинов, то есть духовенство, благородные мещане, или третий род, собирались и о нуждах

Ϊ-

==522


ЩЕРБАТОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

государственных судили; ныне же токмо некоторые из ее провинций сохранили право собрания чинов, прочее же управляется парламентами, где присутствие перов, судей и стряпчих — последних большая часть из мещан — купно монаршическое, вельможное и народное правление представляет. Но нигде толь не цветет народная вольность под тенью монаршической власти, как в Англии; там вышнюю власть, ограниченную законами, имеет король; верхняя камора парламента вельможную власть представляет; а нижняя камора, единая могущая накладывать налоги, представляет власть народную; и все сии три власти в беспрестанных прениях между собою по раздельным их приватным пользам связаны непреоборимыми узами, равными стопами к благу общему шествуют.

Но, не продолжая далее, единым словом заключу, что несть царствия, несть республики, где бы не зрилось смешение сих трех властей, или, по крайней мере, двух.

Однако везде есть единая власть превосходящая, которой соответствует умоначертание народное и коей законы в рассуждении политического состояния соответствовать должны. Тако Франция есть монархия, Англия, не взирая, что имеет короля, есть правление республики; Швеция, Польша и Венеция суть вельможного правления.

Какое же умоначертание по разным сим правлениям в народе надлежит?- Монархия требует честолюбия, ибо единое нас честолюбие к престолу царскому привязует и побуждает человеку пред человеком делать низкости; в вельможном правлении требуется особливая добродетель, ибо кто хочет между равными себе иметь преимущество, тот должен добродетелью своею принудить их ему оное уступить. Таковы были Брутус, Цинцинатус, Павл Эмилий, Фабий и Марцелус. В народном же правлении не столь должно иметь добродетелей, сколь блистательных качеств и пронырства, каковы были Периклес, Цесарь и Кромвель.

Описав тако разные роды правительства, приступаю к самовластию, или деспотичеству. Правлением его назвать не можно, ни в род оных поместить, ибо оно не что иное есть, как злоупотребление монаршической власти: потому что монархия должна иметь свои основательные законы и сохранять все установленные, а самовластие, последуя единому своему хотению, по воле своей все законы разрушает. Монархия по установленному закону хранит жизнь, честь, имение и спокойствие своих граждан, а самовластие ни на что на сие не взирает, льет токи кровавые лучших своих подданных, чести их не сохраняет, не взирает на нежность сердец, имение

52~i

==523


ЩЕРБАТОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

по хотению своему отнимает и возмущает во всех частях жизнь и спокойство каждого гражданина; ибо, в самом деле, может ли тут кто спокоен быть, где никого поставленные законы не защищают? И я приравниваю живущих под самовластием людей тем мореходцам, которые в жестокую бурю лишилися кормила, мачты и парусов своего корабля и коих робкие служители с тяжелыми вещами кинули в море компас и все другие для примечания со деланные орудия. Плывет еще корабль, но при дыхании бурных ветров ни управляться не может, ни знать мелей и камней, ни места своего течения. Спокойны ли на нем сидящие? Иногда достигает счастливого пристанища, но то не правило, а нечаянность его доведет.

Несть в самовластии награждения за заслуги, а напротив того, самовластитель завидует блистанию оных.

Тако им преторы римские отменили победоносные входы своих победоносных воевод, повелевали себя провозгласить императорами за победы, которые не сами они одержали; быв погружены в сластолюбие и роскошь, за победы других венцом лавровым главу свою увенчали. Раздача чинов не с лучшим разбором чинится: Калигула лошадь свою консулом сделал. А может быть, и много людей, не лучше лошади стоящих, самовластители в вышние чины произвели. Добродетели, достоинства там утесняются, ибо каждый самовластитель в добродетельном и исполненном достоинств человеке мнит зрить явного себе укорителя; наконец, разум затушается, ибо вредно самовластию, чтоб кто вникал во взаимственные права, сочиняющие основания общества, и умными бы очами воззрил на состояние свое.

Таково есть деспотичество, таковы суть его вредные следствия. А потому я и заключаю, что в просвещенном народе оно быть не может. А ежели оно и случится, не может быть продолжительно. Хотя, может статься, какие посторонние обстоятельства и учиняют его продолжаться несколько боле, нежели бы надлежало, но сие токмо ему жесточайший конец приготовляет. Ибо, в самом деле, если всякий рассмотрит обязательства свои к Божиему закону, к отечеству, к самому себе, к семье и ближним своим, то узрит, что долг и благосостояние его влечет его низвергнуть сего кумира, никогда твердых ног не имеющего.

Деспотичество — не яко другие вышепоказанные правления, которые примешением единого роду к другому исправление себе чувствуют; но все, что к сему нечистому сосуду ни коснется, все ядом сим заражается и все обращается в общественный вред. Учреждены ль какие правительства, — те все взирают более на самопроизвольное хотение

^

==524








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 341. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия