Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Античность. ях и страданиях. Из того, что производит наслаждение, одно необходимо, другое же хотя и подлежит выбору





ях и страданиях. Из того, что производит наслаждение, одно необходимо, другое же хотя и подлежит выбору, однако допускает избыток. Необходимы телесные на­слаждения (сюда я отношу такие, как наслаждение пищей и любовью и тому подобные телесные, кото­рых, как мы определили, касается невоздержность и умеренность); не необходимы те, которые сами по себе подлежат выбору (сюда я отношу, например, победу, почесть, богатство и тому подобные блага и наслаждения). Тех людей, которые в этих вещах пе­реступают истинный разум, находящийся в них, мы не называем безотносительно невоздержными, а до­бавляем: невоздержными в денежном отношении, или в выгоде, или в почестях, или в гневе; не называ­ем их таким образом безотносительно невоздерж­ными, как других, с которыми они имеют лишь сходство. <...>

Тот, кто в чувственных наслаждениях, в которых, как мы сказали, проявляется благоразумный и нео­бузданный, преследует избыток приятного и избега­ет избытка страдания, как, например, голода и жаж­ды, тепла и холода и всех ощущений осязания и вку­са, но делает это не намеренно, а против намерения и рассудка, тот называется невоздержным, и невоз­держным относительно чего-либо, как, например, относительно гнева, не безотносительно невоз­держным. Доказательством тому служит, что изне­женными называют людей ради этих [чувственных наслаждений], а никогда ради тех [умственных на­слаждений]; в силу этого мы иногда отождествляем невоздержного с необузданным, воздержного с уме­ренным вследствие того, что они имеют дело с од­ними наслаждениями и страданиями, но не отожде­ствляем других, [стремящихся к умственным на­слаждениям]. Хотя они и имеют дело с одним и тем же, но не одинаковым образом, ибо одни поступают намеренно, а другие ненамеренно, поэтому лучше следует того назвать необузданным, кто не под влия­нием страсти или лишь под влиянием слабой стре­мится к избытку [наслаждения] и избегает не очень сильных страданий, чем того, который делает это

влиянием сильной страсти, ибо чего не наделал бы мерный, «'ли fin n;i пего напала молодая страсть И сильное придание при недостатке необходимых средств!',(ли, как мы ж> раньше разъяснили, страс­ти и наслаждения оывают частью хорошими и пре-iqui пыми но природе, ибо ведь некоторые наслаж­дения желательны от природы, а частью противопо­ложными и, наконец, часгью стоящими посередине, как, например, деньги, выгода, победа и почести, то относительно всего этого и подобных страстей, лежащих посередине, человек порицается не за то, что он обладает ими или стремится и желает их, В 1 том случае, если он это делает с излишком. По-ггому то тех хулят, которые более, чем то предписы­вает рйчум, стремятся или подпадают тому, что по природе есть блат и прекрасное, например тех, ко­торые i лишком заботятся о почестях, или о детях, или о родителях, хоти все ято суть блага, и тех хва­лят, которые об ятом яаботятея; однако, пожалуй, и в этом есть избыток, например, если кто-либо, упо-добясь Ниобее, станет сражаться с богами или упо-д< >бится Сатиру, прозванному Филопатором, за сво­его отца: ведь уже слишком глупо, кажется, он посту­пал. Порочностью все это не может быть названо в силу указанного обстоятельства, что все это само по себе по природе принадлежит к предметам при­влекательным и только избыток дурен и должен быть избегаем, но и невоздержностью это не может быть названо, ибо невоздержность не только следу­ет избегать, но ее, сверх того, и порицают. В силу сходства душевных состояний и в этом случае поль­зуются словом «невоздержность», прибавляя — не­воздержность относительно частного предмета, как, например, говорят: худой врач и худой актер, хотя безотносительно худыми людьми, может быть, ни одного из них нельзя назвать. Подобно тому как мы здесь [слово «худой» употребляем в относитель­ном значении], так каждый из упомянутых лиц худ не в силу порочности, а лишь в силу известной с ней аналогии, точно так же мы, очевидно, должны пред­положить, что и невоздержность и воздержность

имеют исключительное отношение к тем предме­там, к коим его имеет умеренность и необуздан­ность, а относительно гнева говорим мы так лишь в силу подобия; поэтому-то к слову «невоздержный» мы добавляем: в гневе, как мы говорим невоздерж­ный в почести или в выгоде.

Так как некоторые вещи приятны по природе и из них некоторые безусловно приятны, другие же — сообразно породе животных и людей, далее, некото­рые вещи сами по себе вовсе не приятны, а становят­ся тиковыми частью и силу болезни, частью в силу привычки, частью в силу порочности самой приро­ды, то можно различать сообразно каждой указан­ной категории различные приобретенные душев­ные свойства. Я говорю о зверских свойствах, на­пример, той женщины, которая, как рассказывают, разрезала беременных и пожирала их плод, или тех диких, живущих около Понта, про которых расска­зывают, что они любят есть сырое мясо и даже мясо людей, или о свойствах тех, которые отнимают друг у друга детей как особое лакомство, или, нако­нец, о тех свойствах, которые приписываются Фала-риду*.

Все это чисто зверские свойства. Одни из них воз-1ш кают вследствие болезни, а у некоторых вследст­вие умпмомспш слыша, как, например, у того, кото­рый принес в жертву свою мать и съел ее, или у того раба, который съел печень своего сотоварища. Дру­гие, напротив, возникают частью болезненным пу­тем, частью в силу привычки, как, например, вырыва­ние волос или привычка грызть ногти, или уголь, или землю; сюда же относится любовь мужчин, как, например, у тех, которые смолоду развратничают. Тех никто не назовет невоздержными, в которых природа является причиной [их свойства]. Точно то же следует сказать о тех, которые имеют болезнен­ные привычки. Обладание подобными зверскими

О тиране Фалариде см.: Полибий. «История», XII кн., гл. 25. Про Фаларида рассказывали, что он съел собственного сына.

свойствами лежит гик пределов нравственной по­рочности. У кого они есть, совладал ли он с ними, или же они им овладели, того нельзя назвать безот-носителык> невоздержным, а лишь в силу известного Подпоим, подобно тому как гневливого называют Точно таким же образом невоздержным относитель­но атой страсти, а не невоздержным вообще. Всякая чрезмерная глупость, трусость, необузданность и вспыльчивость бывает или зверской, или болезнен­ной; ибо тот, кто от природы всего боится, даже мы­шиного шороха, тот заражен животной трусостью; С другой стороны, [бывают случаи, что] человек боит­ся кошек. Что касается глупых, то одни глупы от при­роды, живут исключительно ощущениями, подобно животным, как, например, некоторые племена отда-ЛГНШ.И мйрнирпи. другие, напротив, глупы вследст-HHtnujifiiui, KiK, например, эпилептики и поражен­ные сумшпестиигм.

У одних из них может быть [иоде)бное болезнен­ное расположение!, но не овладеть ими, как, напри­мер, если бы Фаларид противостоял желанию съесть детей или неестественной любви, у других [это рас­положение] не только существует, но и овладело ими. Итак, подобно тому как порочность иногда понима­ется в смысле безусловной людской порочности, иногда же с добавлением, что она «животная или бо­лезненная порочность», а не бессознательная, точно так же, очевидно, и невоздержность бывает частью животной, болезненной, частью же безотноситель­ной, только людской невоздержностью.

§7- Итак, ясно, что невоздержность и воздержность имеют исключительно отношение к тому, чего ка­сается и необузданность, и умеренность, и что в различных случаях мы имеем дело с различными видами невоздержности, а одно и то же название употребляется лишь метафорически и небезотноси­тельно. Теперь мы увидим, что невоздержность в гневе менее позорна, чем невоздержность относи­тельно страстей. Кажется, гнев несколько слушается разума, только неверно его понимает, подобно слишком быстрым слугам, которые ранее, чем вы-

•т»

слушать всю речь, убегают, а потом ошибаются от­носительно приказания, или подобно собакам, ко­торые, слыша стук, тотчас лают, не разобрав, друг ли [пришел или нет]; точно так же и гнев, вследствие своего вспыльчивого и быстрого характера, слуша­ет, но не выслушивает приказания [разума], стремит­ся к отместке, ибо разум или представление уяснили ему пренебрежение или оскорбление, и он выводит как б.ы заключение: «Против этого должно бороть­ся» — и тотчас тенистей. Страсть же стремится к на­слаждению, кик только ра.чум или ощущение скажет: «Вот это приятно». Итак, гнев в некоторой степени следует разуму, а страсть — нисколько, поэтому она постыднее, ибо невоздержный в гневе подпадает влиянию в некоторой степени разума, а второй — страсти и нисколько не подпадает разуму. Далее, простительнее следовать естественным стремлени­ям, поэтому-то и прощают скорее такие страсти, ко­торые общи всем и именно поскольку они общи всем. Гнев и вспыльчивость естественнее тех страс­тей, которые преступают границу в сторону излишка, не будучи необходимыми: поэтому-то имеет смысл подобная защита человека, ударившего отца: «Ведь и он бил своего отца, и тот — своего деда»; и указав на ребенка: «И этот будет бить меня, когда возмужа­ет; это уж н родстие так ведется». [Сюда относится ис­тории) о человеке, который, будучи выталкиваем сы­ном, приказал ему в дверях остановиться, ибо и сам он только до этих пор влачил своего отца. Сверх то­го, скрытные более несправедливы, а гневливый, точно так же как и самый гнев, откровенны; напро­тив того, страсть скрытна, как это говорится об Аф­родите: «Рожденная на Кипре интриганка» и как Го­мер говорит о вышитом поясе* «Пояс узорчатый: все обаяния в нем заключались».

Итак, если подобная невоздержность несправед­ливее, то она и постыднее невоздержности относи-

«II»., XIV, 217:

В нем и любовь, и желания, в нем и знакомства, и просьба.,;

Льстивые речи, не раз уловлявшие ум и разумных. '

тслыю гнева; она и есть безусловная невоздерж­ность и известный вид порочности. Сверх того, ни­кто, i i.i ноги ii;ix;uii.iio оскорбление, не испытывает при:>к)М (•традиции; делающий это вследствие гнева жчтд.1 испытывает страдание, а вследствие нахаль-гтна наслаждение. Итак, если то, на что справед­ливо гневаться, должно быть несправедливее, то и невоздержность относительно страстей постыднее невоздержности в гневе, ибо в гневе нет нахальства. Hci ю, таким образом, что невоздержность относи­тельно страстей постыднее невоздержности в гневе и что воздержность, так же как и невоздержность, имеет дело со страстями и телесными наслаждения­ми, Теперь следует указать различия этих послед­них, но, кик ранее было скапано, одни из них — люд­ские и ветестненмые, как по роду, так и по степени, и другие зверские, наконец, третьи — результат телесных недостаткон и оолечпей. Умеренность и необузданность имеют отношение только к пер­вым из них; поэтому-то мы животных и не называем умеренными или необузданными, а если называем, т< > лишь метафорически и в том случае, когда одна ik >рода отличается от другой дерзостью и обжорст­вом; они не знают намерения и разума, но действуют бессознательно, подобно сумасшедшим людям. Хотя зверство — меньшее зло, чем порочность, но более страшное; самое драгоценное не погибло, как это бывает в человеке, но его вовсе нет. [Сравнивать их| — все равно, что сравнить одушевленное с нео­душевленным и спросить себя: что хуже? Менее ги­бельна порча того, что не заключает в себе прин­ципа, а принцип [человека] — разум. Это подобно сравнению несправедливости с несправедливым человеком: и то и другое при известных условиях может оказаться худшим. В тысячу раз более бедст­вий может наделать дурной человек, чем дурное животное.

jT 8. Что касается наслаждений и страданий, про­истекающих от осязания, вкуса, а также страстей и отвращений, с которыми, как ранее было опреде­лено, имеет дело необузданность и умеренность, —

что касается этого, то человек может быть порабо­щен такими, с которыми справляется большинство, или, наоборот, он может совладать с такими, кото­рым подчиняется большинство. Один воздержен от­носительно наслаждений, другой невоздержен от­носительно страданий; первый изнежен, а второй — человек, владеющий собою. Посередине находится характер большинства людей, и если он отклоняет­ся, то.скорее в сторону худшего. Так как некоторые наслаждения необходимы, а другие — нет или толь­ко до известной степени, избыток же и недостаток никоим образом не необходимы, и так как точно так же обстоит дело и относительно страстей и страда­ний, то тот человек, который преследует излишек в [необходимых] наслаждениях или же в таких, кото­рые сами по себе излишни, и если он делает это на­меренно, стремясь к ним ради них самих, а не ради другой цели, такой человек — необузданный; ибо по необходимости такой человек не склонен к раская­нию, так что он неизлечим; неизлечим тот, кто не раскаивается; противоположен ему тот, кто недоста­точно стремится к наслаждению; посередине стоит умеренный. Точно то же следует сказать об избегаю­щем телесных страданий, делающем это намеренно, а не потому, что (страдания сго| покоряют. Что каса-ст(и тех, которые поступают не преднамеренно, то одни илскомы наслаждением, другие — желанием избежать страдания, сопутствующего страстям, так что они отличаются друг от друга. Всякому покажет­ся тот худшим человеком, кто без страсти или под влиянием лишь незначительной сделает что-либо дурное, чем тот, кто поступает так под влиянием сильной страсти; как, например, хуже тот, кто без л 1сва ударит кого-либо, чем тот, кто делает это в гне­ве. Ибо чего не наделал бы первый, гневаясь? Поэто­му-то необузданный хуже невоздержного. Из двух указанных видов один относится более к изнежен­ности, другой — к необузданности. Воздержный про­тивоположен невоздержному; изнеженном)'человек, владеющий собой. Обладание собой состоит в уме­нии противостоять, воздержность состоит в господ-

ef»e, g протинодсистиие и господство — вещи раз­личные, настолько различны, насколько не быть по­коренным отличается от победы. Поэтому-то воз­держность желательнее самооГшадания. Человек, ко­торый покоряется тому, с чем борется и может бороться большинство людей, такой человек изне­жен и иэбалоиан, ибо и избалованность есть своего рода изнеженность. Таков тот, кто волочит за собою плащ, лишь бы избежать страдания от необходимос­ти i юдобрать плащ, и тот, кто подражает страждуще­му человеку, не считая себя несчастным, принимая лишь вид i ic-счасп юго. То же самое относится к воз­держности и невоздержности; ибо неудивительно, если кто-либо подпадает- сильным и чрезмерным на-слаждгнинм или страданиям; это даже проститель­на», если он боролся, КИК, например, Филоктет поэта фг(1ДГНГЙ*. ужшлешшЙ амеей; подобным же образом мы прощаем тем, которые-, стар.нн ь сдержать смех, нак< >нец разражаются неудержимым смехом, как это случилось с Ксенос|к)нтом. Но удинитслыю и позор­но, если кто-либо побеждается тем, чему большин­ство может противостоять, и не борется против это­го не в силу унаследованной природы или болезни, что бывает со скифскими царями, у которых изне­женность передается по наследству, или с женщина­ми, уступающими по природе мужчинам. И шутник кажется необузданным, хотя он скорее изнеженный, ибо шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых, а шутник именно в этом и представляет избыток. Невоздержность бывает двоякая: излишняя потребность и слабость, ибо одни, обдумав, не при­держиваются того, на чем порешили, уступая страс­ти, другие же — влекомы страстями вследствие того, что они не обдумывают, иные поступают так, как те, которые щекочут себя, чтобы не испытывать щеко­тания от других; так и они стараются предчувство­вать и предвидеть, чтобы самим и разуму их не под-

О Феодекте у Аристотеля упоминается в «Политике», I кн, §2, и в «Риторике». Аристотель весьма ценил этого тра­гика.

пасть влиянию страстей, будь оно приятное или не­приятное.

Но более всего подвержены невоздержности санг­виники и меланхолики: первые не придерживаются разума вследствие своей стремительности, вторые — вследствие вспьшьчивости и вследствие того, что они всегда следуют фантазии.

jF 9- Необузданный, как сказано, не способен к раскаянию, ибо он останется при споем намере­нии; напротив того, неномдержный всегда способен к раскаянию, поэтому-то дело обстоит не так, как мы предполагали, а напротив, один неизлечим, другой излечим. В сравнении с болезнями порочность ока­жется похожей на водянку и чахотку, а невоздерж­ность — на эпилепсию; первая — сплошная порча, а вторая — не непрерывная. Вообще невоздерж­ность по роду различна от порочности, ибо пороч­ность не сознается, а невоздержность сознается не­воздержным; из этих последних те, которые в при­падке страсти забываются, лучше тех, которые не теряют разума, но не следуют ему, ибо первые под­падают лишь сильной страсти и делают это не пред­намеренно, как вторые. Невоздержный подобен че­ловеку легко пьянеющему, притом от небольшого количсстиа ниш и от меньшего, чем большинство людей. Итак, ясно, что невоздержанность не есть по­рочность, ранне только в известном отношении, ибо ведь она, с одной стороны, не преднамеренна, с дру­гой — преднамеренна; про действия невоздержных можно сказать то же, что сказал Демодок о милезий-цах: «Хотя милезийцы поступают и не глупо, однако как глупцы». Точно так же невоздержные не неспра­ведливы, а поступают несправедливо. Так как один из них — таков, что он не из убеждения стремится к излишним телесным наслаждениям и противора-зумным, а другой — таков, что по убеждению к ним стремится, то первого легко разубедить, а второго — нет; ибо добродетель спасает принцип, а порок уничтожает его, а в действиях цель является принци­пом, подобно тому как в математике — гипотезы; как здесь, так и там не разум обучает нас принципам,

а добродетель, естественная или приобретенная, за­ставляет нас верно понимать принципы; такой чело-пек называется благоразумным, а противоположный ему — необузданным. Встречаются такие люди, ко­торые под влиянием страсти выходят из себя, теря­ют истинный разум; таким человеком страсть овла­девает настолько, что он поступает сообразно ис­тинному разуму, но не настолько, чтоб он по убеждению находил необходимым без стеснения стремиться к подобным наслаждениям; таков невоз­держный. Он лучше необузданного и не безусловно дурной человек, ибо в нем спасено высшее — прин­цип. Другой, напротив, строго держится разума и не действует в состоянии экстаза, под влиянием страс­ти. Ясно ш того, что это хорошее свойство характе­ра, а первое дурное

jF 10. (Нскнфащаемся к вопросу], который нас за­труднял уже ранее следует ли считать владеющим собою тот, ксугорый держится какого угодно реше­ния и какого угодно намерении, или лини, того, [кто придерживается] правильного, а невоздержным то­го, кто не придерживается никакого намерения и решения, или лишь того, кто не придерживается лишь ложного решения и намерения или же при­держивается какого угодно намерения лишь случай­но, а безотносительно говоря, один придерживается правильного решения и верного намерения, а дру­гой [невоздержный] не придерживается, ибо если кто-либо избирает и стремится к известной цели ра­ди другой, то он стремится и избирает первую самое по себе, а вторую лишь относительно; то, что суще­ствует само по себе, мы называем безусловным, так что [относительно] возможно придерживаться или отказываться от какого угодно убеждения, но безот­носительно воздержен лишь тот, кто придерживает­ся правильного убеждения; бывают люди, которые придерживаются мнений; их называют упрямыми, как, например, людей, которых трудно разубедить или нельзя заставить изменить мнение. Эти настоль­ко же похожи на воздержного, насколько расточи­тельный похож на щедрого и безумно отважный на

храброго, но во многом они различны; только воз­держного страсть и пожелания не могут заставить отказаться от убеждения, хотя, при случае, воздерж­ного легко убедить, другого же, упрямого, не разубе­дишь разумными доводами, хотя многие из них до­ступны страстям и управляются наслаждениями. Ведь упрямы те невежественные и грубые люди, ко­торые любят собственное мнение вследствие на­слаждения и страдания; их радует победа, если их не переубедят, и они печалятся, если их мнение, выска­занное как закон, окажется бессильным, так что они более походят на невоздержных; бывают люди, ко­торые отступают от своих убеждений, и это не в си­лу невоздержности, как, например, Неоптолем в Со-фокловом «Филоктете», хотя он отступает не ради наслаждения, а ради прекрасного: ему казалось пре­красным быть правдивым, и только Одиссей скло­нил его ко лжи, так что не всякий человек, делающий что-либо ради наслаждения, в силу этого необуздан, дурен или невоздержен, а лишь тот, кто поступает так ради позорного наслаждения.

§11. Встречается и такой человек, который менее чем следует наслаждается телесно и в силу того не придерживается разума; воидержный занимает сере­дину между таким и невоздержным, ибо невоздерж­ный отступает от разума, потому что слишком много [наслаждается телесно), а этот — потому что слиш­ком мало, воздержный не придерживается разума и не сбивается ни на то, ни на другое. Подобно тому как воздержность есть хорошее приобретенное свойство, так остальные два противоположные дур­ны, чем они и оказываются. Но так как одно из них проявляется у немногих людей, и притом редко, то подобно тому как благоразумная умеренность ка­жется противоположной необузданности, так и воз­держность — невоздержности. Так как многое гово­рится по сходству, то стали говорить и о воздержнос­ти благоразумного человека: ибо как благоразумный, так и воздержный человек в состоянии воздержаться от действий противоразумных, имеющих источни­ком чувственные наслаждения; однако первый вовсе

не имеет дурных страстей, а второй имеет их; и пер-яый вовсе не в состоянии наслаждаться ими, второй же, хотя и мог бы, но сдерживает их. Подобным же образом невоздержный и необузданный, при всем различии, преследуют чувственные наслаждения, но второй делает это с сознанием, что так следует по­ступать, первый же этого не думает. Одновременно человек не может быть умным и невоздержным, ибо показано, что умный человек в то же время нравст­венный; далее, ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле; невоздерж­ный того умения не имеет. Но ничто не мешает лов­кому быть невоздержным, и в силу этого-то некото­рые люди, будучи умными, иногда в то же время ка­жутся невоздержными, ибо ловкость отличается от ума указанным и предшествующих рассуждениях образом, ио но родопому понятию они близки и от­личаются лишь по намерению (действующего лица]. [Невоздержный поступает) не как знающий и раз­мышляющий человек, а как сонный или опьянев­ший, и потому-то хотя он действует произвольно (ибо ведь он в известном отношении знает, что де­лает и ради чего), но он не порочен, ибо намерение его хорошо; он только наполовину порочен. Он так­же и не несправедлив, ибо зло не в его желаниях; не­воздержные частью не в состоянии держаться того, чего они желают, частью же они меланхолики и, значит, вовсе не способны к разумной воле. Похож невоздержный на государство, которое постановля­ет все, что следует, и имеет прекрасные законы, но не пользуется ими, подобно тому как насмехался Анаксандрид*:

Пожелало государство, которое нисколько о законах не заботится.

А порочный человек похож на государство, поль­зующееся законами, но дурными. Невоздержностью

* Аристотель ссылается на Анаксандрида еще и в «Ритори­ке», III кн, гл. 10—12.

и воздержностью обозначается большая степень того приобретенного свойства, чем та, которая встречает­ся у большинства людей. Второй более придержива­ется разума, а первый — менее, чем на то способно большинство людей. Из различных видов невоздерж­ности более излечим тот, которым одержимы мелан­холики, чем тот, в котором при всем желании люди не придерживаются принятых решений, и легче излечи-мй невоздерж! 1ые по принычке, чем 11своздержные от природы, ибо лете изменитьиринмчку, чем природу; привычка только потому и становится силой, что принимает облик природы, как это высказывает и Эвен* «Я говорю, о мой друг, что привычка есть не что иное, как продолжительное упражнение. И в конце концов она становится в людях природою». Итак, те­перь сказано, что такое воздержность и невоздерж­ность, и что твердость и изнеженность, и как они друг к другу относятся.

JT 12. Но философу-политику необходимо рас­смотреть наслаждение и страдание, ибо ведь он со­здает цель, по отношению к которой одно мы назы­ваем безусловным благом, а другое — злом. Сверх то­го, такое рассмотрс! шс есть пещь необходимая, ибо мы этическую добродетель поставили в связь с на­слаждением и страданием; к тому же большинство утверждает, что блаженство uunano с наслаждением, почему и название блаженного произведено от сло­ва «радоваться». Некоторым кажется, что ни одно на­слаждение не есть благо, ни безусловное, ни относи­тельное, ибо благо и наслаждение не одно и то же**. Другим, напротив, кажется, что некоторые наслажде­ния суть блага, но что большинство их дурно***. На­конец, третьим кажется, что все наслаждения суть блага. Однако не может быть, чтобы наслаждение бы-

* На этого автора, довольно часто упоминаемого Плато­ном, Аристотель ссылается и в «Метафизике», V, 5, где приведен стих Эвена: «Все необходимое всегда тягост­но». — - --.

** Это мнение цинической школы. -•*' -; v

*** Это мнение Платона.. ••*'••'

до высшим благом. [В пользу] мнения, что наслажде­ние не есть благо, говорит то, что всякое наслажде­ние принадлежит развитию чувственной природы, а развитие не имеет никакого родства с конечными целями, как, например, постройка дома никоим об­разом не есть дом. Сверх того, благоразумный избега­ет наслаждений, а рассудительный стремится к отсут­ствию страданий, а не к наслаждению. Далее, наслаж­дения служат помехой рассудку, и это тем сильнее, чем они сильнее, например наслаждения любви, — ибо [человек] не способен думать о чем-либо в при­падке любви. Далее, в наслаждении нет искусства, хо­тя всякое благо есть дело искусства; наконец, дети и животные стремятся к наслаждению. В пользу мне­ния, что не все наслаждении хороши, говорят по­стыдные, пссмп порицаемые и даже вредные наслаж­дении, иОо пекш'орые h:i них илекут за собою болез­ни; наконец |п польку мнении), что наслаждение не есть высшее благо, приноднт, что оно не есть конеч­ная цель, а развитие.

JT 13- Итак, вот каковы мнения касательно на­слаждений; но тотчас выяснится, что из этого не следует, что наслаждение не есть ни благо, ни выс­шее благо. Во-первых, так как благо двояко (безус­ловно или относительно кого-либо), то, следуя это­му, и приобретенные свойства людей двоякие, и дви­жение и развитие двоякое. И те, которые кажутся безусловно дурными, будут для одних безусловно дурными, для других же нет и даже относительно желательными. Некоторые же виды никогда не бе­зусловны, а суть блага лишь в известное, непродол­жительное время, но нежелательны сами по себе. Наконец, некоторые вовсе не суть наслаждения, но лишь кажутся таковыми, а именно те, которые со­пряжены со страданием и встречаются ради лече­ния, как, например, наслаждения больных. Далее, так как благо состоит частью в энергии, [деятельности], и частью в приобретенном свойстве, то все те дейст­вия, путем коих слагается естественная привычка, суть лишь случайные наслаждения. Энергия прояв­ляется в страстях, ставших привычкой и природой,

*хотя существуют наслаждения и без страдания

• и страстей, как, например, деятельность созерцания, присущая совершенной природе человека. Доказа­тельством сказанного служит, что человек наслажда­ется не одним и тем же во время восполнения и по­сле восполнения недостатка; во втором случае он наслаждается лишь тем, что безусловно приятно, а вр время заполнения даже противоположным при­ятному; так, ом наслаждается кислыми и сырыми ве­щами, Kwopuc неприятны ни по человеческой при­роде, ни безотносительно, то есть они вовсе не до-стаплнют наслаждения, ибо в таком же отношении, в каком приятные вещи стоят друг к другу, в таком

' же стоят и наслаждения, вызываемые ими. Далее, во­все не необходимо, чтобы нечто иное было лучше наслаждения, подобно тому как некоторые утверж­дают, что цель выше развития, ибо не все наслажде­ния принадлежат становлению и в связи с развити­ем, а некоторые суть деятельности и цель; возника­ют они в нас не оттого, что предметы образуются, а оттого, что мы ими пользуемся, и цель не во всех не­что различное от них самих, а только в тех, которы­ми природа удовлетворяет свои потребности: поэто­му-то неирапилыю называть наслаждение продук­том чуистш иного развития, а правильнее называть его деятельностью естественно приобретенного свойства, л нмссго чувственной ее следует называть беспрспятствс! той. Некоторым потому оно кажется становлением, что оно считается безусловным бла­гом; энергия же, полагают они, есть развитие, хотя оно есть нечто иное. Мнение же, что наслаждения дурны, ибо существуют вредные, подобно тому мне­нию, что здоровые вещества дурны, ибо иногда даже созерцание вредно для здоровья, однако наслажде­ние, проистекающее от них, не мешает ни рассужде­нию и никакой другой приобретенной привычке, а мешают им посторонние наслаждения, ибо на­слаждения, проистекающие от созерцания и учения, заставляют только человека еще более созерцать и учиться. Основательно мнение, что искусство не имеет применения ни к одному наслаждению, ибо

вообще нет искусств в одной энергии, а лишь в спо­собностях, однако кажется, что искусство приготов­лять мази и пищу имеет отношение к наслаждению. Что касается мнения, что благоразумный избегает наслаждения, а рассудительный стремится лишь к безмятежной жизни* и что лишь дети и животные стремятся к наслаждению, то все это решается одним и тем же замечанием. Уже сказано, в каком смысле наслаждения суть безусловно блага и в каком смысле не все наслаждения хороши; именно к этим послед­ним и стремятся животные и дети, и именно относи­тельно них рассудительный желает безмятежности, то есть относительно наслаждений, связанных со страстями и со страданием, и относительно теле­сных наслаждений (ибо ведь таковы эти наслажде­ния), и особенно (шкхитслыю избытка их, избытка, который делает невоздержного невоздержным; по­этому благоразумный человек избегает подобных наслаждений, ибо существуют наслаждения и для благоразумного.

$ 14. Но все согласны в том, что страдание есть зло и что его следует избегать, и притом частью бе­зусловное зло, частью лишь потому, что помеха [бла­гу]. Благо же противоположно тому, чего следует из­бегать, и противоположно именно потому, что его избегают и поскольку оно зло; итак, наслаждение не­обходимо должно быть известного рода благом, ибо решение Спевсиппа, будто [наслаждение противо­положно страданию] так же, как большее меньшему и равному, не есть решение; не станет же он утверж­дать, что и наслаждение есть известный вид страда­ния. Ничто не мешает известному наслаждению быть высшим благом, хотя некоторые наслаждения и дурны, как, например, известная наука может быть высшей, хотя некоторые науки дурны. Кажется, что это даже необходимо, если каждое приобретенное свойство имеет свою деятельность, беспрепятствен­но выражающуюся, и если блаженство есть деятель­ность или всех свойств, или некоторых из них; необ-

Ср.: Диалог Платона «Филеб».

ходимо, чтобы одна из деятельностей, будучи бес­препятственной, была бы более желательной; и это есть наслаждение. Таким образом, один вид наслаж­дения может быть высшим благом, в то время как большинство наслаждений или относительно дур­но, или безотносительно. Поэтому-то все считают жизнь блаженной, приятной и совершенно основа­тельно вплетают наслаждение в блаженство. Ни од­на деятельность не может быть совершенной, если она задержана, блаженство же принадлежит к числу совершенных предметов. Поэтому-то блаженный нуждается, как в добавлении, в телесных благах, и во внешних благах, и в случайных, чтобы отсутствие этого не было ему препятствием. Те же, которые ут­верждают, что человек, терпящий пытки и испыты­вающий великие бедствия, может быть в то же вре­мя блаженным, лишь бы он был добродетельным, нарочно, или нехотя, или сознательно говорят пус­тое. Но так как человек нуждается в случайных бла­гах, как в добавлении, то некоторым кажется, что они тождественны с блаженством; но это не так, ибо избыток случайных благ служит даже помехой бла­женству, и вряд ли даже этот избыток справедливо называть счастьем; понятие его определяется отно-ша 1ием счастья к блажа leruy. И в том должно видеть известного рода указание, что наслаждение есть высшее благо, что все животные и люди стремятся к нему.

То слово не исчезнет совершенно, которое по­вторяется многими в народе*.

Но так как не одна и та же природа или приоб­ретенный характер почитается лучшей, если дей­ствительно есть лучшая, то не к одному и тому же наслаждению стремятся все, хотя все стремятся к наслаждению. Может быть, однако, что люди и стре­мятся совершенно не к тому наслаждению, о кото­ром думают и которое они называли бы, если б их спросить, а стремятся действительно к одному, ибо во всей природе есть нечто божественное;

* Гесиод. «Труды и дни», 763. 402

i 10 телесные наслаждения получили по преимущест­ву название наслаждений, так как люди чаще всего погрязают в них и все в них участвуют. Так как толь­ко они общеизвестны, то и полагают, что они только и суть наслаждения. Ясно и то, что если бы наслаж­дение и деятельность не были бы благом, то блажен­ный не мог бы жить приятно, ибо ради чего нуждал­ся бы он в наслаждении, если б оно не было благом? Ведь он мог бы блаженно жить в страданиях Страда­ние ведь не зло и не благо, если наслаждение не есть благо. Поэтому к чему же ему избегать его? Жизнь хорошего человека не была бы ничуть приятнее [жизни дурного], если бы деятельность его не была сопряжена с наслаждением. Нам следует рассмот­реть мнение касательно телесных наслаждений тех, которые утперждиют, что к некоторым следует очень стремиться, ибо они прекрасны, не потому, однако, что они телесные наслаждения и свойственны не­воздержному. Однако почему п таком случае проти­воположные страдания дурны? Ибо ведь злу проти­воположно благо. Может быть, необходимые теле­сные наслаждения хороши только потому, что они не дурны? Или они хороши только до известного предела? Ибо во всех таких приобретенных свойст­вах и движениях, в которых избыток лучшего невоз­можен, невозможен и избыток наслаждения. Отно­сительно телесных благ, может быть, существует из­быток, и человек порочен, именно поскольку он стремится к этому избытку, а не поскольку — к необ­ходимым наслаждениям, ибо ведь все наслаждаются в некотором роде пищей, вином и любовью, но не все как следует. Обратное замечается касательно страдания. Не избыток его избегается, а страдание вообще. Страдание не противоположно избытку, за исключением лишь в том, кто стремится к избытку наслаждения.

§15- Однако следует высказать не только истину, но и причину лжи: это еще усиливает веру в истину, ибо выяснение причины, почему нечто кажется ис­тинным, не будучи истинным, придает более веры истине. Итак, следует объяснить, почему телесные

is*..-

наслаждения кажутся более желанными. Во-первых, потому, что наслаждение отгоняет страдание, и в силу этого люди стремятся к избытку наслаждения и вообще к телесным наслаждениям как к лечебным средствам от избытка страдания. Такие лечения — сильны, и люди потому хватаются за телесные на­слаждения, что думают противоположным изле­читься. Наслаждение, как сказано, кажется чем-то нехорошим в силу двух следующих причин. Во-пер­вых, в силу того, что некоторые наслаждения суть деятельности дурной природы, притом или при­рожденной, как, например, у животного, или же при­вычной, как, например, у дурных людей, а другие на­слаждения суть лечения, предполагающие недоста­ток, обладать же лучше, чем приобрести; наконец, третьи случаются только на пути к совершенству, они, следовательно, хороши лишь относительно. Сверх того, к телесным наслаждениям, как к наи­сильнейшим, стремятся те, которые не могут на­слаждаться ничем иным. Такие-то люди сами в себе возбуждают жажду наслаждения; это не заслуживает еще порицания, если безвредно, но дурно, когда вре­дит, ибо они не имеют ничего иного для наслажде­ния, а безразличное состояние во многих людях по их природе ни iuiuct страдание. Животное всегда страдает, спидстгльстиом чему служат физические теории, утпсрждающис, что зрение и слух сопряже­ны со страданием, но что мы к ним, как они говорят, привыкли. Подобным же образом человек в молодо­сти, вследствие роста, находится в состоянии, по­добном опьянению, и сама молодость есть уже на­слаждение. Напротив того, меланхолики по природе постоянно нуждаются в лечении, ибо тело их вслед­ствие смещения [его соков] постоянно испытывает гнет и находится в постоянном возбуждении. На­слаждение же отгоняет страдание, и притом проти­воположное наслаждению или вообще всякое, если наслаждение достаточно сильно, потому-то такие люди становятся невоздержными и дурными. На­слаждения, не имеющие примеси страдания, не спо­собны к избытку; таковы те, которые суть наслажде-

ния по природе, а не относительные. Относитель­ным наслаждением называют то, которое служит ле­чебным средством, ибо случается, что человек изле­чивается тем, что действует здоровыми частями тела, и потому-то ему это и кажется приятным. Наслажде­нием по природе я называю то, которое вызывает деятельность подобной [здоровой] натуры. Однако нет ничего такого, что всегда и безотносительно ос­тавалось наслаждением, вследствие того что приро­да наша не проста и что в ней есть еще нечто иное, в силу чего мы необходимо погибаем. Оттого-то од­на часть природы своею деятельностью может про­тиводействовать другой, в то время как при равно­мерной деятельности эта последняя не может казать­ся ни неприятной, ни приятной. Если бы природа человека была проста, то однообразная деятель­ность была бы ему наиболее приятной. Поэтому-то Божество наслаждается постоянно одним и про­стым наслаждением, ибо существует энергия не только движения, но и неподвижности, а наслажде­ние более заключается в покое, чем в движении. Из­менение же «наиболее сладко», по словам поэтов, в силу того, что природа человека испорчена, и по­добно тому как испорченный человек есть самый изменчивый, так природа нуждается в изменении, так как она не проста и не совершенна. Итак, сказано о воздержности и невоздержности, о наслаждении и страдании, что они по своему понятию и в каком отношении они благо или зло. Теперь остается ска­зать о дружбе. <...>

«КАТЕГОРИИ»

глава первая

Одноименными называются те предметы, у кото­рых только имя общее, а соответствующее этому имени понятие-определение [их сущности] — раз­личное, как, например, слово «создание» означает

и человека, и картину. У этих предметов одно только имя общее, а соответствующее имени понятие [сущ­ности] [в том и другом случае] различное: если ука­зывать, что значит для каждого из них быть «созда­нием», то в том и другом случае будет указано особое понятие. Соименными («однозначными») называ­ются предметы, у которых и имя общее, и понятие одно и то же, как, например «создание», это — и че­ловек, и бык. В самом деле, и человек, и бык называ­ются общим именем «создание», и понятие [здесь] одно и то же. Ведь если указывать понятие того и другого, что значит для каждого из них быть «созда­нием», то будет указано одно и то же понятие. Нако­нец, отыменными («паронимными») называются предметы, которые получают наименование от ка­кого-нибудь предмета сообразно его имени, отлича­ясь [при этом] падежным окончанием, как, напри­мер, от грамматики — грамматик, от мужества — му­жественный.

глава вторая

Одни слова говорятся в связи, другие без связи. Одни в связи, как, например: человек бежит, человек побеждает; другие без сня:ш, как.- человек, бык, бе­жит, побеждает. И:1 сущсстпующсго одно сказывает­ся о каком-нибудь подлежащем, но не находится ни в каком подлежащем; как, например, «человек» ска­зывается о подлежащем — определенном человеке, но не находится ни в каком подлежащем; другое на­ходится в подлежащем, но не сказывается ни о каком подлежащем (я называю «находящимся в подлежа­щем» то, что, не являясь частью чего-нибудь, не мо­жет существовать отдельно от того, в чем оно нахо­дится); так, например, отдельная грамматика нахо­дится в душе как подлежащем, но не сказывается ни о каком подлежащем. И некоторое белое находится как в подлежащем в теле (ибо всякий цвет — в теле), но не сказывается ни о каком подлежащем. А есть ве­щи, которые и сказываются о подлежащем, и нахо­дятся в подлежащем, как, например, наука находится

в подлежащем — душе и сказывается о подлежа­щем — грамматике. Наконец, некоторые вещи не на­ходятся в подлежащем и не сказываются ни о каком подлежащем: например, отдельный человек и от­дельный конь. Ничто подобное не находится в под­лежащем и не сказывается о подлежащем. И, вообще говоря, все индивидуальное и единое по числу не сказывается ни о каком подлежащем, но кое-что [здесь] может находиться в подлежащем. Так, отдель­ная грамматика принадлежит к числу того, что нахо­дится в подлежащем, но не сказывается ни о каком подлежащем.

глава третья

'"Ч

Когда одно скалывается о другом как о подлежа­щем, то нее, что гонорится о сказуемом, будет гово­риться и о иодлежащсм;так, например, человек [вооб­ще] сказывается о каком-нибудь определенном чело­веке, а живое существо («создание») — о человеке [вообще]; следовательно, живое существо будет сказы­ваться и о каком-нибудь определенном человеке: ведь определенный человек — это и человек, и живое су­щество. Если роды [даны] различные и не подчинен­ные друг другу, тогда различны по виду и видовые различия [у них]; так, например, различия у живого существа и у науки. Видовыми различиями у живого существа являются: живущее на суше (пешее), двуно­гое, крылатое и живущее в воде. Но ни одно из них не является видовым различием у пауки: ведь одна наука не отличается от другой тем, что она — двуногая. На­против, у подчиненных друг другу родов различия вполне могут быть одни и те же: ведь высшие роды сказываются о подчиненных им, а потому все те раз­личия, которые имеются у сказуемого, будут иметь место и по отношению к подлежащему.

глава четвертая

Из слов, высказываемых без какой-либо связи, каждое означает или сущность, или качество, или ко-

личество, или отношение, или место, или время, или положение, или обладание, или действие, или страдание. Сущностью является, коротко говоря, на­пример, человек, лошадь. Количество — это, напри­мер, в два локтя, в три локтя. Качество — например, белое, сведущее в грамматике. Отношение — напри­мер, двойное, половинное, большое. Где — например, на площади, в Ликее. Когда — например, вчера, в про­шлом, году. Положение — например, лежит, сидит. Обладание — например, обут, вооружен. Действие — например, режет, жжет. Страдание — например, его режут, жгут. Каждое из перечисленных слов само по себе не обозначает никакого утверждения [или от­рицания], но утверждение [или отрицание] получа­ется вследствие связи этих слов друг с другом: ведь всякое утверждение [или отрицание], по-видимому, или истинно, или ложно; из слов же, высказываемых вне всякой связи, ни одно не является ни истиной, ни ложью, как, например, человек, белое, бежит, по­беждает. „).;

главапятая

Сущ! 1ОСТЫО, о которой бы паст (идет) речь главным образом, прежде всею и чаще нссго является та, кото­рая не скжн jiuctch i ih о каком подлежащем и не нахо­дится ни н каком подлежащем, как, например, отдель­ный человек или отдельная лошадь. А вторичными сущностями называются те, в которых, как видах, за­ключаются сущности, называемые [так], в первую оче­редь, как эти виды, так и обнимающие их роды; так, например, определенный человек заключается, как в виде, в человеке, а родом для [этого] вида является живое существо. Поэтому здесь мы и говорим о вто­ричных сущностях, например, это — человек и живое существо.

Из предыдущего ясно, что у того, что сказывается о подлежащем, должно сказываться о нем как имя, Так и понятие; так, например, человек сказывается как о подлежащем об определенном человеке — и о нем, конечно, сказывается имя [человека]; на са-

мом деле можно будет отдельного человека обозна­чить именем человека, а равным образом и понятие человека может быть высказано относительно от­дельного человека: ведь отдельный человек является вместе с тем и человеком. Таким образом, и имя, и понятие могут сказываться о подлежащем. Напро­тив, у того, что находится в подлежащем, в большин­стве случаев ни имя, ни понятие не сказываются о подлежащем; в некоторых же случаях имя вполне может [иногда] сказываться о подлежащем, но по от­ношению к понятию это невозможно. Так, «белое», находясь в теле как подлежащем, сказывается о под­лежащем (ведь тело называется белым), но понятие белого никогда не может сказываться о теле. А все остальное или сказывается о первичных сущностях кук о подлежащих, или же находится в них какв под­лежащих. л)то становится ясным, если брать индиви­дуальные случаи: животное, например, сказывается о человеке, поэтому оно будет сказываться и об от­дельном человеке: если бы оно не сказывалось ни об одном из отдельных людей, оно не могло б сказы­ваться и о человеке вообще. С другой стороны, цвет находится в теле; следовательно, и в отдельном теле, если бы он не находился ни в одном из отдельных тел, он не мог бы находиться и в теле вообще. Таким образом, все остальное или сказывается о первич­ных сущностях как о подлежащих, или же находится в них как в подлежащих. Поэтому, если бы не суще­ствовало первичных сущностей, не могло бы суще­ствовать и ничего другого.

Что касается вторичных сущностей, то вид явля­ется в большей степени сущностью, чем род он бли­же к первичной сущности. В самом деле, если кто-нибудь станет определять первичную сущность, [указывая], что она такое, он понятнее (точнее) и ближе определит ее, указав вид, чем указав род; так, определяя отдельного человека, он понятнее (точ­нее) определит его, указав человека, нежели [указав] живое существо; первое [определение] — более ха­рактерное для отдельного человека, второе — более общее; и, определяя отдельное дерево, мы точнее

 

определим его, указывая дерево, нежели растение. Далее, первичные сущности называются сущностя­ми по преимуществу, потому что для всего осталь­ного они являются подлежащими и все остальное сказывается о них или находится в них. Но подобно тому как первичные сущности относятся ко всему остальному, таким же образом и вид относится к роду; в самом деле, вид является подлежащим для рода; ведь роды ска пинаются о видах, но виды, со своей стороны, не находятся в таком же отношении к родам. Значит, еще и по этой причине вид являет­ся в большей степени сущностью, чем род. Если же взять самые виды, поскольку они не являются родами, то здесь один не является в большей степени сущ­ностью, чем другой: твое определение будет ни­сколько не ближе, если ты укажешь человека в при­менении к отдельному человеку, чем если ты ука­жешь лошадь в применении к отдельной лошади. Таким же точно образом и из первичных сущнос­тей одна вещь не является в большей степени сущ­ностью, чем другая. Отдельный человек является сущностью нисколько не в большей степени, чем от­дельный бЫК;

Нполне справедливо вслед за первичными сущно­стями h:i ноего прочет одни только роды и виды на­пиваются мторичпыми сущностями: только одни эти иыс'кизьжанин раскрывают первичную сущность. В самом деле, если кто-нибудь будет определять от­дельного человека, указывая, что он такое, он подхо­дящим образом определит его, указывая [его] вид или род, и притом сделает [его] понятнее, обозначая (ука­зывая) [его] человеком, нежели животным. Но в слу­чае какого-либо другого указания это будет здесь указание неподходящее (чуждое), например, если указывать «белое», или «бежит», или что бы то ни бы­ло подобное. Потому вполне справедливо из всего остального только роды и виды называются сущнос­тями. Далее, первичные сущности, служа подлежащи­ми для всего остального, называются сущностями в самом основном смысле. И как первичные сущнос­ти относятся ко всему прочему, так же относятся ко

всему остальному виды и роды первичных сущнос­тей: ведь о них сказывается все остальное. В самом деле, отдельного человека можно назвать граммати­ком; значит, так можно назвать и человека, и живое существо. И подобным же образом обстоит дело и во всех остальных случаях.

Общей чертой для всякой сущности является — не быть в подлежащем. В самом деле, первичная сущность не находится в подлежащем и не сказыва­ется о подлежащем. Относительно же вторых сущ­ностей ясно и само собой, что они не находятся в подлежащем, ведь человек сказывается об отдель­ном человеке как о подлежащем, но он не находит­ся в подлежащем: ибо человек не находится в от­дельном человеке. Таким же образом и живое суще­ство сказывается как о подлежащем об отдельном человеке, по имеете с тем живое существо не нахо­дится в отдельном человеке. А затем — у того, что находится в подлежащем, имя может, конечно, ска­зываться о подлежащем, но понятие — ни в коем случае. Напротив (между тем), у вторичных сущнос­тей сказывается о подлежащем и понятие, и имя: ведь понятие человека можно будет высказать по отношению к отдельному человеку, и понятие жи­вого существа — также. Поэтому сущность не при­надлежит к числу того, что находится в подлежа­щем. Мы не имеем здесь при этом специального свойства сущности, но и [видовое] отличие принад­лежит к числу того, что не находится в подлежащем. Ведь «живущее на суше» и «двуногое» сказываются как о подлежащем о человеке, но не находятся в подлежащем: двуногое или живущее на суше не на­ходятся в человеке. Равным образом и понятие (со­держание) видового отличия сказывается обо всем, о чем сказывается видовое отличие: например, если в применении к человеку говорится о «живущем на суше», то о нем не может быть высказано и понятие «живущего на суше». Ведь человек есть то, что живет на суше. И пусть вас не смущает то обстоятельство, что части сущностей находятся в целых как в подле­жащих, чтобы нам не пришлось утверждать, что эти

части не сущности: ведь о том, что находится в под­лежащем, говорилось не в смысле вещей, которые как части находятся в чем-нибудь.

У сущности и у [видовых] отличий та общая чер­та, что все получает по ним одинаковое (однознач­ное) наименование. Все заимствованные от них оп­ределения (сказуемые — categoriae) сказываются или об индивидуумах, или о видах. На основе пер­вичной сущности не дается никакое определение (сказуемое): она ведь не скапывается ни о каком подлежащем. Что же касается вторичных сущнос­тей, то вид сказывается об индивидууме, а род — и о виде, и об индивидууме. Подобным же образом и [видовые] отличия сказываются и о видах, и об ин­дивидуумах. С другой стороны, первичные сущнос­ти принимают определение через видовое понятие и через родовое понятие, а вид — через родовое. Ибо все, что говорится о сказуемом, может быть сказано и о подлежащем. Таким же точно образом и виды, и индивидуумы принимают определение через по­нятие [своего видового] различия. Между тем одно­значными (синонимичными) были у нас названы те предметы, у которых и имя общее, и понятие одно и то же. Поэтому все, получающее обозначение от [вторичных] сущностей и от (видовых] отличий, по­лучаст однозначные (синонимичные) наимено­вании.

Всякая сущность, по-видимому, означает некото­рую данную вещь. По отношению к первичным сущ­ностям бесспорно и истинно, что здесь имеется в ви­ду такая вещь. То, что этим путем указывается, есть [нечто] неделимое и единое по числу. Что же касается вторичных сущностей, то они тоже, казалось бы, со­ответственно характеру (форме) делаемого высказы­вания обозначают некоторую данную вещь, если, [на­пример], сказать (говорить) о человеке или о живом существе; однако же это не совсем верно: скорее та­ким путем обозначается некоторое качество; ведь подлежащее [здесь] не одно, как при первичных сущ­ностях, но человек и живое существо высказываются о многих [единичных предметах]. Только вторичные

сущности обозначают не просто отдельное качество, как это делает, [например], белое: ведь белое не озна­чает ничего другого, кроме качества. Между тем вид и род устанавливают качество в отношении к сущнос­ти: они обозначают (указывают на) некоторую каче­ственно определенную сущность. Род при этом дает более общее определение, чем вид: если назвать жи­вое существо, этим достигается больший охват, чем если назвать человека. У сущностей также имеется то свойство, что ничто не является им противополож­ным: в самом деле, что могло бы быть противополож­но первичной сущности, например отдельному чело­веку или отдельному животному? Ничего противопо­ложного [здесь] нет. Равным образом нет ничего противоположного и человеку [вообще] или живот­ному [ио()Г)|цс|. 11ри этом эдссь мы не имеем отличи-тслы них> пи>йгпи i ущ!кхти, iю то же самое встреча-егся и во многих других случаях, например при коли­чественных определениях. Величине в два локтя или в три локтя нет ничего противоположного, также и десяти и [вообще] ничему из подобных определе­ний; разве только если сказать, что многое противо­положно немногому (малочисленному) или большее малому. Во всяком случае, из числа определенных ко­личеств ни одно не противоположно ни одному [дру­гому].

К сущности, по-видимому, неприменимы [опре­деления] «больше» и «меньше». Я не хочу этим ска­зать, что одна сущность не может быть сущностью в большей или в меньшей мере, чем другая (выше уже сказано, что это так), но что каждая сущность в отношении к тому, что она есть, не бывает больше и меньше. Так, например, если эта вот сущность есть человек, то не будет человеком в большей и в меньшей мере ни сам он по отношению к себе, ни один по отношению к другому. Ведь один человек не является в большей мере человеком, чем другой, подобно тому как одно белое является в большей или меньшей мере белым, чем другое, и одно кра­сивое называется в большей или меньшей степени красивым, чем другое. [В подобных случаях] также

и одно и то же называется большим и меньшим по отношению к самому себе: так, например, тело, бу­дучи белым, называется в настоящий момент в большей мере белым, чем прежде, и, будучи теп-лым, -г- в большей и в меньшей мере теплым. Между тем сущность совсем не называется таковой в мень­шей и в большей мере: ведь и человек не называет-ся в настоящий момент человеком в большей мере, чем прежде, а точно так же и ничто из того, что от­носится к сущностям. Таким образом, к сущности неприменимы [определения] «больше» и «меньше». Главной особенностью сущности является, по-ви­димому, то, что, будучи тождественной и единой по числу, она может получать противоположные оп­ределения. По отношению к остальному — всюду, где мы не имеем сущностей, нельзя было бы указать (на) что-нибудь подобное, что, будучи единым по числу, способно принимать противоположные оп-ределения: так, цвет, единый и тождественный по числу, не может быть белым и черным; равным об­разом то же самое действие, единое по числу, не бу­дет плохим и хорошим. И то же самое имеет место во всех случаях, где мы не имеем дело с сущностя­ми. Между тем сущность, будучи единой и тождест­венной по числу, может принимать противополож­ные определения: так, например, отдельный чело­век, будучи единым и тождественным себе, иногда делается белым, иногда черным, а также теплым и холодным, дурным и хорошим. По отношению ко всему другому это не имеет места, разве только кто-нибудь укажет на речь и на [человеческое] мнение, утверждая, что они способны принимать противо­положные определения. В самом деле, одна и та же речь кажется истинной и ложной: например, если истинно утверждение, что кто-нибудь сидит, то, когда он встанет, это же самое утверждение будет ложным. То же самое и по отношению к мнению: ес­ли кто-нибудь правильно полагает, что такой-то че­ловек сидит, то, когда этот последний встанет, пер­вый, сохраняя о нем то же самое (прежнее) мнение, будет уже судить неправильно. Однако если и допу-

стить это, то здесь все-таки существует различие в способе, [которым здесь и там даются противопо­ложные определения]. У сущностей их свойства, меняясь сами, принимают противоположные оп­ределения. Ставши холодным из теплого, оно (та­кое свойство) изменилось (ибо получило другое качественное выражение), и также — став из бело­го черным и из дурного хорошим. Таким же точно образом и все остальное, подвергаясь изменению, допускает противоположные определения; между тем речь и мнение, будучи сами по себе во всех от­ношениях неподвижными, остаются совершенно без изменений, но вследствие движения в предмете для них получает силу противоположная оценка:: депопителыю, речь (утнсрждспис) остается все та же, (например) что кто-нибудь сидит, но в результа-ir ироиипе дшпо движении в предмете она оказыва­ете и иногда in тинной, иногда ложной. Так же обсто­ит дело и с мнением. 11о;этому допускать противопо­ложные определения в иамис имости от собственной перемены — это составляег отличительное свойст­во сущности, если учитывать способ, [при котором они имеют место]. Если же кто-нибудь признал бы также, что речь и мнение допускают противопо­ложные определения, то это [будет] неверно. Речи и мнению приписывается способность допускать противоположные определения не потому, что они сами допускают что-нибудь, но потому, что в чем-то другом переменилось состояние: в зависимости от того, имеет ли место или нет [указываемый] факт, через это называется истинной или ложной сама речь, а не в зависимости от того, что они сами допускают противоположные определения; в са­мом деле, ни речь, ни мнение непосредственно ни­сколько и ничем не приводятся в движение. Поэто­му, ввиду отсутствия в них какого-либо изменения, они не способны принимать противоположные определения. Между тем сущность признается спо­собной принимать такие определения, поскольку она эти определения принимает сама: она прини­мает болезнь и здоровье, белый и черный цвет;

принимая сама каждое из таких определений, она признается допускающей противоположные опре­деления. Потому отличительным свойством сущнос­ти является то обстоятельство, что, будучи той же са­мой и единой по числу, она допускает противопо­ложные определения через изменение ее самой. Теперь довольно о сущности.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 529. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия