Студопедия — АНТИФОНТ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АНТИФОНТ






-1 Антифонт (2-я половина V в. до н. э.) — один из первых профессиональных учителей философии и ораторского искусства. Основная идея Анти­фонта — противопоставление действительно су­ществующего и существующего во мнении людей. В сочинении «Истина» Антифонт излагал астро­номические и метеорологические взгляды (уче­ние о происхождении мира из вихря) и, развивая идеи элейской школы, утверждал, что «все есть единое». Антифонт отрицал объективное сущест­вование единичных вещей и времени. Этику Ан­тифонт понимал как «искусство быть беспечаль­ным». Антифонт признавал равенство всех людей по природе: «От природы мы все и во всем устроены одинаково — и варвары и эллины», «все мы ды­шим через нос и рот и едим руками». Природу Ан­тифонт ставил выше закона и противопоставлял ее государственной власти и общественным уста­новлениям.

Аэций 122,6. [Антифонт]: время есть наша мысль или мера, а не сущность.

Oxyrb. Pap. XI № 1364- (1) Справедливость [за­ключается в том, чтобы] не нарушать законы госу­дарства, в котором состоишь гражданином. Так, че-

* 163

ловек будет извлекать для себя наиболыпе пользы из применения справедливости, если он в присутст­вии свидетелей станет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь же наедине, без свидетелей, [будет следовать] законам природы. Ибо предписания за­конов произвольны, [искусственны], [веления же] природы необходимы. И [сверх того], предписания законов суть результат соглашения [договора лю­дей], а не возникшие сами собой [порождения при­роды); веления же природы суть самовозникшие (врожденные начала), а не продукт соглашения [лю­дей между собой]. (2) Итак, тот, кто нарушает зако­ны, если это остается тайным от (остальных] участ­ников соглашения, свободен от позора и наказания; если же [его противозаконный поступок] открывает­ся, то его постигает позор и кара. Но если кто-ни­будь попытается насильственно нарушить что-ни­будь из коренящихся в самой природе [требований], идя против [естественной возможности], то, если это и остается скрытым от всех людей, бедствие [от этого для него самого] будет ничуть не меньшим и нисколько не большим, чем в том случае, если это псе увидят. Ибо (в этом случае] вред причиняется не вследствие мнения [людей], но поистине. Вообще же рассмотрение этих [вопросов] приводит к выво­ду, что многие (предписания, признаваемые] спра­ведливыми по закону, враждебны природе [челове­ка]... (4) Что же касается полезных [вещей], то те из них, которые установлены [в качестве полезных] за­конами, суть оковы [для человеческой] природы, те же, которые определены природой, приносят [чело­веку] свободу... (5) [В поступках, противоречащих природе], заключается [причина] того, что люди страдают больше, когда можно было бы меньше страдать, и испытывают меньше удовольствий, ког­да можно было бы больше наслаждаться, и [чувству­ют себя] несчастными, когда можно не быть тако­выми.

Fr. В. (1) Тех, которые происходят от знатных ро­дителей, (2) мы уважаем и чтим, тех же, которые не из знатного дома, мы не уважаем и не почитаем.

В этом мы поступаем по отношению друг к другу как варвары, потому что по природе мы все во всех от­ношениях равны, притом [одинаково] и варвары, и эллины. [Здесь] уместно обратить внимание на то, что у всех людей нужды от природы одинаковы... И в самом деле, мы все [одинаково] дышим воздухом — через рот и нос и едим мы все [одинаково] — при по­мощи рук.

risked

СОКРАТ

Сократ (ок. 470—399 Д<> н. э.) — древнегреческий философ, один из основателей диалектики как ме­тода отыскания истины путем постановки наводя­щих вопросов. Он вел жизнь философа — жил непри­тязательно, но имел досуг. Был плохим семьянином, не заботился ни о жене, ни о трех своих сыновьях, родившихся у него поздно. Все свое время посвящал философским беседам и спорам. Излагал свое уче­ние устно. Главные источники сведений о Сокра­те — произведения его учеников Ксенофонта и Пла­тона.

Сократ был приговорен к смертной казни по офи­циальному обвинению за «введение.новых божеств и за развращение молодежи в новом духе» и должен был выпить «государственный яд» — цикуту (Conium imciilatum, болиголов пятнистый).

liro жизнь и его учение произвели глубочайшее впечатление на современников, о чем лучше всего свидетельствует то обстоятельство, что почти все по-слеаристотелевские школы греков: стоики, эпику­рейцы и даже скептики — рисовали портреты мудре­ца или счастливого человека с Сократа, и они имели на то право, ибо сам Сократ признавал себя счастли­вейшим человеком (Ксеноф. Восп., Г/, 8).

Из двух главных источников знаний о жизни и фи­лософии Сократа — «Воспоминания» Ксенофонта и «Диалоги» Платона — первый имеет то несомнен­ное преимущество, что он изображает действитель­ного, а не идеализированного Сократа. Ксенофонт старается передать подлинные слова своего учителя, и образ, нарисованный Ксенофонтом, делает вполне

понятной ту высокую оценку, которую Сократ обрел во всех последующих поколениях людей.

Учение Сократа внешне походит на учение софи­стов, и он нередко прибегал к приемам софистики. Так, например, для того, чтобы принизить Эвтидема, гордящегося своим образованием, Сократ сбивает молодого человека с толку и показывает ему, что он ничего не знает, и, только когда Эвтидем стал после­дователем Сократа, когда Сократ нашел в нем стрем­ление к совершенствованию, тогда Сократ перестал мучить его вопросами и начал сообщать ему поло­жительное учение. Учению Протагора об относи­тельности нашего познания Сократ противопоста­вил учение о правильном разуме. Истина, говорит Ксенофонт (Восп., IV, 6—7), обнаруживалась тем пу­тем, что Сократ возводил речь к самому принципу, и это возведение он производил с безусловной про­стотой, исходя из общеизвестных положений, в ко­торых он старался указать неясности и противоре­чия, требующие примирения в более высоком об­щем начале.

Вера в разум как критерий истины и лжи приводи­ла Сократа к принятию общепризнанных положе­ний, согласных с разумом. Разум для Сократа не выра­жался в индивидуальной мысли, годной для опреде­ленного человека, но, будучи общим для всех людей, он должен был приводить к признанию общегодной истины. Общегодность не есть еще истинность, но общегодностью можно было воспользоваться для опровержения софистики, которая строила свои вы­воды на том, что рассматривала разум как индивиду­альную способность.

Сократ мог бы найти в своем учении основание, чтобы придать своему положению о том, что истина заключается в правильно определенных понятиях, иное, более глубокое обоснование, но у Ксенофонта мы этой попытки не находим. В этическом учении, напротив, это основание обнаруживается весьма яр­ко. Он не учит ничему, чего бы он не нашел в созна­нии греков, в греческой жизни: он постоянно повто­ряет, что к счастью ведет только один путь, а именно

добродетель, что все добродетели в существе тожде­ственны, что они суть лишь формы одной основной правды, как все пороки проистекают из одного ис­точника — лжи. Для того чтобы достигнуть этой еди­ной добродетели, нужно найти ее прежде всего в са­мом себе, — отсюда первое требование: познай само­го себя; когда это достигнуто, тогда легко внести правду и во все отношения к другим людям. Найти правду можно только размышлением, постоянным анализом своих поступков и суждений, и это размы­шление показывает, что добро и красота тождествен­ны (Ксспоф. Восп., III, 8). Но то, что прекрасно и хоро­шо, в то же самое время и полезно. Если все доброде­тели коренятся в знании, то истинная сущность мужества, умеренности и справедливости состоит в знании (Ксеноф. Восп., IV, У), без знания же природ­ные дарования делают человека только более неспра­ведливым и способным делать зло. Но если сущность добродетели заключается в знании, то этим опреде­ляется и путь приобретения добродетели. Сократ весьма ценил природные, прирожденные качества, как, например, благородное происхождение, но они без науки и постоянной работы бесплодны (Ксеноф. Восп., II, 6, и III, 9). Люди по природе различны и раз­лично одарены, но наука может усилить и исправить природ! ibic данные. Это справедливо не только отно­сительно отдельного лица, но и относительно госу­дарства и народа.

В учении Сократа о единстве добродетели, о тож-•дестве ее со знанием и, следовательно, о возможно­сти приобретения ее, — никто не зол добровольно, а лишь по неведению, учит Сократ, — нет еще опре­деления добродетели по существу, здесь мы имеем дело лишь с формальной стороной. В понимании содержания добра Сократ не отступает от того, что общегреческое сознание признавало добром; так, он учит, что справедливое есть то, что положено за­коном, и добро — то, что признается государством таковым. Уважение к законам родины Сократ дово­дил до того, что ни в чем не хотел их нарушать: на­пример, не хотел избавиться от несправедливого

приговора и бежать из темницы, ссылаясь на то, что он уже в утробе матери был афинянином. Естест­венно, что такое учение, в котором выражались луч­шие стороны греческого самосознания, учение, строго проведенное в жизни («Я стараюсь на деле, а не на словах только быть справедливым», — гово­рил Сократ. Ксеноф. Восп., IV, 4), должно было про­изводить глубокое впечатление. Сократ советует за­ниматься наукой только настолько, насколько это необходимо для жизни: так, необходимо приобрес­ти некоторые сведения по счету, по геометрии и ас­трономии, но углубляться в изучение астрономии не следует, как потому, что боги не хотят, чтобы про­никали в то, что ими скрыто от взоров людей (Ксеноф. Восп., IV, 7), так и потому, чтобы не впасть в безумие, занимаясь столь трудными вопросами, как это слу­чилось с Анаксагором. Наиболее важной, царствен­ной наукой он считал умение управлять собой и людьми, а ее можно достичь размышлением и само­познанием. Но он ни во что не ставил людскую муд­рость и людские дела по сравнению с указаниями, идущими от Бога. Поэтому демона Сократа отнюдь нельзя понимать как метафорическое обозначение совести, или в таком случае придется самой совести придать метафорическое значение: несомненно, что демон Сократа, удерживавший его от различ­ных действий, для него есть голос самого Божества, непосредственно открывающийся в совести фило­софа.

Вот учение Сократа, как оно представлено Ксено-фонтом, и мы охотно поверим этому автору, утверж­дающему, что никто никогда не видел Сократа дела­ющим или говорящим что-либо вредное для нравст­венности или религии. Дух должен господствовать в человеке — таков смысл его учения.

Ниже приводятся выдержки из работ, в той или иной мере посвященных Сократу — человеку и фи­лософу: «О жизни, учениях и изречениях знамени­тых философов» Диогена Лаэртского (в переводе М. Л. Гаспарова), «Воспоминаний о Сократе» Ксено-фонта (в переводе Г. А. Янчевецкого, с некоторыми

изменениями), «Диалогов» Платона (в переводе С. Я. Шейпман-Топштейн) и «Политики» Аристотеля (в переводе С. А. Жебелева).

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ О СОКРАТЕ

(II, 18 --47) Сократ, сын скульптора Софрониска и поминальной бабки Феиарсты (по словам Платона в «Тсэтетс»), афинянин, из дема Алопеки. Думали, что oi i помогает писать Еврипиду, поэтому Мнесилох го­ворит так

«Фригийцы» — имя драме Еврипидовой, Сократовыми фигами откормленной.

И в другом месте

<; Гвоздем Сократа Еврипид сколоченный, Каллий пишет в «Пленниках»:

Скажи, с какой ты стати так заважничал.'?

— Причина есть; Сократ — ее название1.

И Аристофан в «Облаках»:

— Для Еврипида пишет он трагедии,

В которых столько болтовни и мудрости.

По сведениям некоторых, он был слушателем Ана­ксагора, а по сведениям Александра в «Преемствах» — также и Дамона. После осуждения Анаксагора он слу­шал Архелая-физика и даже (по словам Аристоксена) был его наложником. Дурид уверяет, что он также был рабом и работал по камню: одетые Хариты на Акро­поле, по мнению некоторых, принадлежат ему. Отто­го и Тимон говорит в «Силл ах»: •* -

Но отклонился от них камнедел и законоположник, Всей чарователъ Эллады, искуснейший в доводах тонких, С полуаттической солью всех риторов перешутивший.

В самом деле, он был силен в риторике (так пишет Идоменей), а Тридцать тиранов даже запретили ему обучать словесному искусству (так пишет Ксенофонт); и Аристофан насмехается в комедии, будто он слабую речь делает сильной. Фаворин в «Разнообразном пове­ствовании» говорит, будто Сократ со своим учеником Эсхином первыми занялись преподаванием риторики; о том же пишет Идоменей в книге «О сократиках».

Он первым стал рассуждать об образе жизни и первым из философов был казнен по суду. Аристок-сен, сын Спинфара, уверяет, что он даже наживался на перекупках; вкладывал деньги, собирал прибыль, тра­тил ее и начинал сначала.

Освободил его из мастерской и дал ему образова­ние Критон, привлеченный его душевной красотой (так пишет Деметрий Византийский). Поняв, что фи­лософия физическая нам безразлична, он стал рас­суждать о нравственной философии по рынкам и ма­стерским, исследуя, по его словам,

Что у тебя и худого и доброго в доме случилось.

Так как в спорах он был сильнее, то нередко его колотили и таскали за волосы, а еще того чаще осмеи­вали и поносили; но он принимал все это, не проти­вясь. Однажды, даже получив пинок, он и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: «Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?» Все это сообщает Деметрий Византийский.

В противоположность большинству философов он не стремился в чужие края — разве что если нужно было идти в поход. Все время он жил в Афинах и с ув­лечением спорил с кем попало не для того, чтобы пе­реубедить их, а для того, чтобы доискаться до истины. Говорят, Еврипид дал ему сочинение Гераклита и спросил его мнение; он ответил: «Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже; только,

право, для такой книги нужно быть делосским ны­ряльщиком».

Он занимался телесными упражнениями и отли­чался добрым здоровьем. Во всяком случае, он участ­вовал в походе под Амфиполь, а в битве при Делии спас жизнь Ксенофонту, подхватив его, когда тот упал с коня. Среди повального бегства афинян он отступал, не смешиваясь с ними, и спокойно оборачивался, го­товый отразить любое нападение. Воевал он и при По-тидсе (поход был морской, потому что пеший путь за­крыла война); это там, говорят, он простоял, не ше­вельнувшись, целую ночь, и это там он получил награду за доблесть, но уступил ее Алкивиаду — с Ал-кивиадом он находился даже в любовных отношени­ях, говорит Аристипп в IV книге «О роскоши древних». В молодости он с Архелаем ездил на Самос (так пишет Ион Хиосский), был и в Дельфах (так пишет Аристо­тель), а также на Истме (так пишет Фаворин в I книге «Записок»).

Он отличался твердостью убеждений и привер­женностью к демократии. Это видно из того, что он ослушался Крития с товарищами, когда они велели привести к ним на казнь Леонта Саламинского, бога­того человека; он один голосовал за оправдание де­сяти стратегов; а имея возможность бежать из тюрь­мы, он этого не сделал и друзей своих, плакавших о нем, упрекал, обращая к ним в темнице лучшие свои речи.

Он отличался также достоинством и независимос­тью. Однажды Алкивиад (по словам Памфилы в VII кни­ге «Записок») предложил ему большой участок земли, чтобы выстроить дом; Сократ ответил: «Если бы мне нужны были сандалии, а ты предложил бы мне для них целую бычью кожу, разве не смешон бы я стал с таким подарком?» Часто он говаривал, глядя на множество рыночных товаров: «Сколько же есть вещей, без кото­рых можно жить!» И никогда не уставал напоминать такие ямбы:

И серебрян пурпурная мантия

На сцене Шрогии, а в жизни ни к чему.

К Архелаю Македонскому, к Скопасу Краннонскому, к Еврилоху Ларисейскому он относился с презрением, не принял от них подарков и не поехал к ним. И он дер­жался настолько здорового образа жизни, что, когда Афины охватила чума, он один остался невредим

По словам Аристотеля, женат он был дважды: пер­вый раз — на Ксантиппе, от которой у него был сын Лампрокл, и во второй раз — на Мирто, дочери Арис­тида Справедливого, которую он взял без приданого и имел от нее сыновей Софрониска и Менексена. Дру­гие говорят, что Мирто была его первой женой, а неко­торые (в том числе Сатир и Иероним Родосский) — что он был женат на обеих фазу; по их словам, афиня­не, желая возместить убыль населения, постановили, чтобы каждый гражданин мог жениться на одной жен­щине, а иметь детей также и < ут другой, — так поступил и Сократ.

Он умел не обращать внимания на насмешников. Своим простым житьем он гордился, платы ни с кого не спрашивал. Он говорил, что лучше всего ешь тогда, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьешь, ког­да не ждешь другого питья: чем меньше человеку нуж­но, тем ближе он к богам. Это можно заключить и по стихам комедиографов, которые сами не замечают, как их насмешки оборачиваются ему в похвалу. Так, Аристофан пишет:

'•fy Человек! Пожелал ты достигнуть у нас озарения,.>

мудрости высшей, — О, как счастлив, как славен ты станешь тогда среди

эллинов всех и афинян, Если памятлив будешь, прилежен умом, если есть в

тебе сила терпенья, И, не зная усталости, знанья в себя ты вбирать

будешь, стоя и лежа, Холодая, не будешь стонать и дрожать, голодая,

еды не попросишь,

От попоек уйдешь, от обжорства бежишь, не пойдешь по пути безрассудства...

(Аристофан. Облака 411 —41 б, пер. А Пиотровского с небольшими изменениями)

•*и":'• И Амипсий выводит его на сцену в грубом плаще ^такими словами:

>, _ Bomtimbi, о Сократ, меж немногих мужей самый

лучший и самый пустейший!

Ты отменно силен! Но скажи, но открой: как добыть С тебе плащ поприличней?По кожевничьей злобе на плечи мои я надел это

горькое горе.: — Ах, какой человек! Голодает, чуть жив, но

• ''• польстить ни за что не захочет!

>-'i Тот же гордый и возвышенный дух его показан

•И*У Аристофана в следующих словах:

.,•-*!*

*ч*, Ты же тем нам приятен, что бродишь босой, озираясь:•.* направо, налево, Что тебе нипочем никакая беда, — лишь на нас ты ' ' #- глядишь, обожая.

(Аристофан. Облака 363— 364, пер^ А Пиотровского).

Впрочем, иногда, применительно к обстоятельст­вам, он одевался и в лучшее платье — например, в Пла-тоновом «Пире» по дороге к Агафону.

Он одинаково умел как убедить, так и разубедить своего собеседника. Так, рассуждая с Теэтетом о науке, он, по словам Платона, оставил собеседника божест­венно одухотворенным; а рассуждая о благочестии с Евтифроном, подавшим на отца в суд за убийство гос­тя, он отговорил его от этого замысла; также и Лисия обратил он к самой высокой нравственности. Дело в том, что он умел извлекать доводы из происходящего. Он помирил с матерью сына своего Лампрокла, рас­сердившегося на нее (как о том пишет Ксенофонт); когда Главкон, брат Платона, задумал заняться государ­ственными делами, Сократ разубедил его, показав его

• неопытность (как пишет Ксенофонт), а Хармида, имев­шего к этому природную склонность, он, наоборот, ободрил. Даже стратегу Ификрату он придал духу, по­казав ему, как боевые петухи цирюльника Мидия нале-

тают на боевых петухов Каллия. Главконид говорил, что городу надо бы содержать Сократа [как украше­ние], словно фазана или павлина.

Он говорил, что это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, — настоль­ко они не в цене. Посмотрев, как Евклид навострился в словопрениях, он сказал ему: «С софистами, Евклид, ты сумеешь обойтись, а вот с людьми — навряд ли». В подобном пустословии он не видел никакой пользы, что подтверждает и Платон в «Эвтидеме». Хармид предлагал ему рабов, чтобы жить их оброком, но он не принял; и даже к красоте Алкивиада, по мнению неко­торых, он остался равнодушным. А досуг он восхвалял как драгоценнейшее достояние (о том пишет и Ксено­фонт в «Пире»).

Он говорил, что есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество. Богатство и знат­ность не приносят никакого достоинства — напро­тив, приносят лишь дурное. Когда кто-то сообщил ему, что Антисфен родился от фракиянки, он ответил: «А ты думал, что такой благородный человек мог ро­диться только от полноправных граждан?» А когда Федон, оказавшись в плену, был отдан в блудилище, то Сократ велел Критону его выкупить и сделать из него философа. Уже стариком он учился играть на лире разве не прилично, говорил он, узнавать то, чего не знал? Плясал он тоже с охотою, полагая, что такое упражнение полезно для крепости тела (так пишет и Ксенофонт в «Пире»).

Он говорил, что его демоний предсказывает ему будущее; что хорошее начало не мелочь, хоть начи­нается и с мелочи; что он знает только то, что ниче­го не знает; говорил, что те, кто задорого покупают скороспелое, видно, не надеются дожить до зрелос­ти. На вопрос, в чем добродетель юноши, он ответил: «В словах: ничего сверх меры». Геометрия, по его вы­ражению, нужна человеку лишь настолько, чтобы он умел мерить землю, которую приобретает или сбы­вает. Когда он услышал в драме Еврипида такие сло­ва о добродетели:

.;;. •-•'.': ••;••. ...Не лучше ль

Пустить ее на произвол, судьбы... —

то он встал и вышел вон: не смешно ли, сказал он, что пропавшего раба мы не ленимся искать, а доброде­тель пускаем гибнуть на произвол судьбы? Человеку, который спросил, жениться ему или не жениться, он ответил: «Делай что хочешь, — все равно раскаешь­ся». Удивительно, говорил он, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подо­бие чел опека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня. Л молодым людям советовал он почаще смотреть в зеркало: красивым — чтобы не срамить своей красоты, безобразным — чтобы вос­питанием скрасить безобразие.

Однажды он позвал к обеду богатых гостей, и Ксан­типпе было стыдно за свой обед. «Не бойся, — сказал он, — если они люди порядочные, то останутся до­вольны, а если пустые, то нам до них дела нет». Он го­варивал, что сам он ест, чтобы жить, а другие люди жи­вут, чтобы есть. Нестоящую чернь он сравнивал с чело­веком, который одну поддельную монету отвергнет, а груду их примет за настоящие. Когда Эсхин сказал: «Я беден, ничего другого у меня нет, так возьми же меня самого», он воскликнул; «Разве ты не понимаешь, что нет подарка дороже?!» Кто-то жаловался, что на него не обратили внимания, когда Тридцать тиранов при­шли к власти. «Ты ведь не жалеешь об этом?» — сказал Сократ.

Когда ему сказали: «Афиняне тебя осудили на смерть», он ответил: «А природа осудила их самих». (Впрочем, другие приписывают эти слова Анаксагору.) «Ты уми­раешь безвинно», — говорила ему жена; он возразил: «А ты бы хотела, чтобы заслуженно?» Во сне он видел, что кто-то ему промолвил:

В третий день, без сомнения, Фтии достигнешь холмистой.

«На третий день я умру», — сказал он Эсхину. Он уже собирался пить цикуту, когда Аполлодор предло-

жил ему прекрасный плащ, чтобы в нем умереть. «Не­ужели мой собственный плащ годился, чтобы в нем жить, и не годится, чтобы в нем умереть?» — сказал Сократ.

Ему сообщили, что кто-то говорит о нем дурно. «Это потому, что его не научили говорить хорошо», — сказал он в ответ. Когда Антисфен повернулся так, чтобы выставить напоказ дыры в плаще, он сказал Ан-тисфену: «Сквозь этот плащ мне видно твое тщесла­вие». Его спросили о ком-то: «Разве этот человек тебя не задевает?» — «Конечно, нет, — сказал Сократ, — ведь то, что он говорит, меня не касается». Он утверж­дал, что надо принимать даже насмешки комиков: ес­ли они поделом, то это нас исправит, если нет, то это нас не касается.

Однажды Ксантиппа сперва разругала его, а потом окатила водой. «Так я и говорил, — промолвил он, — у Ксантиппы сперва гром, а потом дождь». Алкивиад твердил ему, что ругань Ксантиппы непереносима; он ответил: «А я к ней привык, как к вечному скрипу коле­са. Переносишь ведь ты гнусный гогот?» — «Но от гу­сей я получаю яйца и птенцов к столу», — сказал Алки­виад. «А Ксантиппа рожает мне детей», — отвечал Со­крат. Однажды среди рынка она стала рвать на нем плащ; друзья советовали ему защищаться кулаками, но он ответил: «Зачем? чтобы мы лупили друг друга, а вы покрикивали: "Так ее, Сократ! так его, Ксантип­па!"?» Он говорил, что сварливая жена для него — то же, что норовистые кони для наездников: «Как они, одолев норовистых, легко справляются с остальны­ми, так и я на Kcai ггиппс учусь обхожде! гию с другими людьми».

За такие и иные подобные слова и поступки удос­тоился он похвалы от пифии, которая на вопрос Хе-рефонта ответила знаменитым свидетельством:

Сократ превыше всех своею мудростью.

За это ему до крайности завидовали, — тем более что он часто обличал в неразумии тех, кто много ду­мал о себе. Так обошелся он и с Анитом, о чем свиде-

тельсгвует Платон в «Меноне»; а тот, не вынесши его насмешек, сперва натравил на него Аристофана с товарищами, а потом уговорил и Мелета подать на него в суд за нечестие и развращение юношества. С обвинением выступил Мелет, речь говорил Поли-евкт (так пишет Фаворин в «Разнообразном повест­вовании»), а написал ее софист Поликрат (так пишет Гермипп) или, по другим сведениям, Анит; всю нуж­ную подготовку устроил демагог Ликон. Антисфен в «Преемствах философов» и Платон в «Апологии» подтверждают, что обвинителей было трое — Анит, Ликон и Мелет: Анит был в обиде за ремесленников и политиков, Ликон — за риторов, Мелет — за по­этов, ибо Сократ высмеивал и тех, и других, и третьих. Фаворин добавляет (в I книге «Записок»), что речь Поликрата против Сократа неподлинная: в ней упо­минается восстановление афинских стен Кононом, а это произошло через б лет после Сократовой смер­ти. Вот как было дело.

Клятвенное заявление перед судом было такое (Фаворин говорит, что оно и посейчас сохраняется в Метрооне): «Заявление подал и клятву принес Ме­лет, сын Мелета из Питфа, против Сократа, сына Со-фрониска из Алопеки: Сократ повинен в том, что не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые бо­жества, и повинен в том, что развращает юношество; а наказание за то — смерть». Защитительную речь для Сократа написал Лисий; философ, прочитав ее, ска­зал: «Отличная у тебя речь, Лисий, да мне она не к ли­цу», — ибо слишком явно речь эта была скорее судеб­ная, чем философская. «Если речь отличная, — спро­сил Лисий, — то как же она тебе не к лицу?» — «Ну, а богатый плащ или сандалии разве были бы мне к лицу?» — отвечал Сократ.

Во время суда (об этом пишет Юст Тивериадский в «Венке») Платон взобрался на помост и начал гово­рить: «Граждане афиняне, я — самый молодой из всех, кто сюда всходил...», но судьи закричали: «До­лой! долой!» Потому Сократ и был осужден боль­шинством в 281 голос. Судьи стали определять ему кару или пеню; Сократ предложил уплатить двадцать

пять драхм (а Евбулид говорит, что даже сто). Судьи зашумели, а он сказал: «По заслугам моим я бы себе назначил вместо всякого наказания обед в Прита-нее».

Его приговорили к смерти, и теперь за осуждение было подано еще на 80 голосов больше. И через не­сколько дней в тюрьме он выпил цикуту. Перед этим он произнес много прекрасных и благородных рас­суждений (которые Платон приводит в «Федоне»), а по мнению некоторых, сочинил и пеан, который начинается таю

Слава тебе, Аполлон Делиец с сестрой Артемидой!

(Впрочем, Дионисодор утверждает, что пеан при­надлежит не ему.) Сочинил он и эзоповскую басню, не очень складную, которая начинается так:

Некогда молвил Эзоп обитателям града Коринфа:

Кто добродетелен, тот выше людского суда. -'

Так расстался он с людьми. Но очень скоро афиня­не раскаялись: они закрыли палестры и гимнасии, Мелета осудили на смерть, остальных — на изгнание, а в честь Сократа воздвигли бронзовую статую рабо­ты Лисиппа, поместив ее в хранилище утвари для тор­жественных шествий; а когда Анит приехал в Герак-лею, гераклейцы в тот же день выслали его вон. И не только за Сократа, но и за многих других приходи­лось раскаиваться афинянам: с Гомера они (по сло­вам Гераклида) взяли 50 драхм пени, как с сумасшед­шего; Тиртея называли помешанным; и из всех Эсхи­ловых товарищей первым воздвигли бронзовую статую Астидаманту. Недаром Еврипид укоряет их в своем «Паламеде»:

...Сгубили, сгубили вы Соловья Аонид, премудрого, не преступного.

Вот как об этом пишут; впрочем, Филохор ут­верждает, что Еврипид умер раньше Сократа.

Родился он (как сообщает Аполлодор в «Хроно-

логии») при архонте Апсефионе, в четвертый год 77-й олимпиады, шестого фаргелиона, когда афиняне совершают очищение города, а делосцы отмечают рож­дение Артемиды. Скончался он в первый год 95-й олим­пиады в возрасте 70 лет. Так пишет Деметрий Фалер-ский; но некоторые считают, что при кончине ему бы­ло шестьдесят лет. Слушателем Анаксагора он был вместе с Еврипидом, который родился в первый год 75-й олимпиады, при архонте Каллиаде.

Я полагаю, что Сократ вел беседы и о физике — во всяком случае даже Ксенофонт хоть и утверждает, буд­то беседы его были только об этике, но признает, что он рассуждал и о провидении; и Платон хоть и упоми­нает в «Апологии», как Сократ отрекается от Анаксаго­ра и прочих физиков, но сам же рассуждает об их пред­метах, приписывая все свои речи Сократу.

По словам Аристотеля, некий маг, пришедший из Сирии в Афины, заранее предсказал Сократу в числе других бедствий и его насильственную смерть.

Вот и мои о нем стихи:

Пейу Зевса, в чертоге, Сократ! Ты назван от Бога;, Мудрым, а мудрость сама — разве не истинный Бог? Ты смертоносную принял, цикуту от судей афинских — Но не тебе, а себе смерть обрели они в ней.

Поносителями Сократа были Антилох Лемнос-ский и гадатель Антифонт (так пишет Аристотель в III книге «Поэтики»); так и Пифагора поносил Ки-лон Кротонский, Гомера — Сиагр при жизни и Ксе-нофан Колофонский посмертно, Гесиода — Керкоп при жизни и тот же Ксенофан посмертно, Пинда-ра — Амфимен Косский, Фалеса — Ферекид, Биан-та — Салар Приенский, Питтака — Антименид и Ал­кей, Анаксагора — Сосибий, Симонида — Тимокре-онт.

Преемниками его были так называемые сократи-ки, из которых главные — Платон, Ксенофонт, Анти-сфен, а из десяти основателей школы — четверо изве­стнейших: Эсхин, Федон, Евклид и Аристипп...

Был и другой Сократ, историк, сочинивший опи-

сание Аргоса; третий — перипатетик из Вифинии; четвертый — сочинитель эпиграмм и пятый — с ост­рова Коса, писавший о прозвищах богов.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 493. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия