БИЕЗБАРДИС
Каспар Биезбардис (1806—1886) — публицист, мыслитель и общественный деятель. В 1826 г. окончил педагогика-филологическую семинарию при Дерптском (ныне Тартуском) университете,
в 1832 г. поступил на философский факультет, однако проучился на нем всего один год. В Вильянди (Эстония) проходит двадцатилетняя педагогическая деятельность К. Биезбардиса. По возвращении в Ригу в 1854 г. вплоть до середины 70-х годов Биезбардис принимает активное участие в младолатышском движении. В Баутцене (Германия) вышли в свет работы Биезбардиса «Положение и своеобразие прибалтийских губерний России» (1865 г.) и «Язык и борьба за образование в прибалтийских губерниях России» (1865 г.). В 1875— 1876 гг. Биезбардис издает и редактирует еженедельник «Мир и природа», в котором были опубликованы его статьи «Материализм и спиритуализм», «Материя и сила», «Движение» и др. В 1883 г. он переезжает в Москву, где проходят его последние годы жизни. В философском развитии Биезбардис шел к материалистическому мировоззрению посредством преодоления религии, агностицизма Канта и идеализма Гегеля. Путь его к материализму был сложен и противоречив. Положительное влияние на Биезбардиса оказала идеалистическая диалектика Гегеля. Однако он не вышел из рамок метафизического механистического материализма. В основе мира, по Виезбардису, лежит материя, или телесность, состоящая из неделимых атомов вещества. Неотъемлемым свойством материи служит движение. Причину движения он усматривает в силе притяжения тел, или в третьем законе Ньютона. Объективно закономерное движение материи происходит в трехмерном пространстве и времени. Центральное место в мировоззрении мыслителя занимает вопрос о познаваемости мира. Это было обусловлено необходимостью утверждения силы человеческого разума в познании нас окружающего мира и развенчания догматов 'лютеранской церкви, учившей все брать на веру. Биезбардис с буржуазно-либеральных позиций подвергает острой критике пережитки феодализма и настаивает на развитии Прибалтики как составной части России. Биезбардис не мыслил себе экономическое и культурное развитие латышского и эстонского народов вне тесной связи с Россией и русским народом. Тематическая подборка и перевод с латышского и немецкого языков фрагментов из произведений К. Биезбардиса осуществлены автором данного вступительного текста Μ. Η. Сочневым по изданиям: 1) «Pasaule an Dabä», 1875, N 1—22; 2) Pasaule an Dabä», 1876, N 10; 3) «Peterburgas Avlzes», 1862, N 3; 4) «Mäjas Viests», 1862, N 4; 5) «Mäjas Viesis» 1863, N 26; 6) K. B iezbardis. Zustände und Eigentümlichketten in den Baltischen Provinzen Russlands. Bautzen, 1865. [МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ] Новейшая философия природы отстаивает материализм, т. е. телесность без бога (1, № 6, стр. 46). Материя для нас не может быть ничем другим, как тем, чем она нам проявляется. Она проявляется нам прежде всего как то, что вовне (пространстве) занимает свое место таким образом, что другая вещь одновременно не может находиться в том же самом месте. Все наблюдаемые вещи находятся где-нибудь вовне. Это «где-нибудь», иначе часть пространства, занимаемую вещью, мы называем местом (1, № 18, стр. 142). Проявление и превращение всех физических тел выражается в движении, принимающем в пространстве путь в каком-либо направлении. [...] Движущаяся вещь на своем пути не в состоянии одновременно быть в двух местах; время пройдет, пока она из одного места достигнет другого. Движение обнимает все вещи в природе, и поэтому можно сказать: материя, или телесность, есть то, что вовне передвигается (1, № 22, стр. 174). Здесь напомним, что естествоиспытатели надеются все проявления [вещей], через которые нами воспринимаются свойства, объяснить посредством движения, присущего всякой мельчайшей частице вещи. Такие мельчайшие частицы вещи называются первочастицами (молекулы или атомы) (1, № 10, стр. 82). Каждая вещь имеет свой образ (форму) и свою телесность. Форма не может быть бестелесной, и телесность — бесформенной. Что такое форма? Так или иначе отграниченное пространство. Что такое телесность? Так или иначе заполненное пространство (1, №11, стр. 88— 89). Количество телесности, имеющейся у какой-либо вещи, называют словом «масса». [...] Вес служит массе мерой. Чем больше массы, тем больше вес, и этот вес является той общей силой, без которой не может быть движения (1, № 11, стр. 89). Тяжесть является одновременно общим свойством телесности, и ею обладают не только твердые тела, но жидкие и газообразные (1, № 14, стр. 109). Во всей природе господствует закон: сила притяжения двух тел прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними (1, № 14, стр. НО). Мы привыкли все то, посредством чего возникают все превращения вещей в природе, называть силой, а также называть силой то, что препятствует этим превращениям. В физике принято говорить о двух силах в каждой телесности, или материи, без которых ни одна вещь не может существовать. Разумеются сила притяжения, удерживающая телесные частицы вместе, одну частицу с другой, и сила отталкивания, не позволяющая одной материи быть там, где находится вторая. Очевидно, что обе эти силы представляют собой одну и ту же силу, ибо частицы, удерживаемые вместе, существуют посредством притяжения и отталкивания; силы притяжения и отталкивания стоят одна с другою вместе и в противовесе. Действие и противодействие обнаруживаются между всеми материями (1, № 18, стр. 143). В мире еще много таких вещей, которые нами могут быть поняты только посредством «устойчивого покоя и устойчивого движения» (1, № 2, стр. 15). [ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО] Твое тело можно положить на весы и взвесить, но не твой дух, твои мысли, твои чувства... Они не могут быть взвешены и объяснены фунтами и пудами (2, стр. 76). Если бы у души отсутствовали все чувства, не знаем, чем она тогда была бы, ровно «пустой пустотой»: душу мы глазами не видим, ушами не слышим, носом не обоняем, языком на вкус не пробуем, пальцами не осязаем и мозгом не чувствуем... Все органы — ее слуги: глаза, уши, нос, язык, пальцы, мозг—это ее мудрые вестники и судьи; они, как говорим, ее чувства. Человек, оставайся с человеческим разумом, что твои чувства вместе говорят, пусть это будет твоей полной истиной и правдой, этому верить ты рожден в мире (3, стр. 25). Все наше знание о мире и природе основывается на наших внешних чувствах. Мы видим с помощью своих глаз, мы слышим с помощью наших ушей, мы чувствуем своим телом или, как принято говорить, мы осязаем с помощью наших рук, мы обоняем носом, вкус различаем языком. [...] Эти наши внешние чувства приносят нам сведения извне. [...]
Из упомянутых телесных воздействий возникает наше знание. Наше знание есть прежде всего восприятие только этих воздействий и затем знание об этих воздействиях. Вещи мира и их сущность не входят в наши глаза и через них в наш мозг, вещи остаются там, где были, но они доставили нашим пяти вестникам те воздействия, с помощью которых мы в своей духовной деятельности рассуждаем. [...] Вещи для нас есть то же самое, что и их свойства (1, № 10, стр. 81-82). Все наше естественнонаучное знание основывается на наблюдениях. Что мы не наблюдаем, то остается для нас неизвестным. Можно с уверенностью сказать: не только естественнонаучное, но все наше знание покоится на наблюдениях. Наши наблюдения не являются одинокими, они стоят одно с другим в многократных связях; и эта связь может быть проверена, до того мы не осмеливаемся говорить о настоящем, истинном знании и понимании вещей (1, № 6, стр. 48). Я однажды уже отмечал, что вода уготовила место зарождения организмам, сделала землю обитаемой и плодородной (1, № 16, стр. 127). С точки зрения существования тела человека действительно трудно отличить от животного, но, рассматривая его духовное бытие, обнаруживаем много положительных особенностей. Душа не одинакова у человека и животных... Отметь, человек, что речь — всего более заметная материальность твоей души, они вместе, одна в другой, составляют твою духовную деятельность (4, стр. 30-31). Итак, мы видим, что не от воли человека и не от его желания произошли упомянутые жизненные устройства, но лишь посредством условий земли, где группы людей поселились (5, стр. 207). Для сохранения жизни необходимо пропитание, забота о пропитании порождает хозяйство, поэтому человек не может жить в мире без хозяйства (1, № 10, стр. 78). Мы, лифляндцы, курляндцы и эстонцы, живем в стране, полной отмерших учреждений, остатков феодализма (6, стр. 5). Особые феодальные привилегии и эгоистические интересы привели Прибалтику к экономическому и культурному отделению, в котором мы давно бы потерялись, если бы в России не нашли новые жизненные силы (6, стр. 51). РАЙНИС Ян Райнис (1865—1929) — крупнейший представитель революционной общественной мысли Латвии конца XIX в., великий латышский революционный поат и выдающийся мыслитель. В 1888 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. В начале 90-х годов он становится одним us виднейших идейных руководителей революционного крыла «Нового течения». Материалистические взгляды Райниса складывались в значительной степени под влиянием Герцена и Чернышевского. Впоследствии ре- [ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ] Как песне древней мне найти названье? Как передать словами пленными, Когда умом не охватить звучанья Той, что наполнила Вселенную? Той, что в заре, в закате, в ветре, в небе, Той, что гремит в раскате громовом, Той, что сквозь лед ведет зеленый стебель, Что в каждой смене, смерти, — и во всем: В рожденье солнц, в пространстве мировом. В ней отзвук шествия той силы вечной, Что сквозь бесформенность и мрак идет, Растет Вселенная в противоречьях, К единству приводя круговорот. Зови ее движеньем иль борьбою, Потоком грозным, жгучим пламенем, — Всем: жизнью и восстаньем, и весною. [...] Не только жить, не только отражать, Не быть кустом иль заводью зеркальной, • Но жизнь творить и вечно подымать. [...] Старому рост не под силу, Смертью оно изменяется, Старое надо разбить, В этом лишь к новому путь. [...] Вступайте в бой, чтоб победить Или погибнуть. [...] Класс основной, тебе Служить бойцом — где честь найдется выше? Твой К всечеловечеству и Солнцу путь прямой. [...] Горячих много Замрет сердец, И много смелых Сразит свинец.
Задушит многих Ночной кошмар, Пока взовьется Из искр пожар [...] Погибнут сотни, Но вместо них Немало тысяч Придет других. Замолкнет голос, Но в тот же миг Другие десять Подхватят крик (стр. 851—853).
Карл Роберт Якобсон (1841—1882) — один из видных представителей буржуазно-демократического направления в истории общественной мысли Эстонии. Его взгляды сложились под влиянием русской демократической мысли; с большим интересом он читал книгу В. В. Берви-Фле-ровского «Положение рабочего класса в России» и высоко ценил ее.· По своим философским взглядам К. Р. Якобсон в основном был материалистом и атеистом. Идеалистическому мракобесию балтийских баронов и пасторов Якобсон противопоставлял естественнонаучное мировоззрение. В мировоззрении Якобсона имелись также элементы стихийной диалектики. Он сделал известный шаг вперед в понимании того обстоятельства, что борьба противоположностей является стимулом развития. В работах «Галилео Галилей», «Ян Туе», «Джон Уиклиф» и других борьба между старым и новым представлена в виде борьбы между «царством тьмы» и «царством света». В книге «Галилео Галилей» Якобсон бичует церковников и характеризует Галилея как одного из «великих борцов за царство света». Резкой критике подвергал Якобсон официальную концепцию историков о «культурной миссии» немецких захватчиков. В русском народе он видел естественного союзника в борьбе за
освобождение эстонского народа от гнета немецкого дворянства и духовенства. Фрагменты us работ К. Р. Якобсона подобраны автором данного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по изданию: «История философии в СССР», г. 3. М., 1968. [ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ] [...] Вопреки закону природы, который большая часть людей называет «волей божьей», не происходит ничего. [...] [...] Природа и учение о ней имеют прочную, как скала, основу... Это учение может и должно стоять на своих собственных ногах. [...] [Задача состоит в том], чтобы всеми мерами подорвать авторитет духовенства, которое является везде чумой человечества. [...] Как Вы знаете, я не верю в эти сказки, но я верю в то, что человек может превратить этот наш мир в царство небесное на земле. [...] Я все более и более убеждаюсь в том, что только в дружбе с русскими мы придем к тем целям, которых добиваются лучшие люди нашего народа (стр. 539).
|