Студопедия — Щербатов михаил михайлович
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Щербатов михаил михайлович






(1733—1790)—князь, русский общественный и политический деятель, историк и публицист. Происходил из древнего и богатого рода Рюриковичей. Получил разностороннее домашнее образование. После службы в армии в 1762 г. вышел в отставку. Был депутатом комиссии о сочинении проекта Нового уложения (1767—1768). В дальнейшем — на государственной службе. В 1778г.—президент камерколлегии. В 1779 г.— сенатор, с 1788 г.— в отставке.

В 1759—1760 гг. опубликовал ряд статей, в которых заявил о своей социально-политической позиции. Щербатов — оппозиционер дворянско-консервативного направления, ревностно защищал сословные привилегии родовой аристократии. Много писал и печатался в 70-е гг. В 1784 г. издал утопический роман «Путешествие в землю Офирскую», получивший широкую известность. В нем/он нарисовал свой идеал монархического государства, опорой которого выступали, с одной стороны, родовая земельная аристократия, а с другой — крепостное крестьянство. В конце 80-х гг. Щербатов написал сочинение «О повреждении нравов», в котором резко обличал деятельность российских монархов, начиная с Петра I, особенно «славолюбие» Екатерины II. Щербатов вновь выступил против абсолютной монархии, ведущей к деспотизму, правовому беспорядку, упадку нравственности. Он последовательно отстаивал и развивал свои взгляды в многотомной «Истории Российской от древнейших времен» (доведена до 1610 г.). Всячески возвеличивал роль родовой феодальной аристократии.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ВООБЩЕ

Страсть или побуждение государей и прочих правителей государств увенчить свое имя разными законами — в виде ли, чтобы разлить благодеяние свое на многие роды

5 il)

==519


ЩЕРБАТОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

человеческие и сделать благословенно и прославленно имя свое на многие веки, или самолюбием побуждении желают сего рода славу, яко наиболее пребывающую, себе приобрести, — есть почти общая. Не вхожу я в таковые внутренние расположения сердец человеческих и охотно желаю к единым добрым намерениям и к склонности хорошо расположенной души приписать желания новыми законами облагодетельствовать народ.

По вышеписанному довольно видно, что колико есть государей, колико есть вельмож, колико есть правителей республик, колико есть участвующих в сих правительствах, и даже философы, более упражненные в своих кабинетах, нежели известные о гражданских обращениях, все желают законодателями быть или к законодательству споспешествовать. Но многие ли вникли в те обстоятельства, которые должны быть основанием законов? Взяли ли весь надлежащий труд сообразить политические и гражданские законы с божественными и с естественными? Рассмотрели ли умоначертание народное и расположение страны? вникнули ль в пребывающие законы, и с какими намерениями они были соделаны, и в самые обычаи? И мудро умеют ли соединить пользы народные с пользою государевою и государства?

Все сии суть такие обстоятельства, которые многотрудной работы и многого времени требуют. Государь и вельможа, быв заняты другими текущими делами, не могут на все сии пространные обстоятельства довольного внимания дать, а и самые собрания часто ко многим страстям подвержены, от чего и происходит, что многожды законы обнародуются непонятные (самим) судьям, неудобоисполнительные, противуборственные другим, которые пребывают, и отяготительные, а от сего или в неисполнении остаются, или подают способ судьям по изволению своему в суждении дел их прилагать, или отягощают и в ропот народ приводят; и не благом или доброй славой, но несчастиями народными увенчают [такие законы] имя дерзких законодателей, которые, забыв, что должны пред Богом и о малейшем соделанном ими зле строгой отчет дать, и, упоясь самолюбием и лестью окружающих'их, мнят единые возмочь обнять сию необъемлемую разумом единого человека пространность, единые т. е. без помощи других] законы сочиняют, предают имя свое в посмеяние, а народ в несчастие ввергают.

Я не законодатель, не льщу себя иметь таковые удобности, но есмь простой гражданин, чувствующий и разделяющий народную тягость, прилежавший к познанию законов моего отечества и по собственным моим делам, равно и по

Ϊ-

К оглавлению

==520


ЩЕРБАТОВ МИХАИЛ МИХАИЛОВИЧ

употреблению, где я имел честь быть по благости монаршей, имел случай несколько понять о законодательстве моего отечества; желаю, яко жертвою душевною, доброго гражданина мысли, какие мне встретились, начертать — не для того, чтобы видели они свет, но чтоб, по крайней мере, дети мои со временем узнали о мыслях их отца, исправили бы мои заблуждения и последовали бы тому, что полезное для отечества найдут; а общим бы образом научились тому рвению и усердию, которое меня ежечасно к службе отечества моего побуждает, кое влагает новый жар в охладевшую мою кровь и ослабевшее болезнями тело мое возбуждает.

Сего ради разделяю труд свой на следующие части: 1-е, как должно сочинять законы; 2-е, что они должны быть сходны с Божественными и с естественными; 3-е, что в них должно наблюдать в рассуждении политического состояния государств; 4-е, различить в них состояния людские; 5-е, чтобы были не противоречительны и просты; 6-е, предохранить безопасность личную и имений; 7-е, ничего не налагать, что весьма отяготительно или неудобоисполняемо быть может; 8-е, упредить злоупотребления. [...]

Часть третья

ЧТО ДОЛЖНО В ЗАКОНАХ НАБЛЮДАТЬ В РАССУЖДЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВА

Дабы приступить говорить о сей причине, надлежит сперва рассмотреть о разных родах правления и может ли в Европейском государстве быть долгопродолжительное самовластие; дабы потом предложить мысли мои, каковы должны быть законы в монаршическом правлении.

В рассуждении политического положения обыкновенно разделяют роды правления на три рода, которые хотя по смешению между собой и многие другие составляют, но со всем с тем главное основание в каждом одно из сих трех родов составляет, ибо самовластие не есть род правления, но злоупотребление власти.

Сии же три рода суть: правление монаршическое, вельможное и народное. Все они естественные начала имеют: монаршическое является быть древнейшим и происходит начально от власти отцов родов над потомством их; вельможное или от того, когда рассеянные малые семьи, не могши какому сильнейшему неприятелю сопротивляться, 52~1

==521








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 399. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия